Простые правильные вещи. От враждебности к гостеприимству

Простые правильные вещи. От враждебности к гостеприимству

   Первое, что характеризует духовную жизнь, — это путь от одиночества к уединению. Вторая, не менее важная ее черта, — это движение души, в котором враждебность преобразуется в радушие, гостеприимство. На этом пути живительные перемены по отношению к самому себе могут достичь полноты через преображение взаимоотношений с другими людьми.
Гостеприимство подразумевает дружеское участие без назойливости и свободу без отстраненности… Гостеприимство — это создание пустоты, но не той, что пугает, а той, что радует душу… Большинство из нас не ищет пустоты и простора, а старается как можно плотнее заполнить свою жизнь. Занятость считается благословением, праздность — проклятием. Из-за внутренней напряженности для нас тяжело молчание… Воистину мы превратились в чрезмерно озабоченных людей, которых страшит неизвестность пустоты и безмолвие уединенности. Постоянные заботы помогают поддерживать тот привычный мир, которым мы себя окружили, и не дают войти в него серьезным изменениям. Но все же, если мы хотим обрести спасение, если жаждем исцеления и новой жизни, то, в первую очередь, нам нужно свободное и удобное место, где с нами может произойти что-то новое...
Если рассматривать гостеприимство как создание в душе некоего свободного доброжелательного пространства, в котором мы рады встретить незнакомца и предложить ему дружбу, то окажется, что в жизни много места для таких взаимоотношений… Мы способны дать окружающим много больше, чем предполагаем сами. Внимательное слушание, в первую очередь, подразумевает подлинное присутствие говорящего и слушающего друг для друга. Почему происходит исцеление, когда мы с участием слушаем другого человека? Потому что такая беседа позволяет гостю увидеть местность, по которой он странствует и помогает ему найти дорогу, по которой он призван идти. Многие из нас давно потеряли связь со своим прошлым и перестали воспринимать жизнь как свою историю, видя в ней лишь изменчивую череду событий, над которой они не властны. Рассказывая о себе, гость может увидеть, как в зеркале, тот неповторимый путь, который привел его к настоящему положению, и понять, куда ему двигаться дальше… Для слушающего самый важный вопрос не «что сказать или сделать?», а " как освободить свое сердце, чтобы оно вместило рассказ гостя?"
Однако принятие — лишь одна сторона гостеприимства. Другая, не менее важная, — это конфронтация. Подлинное гостеприимство предполагает и определенное столкновение, поскольку встречаются два разных мира. Только пространство с хорошо очерченными границами может быть надежным местом, и такими границами в данном случае служат рамки нашей собственной системы ценностей. Настоящий диалог между «кем-то» и «никем» невозможен. Подлинное общение с другим человеком возможно лишь в том случае, если мы открываем перед ним свою систему ценностей и взглядов. Наши ценности служат некими рамками, помогающими гостю определить свою позицию и критически ее осмыслить. Конфронтация — это нечто большее, чем «разговор начистоту». Слова редко оказываются самой важной формой явления себя гостю. Больше всего о нас говорит сам уклад нашей жизни...
Мы продвигаемся от неприязни к радушию лишь в той степени, в которой одиночество нашего сердца превращается в уединенность. Стоит нам открыть источник жизни в глубинах собственного сердца и принять свое одиночество не как злую долю, а как призвание, как ту же мы становимся способны предложить свободу другим людям. Стоит нам отказаться от стремления реализоваться самому, как мы оказываемся способными предоставить место для другого. Парадокс гостеприимства в том, что хорошим хозяином может стать только бедный хозяин. Нищета — это состояние души, когда нам не нужно ничего защищать, нет врага, но каждый — друг...
Человек, переполненный идеями, теориями, оценками и убеждениями, не может быть радушным хозяином. У него внутри нет свободного места, чтобы вместить слова собеседника, и открытости, чтобы принять дар, который принесет гость. Нищета ума — это духовное состояние, когда мы способны признать непостижимость тайн мироздания. Возрастая духовно, мы всё больше способны отказаться от намерения понять и объяснить всю полноту бытия; тем самым мы больше готовы вместить это бытие в себя… В разряд знающих попадают не те, кто может точно объяснить, кто такой Бог, где добро и где зло. Подлинно знающими становятся те, чье осознанное не-знание дает им свобод услышать голос Божий в словах других людей, различать Его в событиях дня или в книгах, повествующих о личном опыте других людей из разных мест и времен. Нищее сердце способно принять опыт и переживания других людей как дар. Настоящая общность возникает именно при нищете сердец, потому что не в самодостаточности, а только в созидательной взаимосвязи друг с другом перед нами начинает открываться таинство бытия.
Иоганн Метц, немецкий священник и богослов 20-го века:
" Нужно забыть о себе, чтобы другой смог приблизиться. Пусть часто нам страшно, и мы сопротивляемся, но нужно открыть себя для него, чтобы во всей полноте раскрылась его неповторимость. Как часто мы ограничиваем другого человека, видя в нем лишь то, что хотим увидеть. Тогда мы не способны проникнуть в тайну его бытия: мы встречаемся лишь с собою. Не отважившись на нищету сердца ради встречи, мы способны лишь на очередное самоутверждение. Тогда расплатой становится одиночество. Не решившись потерять душу свою(Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее, Мф 10:39), мы лишаем свою жизнь сердечной полноты человеческого бытия. Мы остаемся лишь тенью своей подлинной личности".
***
Самая основная трудность в деле помощи людям — стать для них дорогой, но не встать поперек их дороги.

Генри Нувен «Постижение. Три ступени духовной жизни»

Похожие публикации:
   Зашла на днях в магазин – уже продают елочные игрушки, свечи, серпантин. Скоро Рождеств...
Каким образом дьявол атакует наш разум? Искаженной картиной реальности. Достигает он этого с помощью...
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказ...
   В нашем мире хватает душевных страданий. Но часть из них порождена ошибочным представле...
Самая большая преграда, не пускающая нас в то измерение духовной жизни, где рождается подлинная моли...
Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Что значит любить как самого себя? До недавнего времени ...
12:02
2702
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...