Стих 1: «Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?»
Беседа начинается с обсуждения того, как Павел продолжает иллюстрировать перемену в отношении к закону и новой жизни у людей, рожденных свыше.
Павел использует фразу «Разве вы не знаете?», апеллируя к тому, что это продолжение предыдущего рассуждения. Он приводит дополнительные аргументы, используя пример брака.
Обсуждается вопрос о том, как можно по-новому взглянуть на отношения между верующими и законом. Предполагается, что Павел имеет в виду не столько сам закон, сколько грех, поскольку позже он говорит, что закон свят, а человек — плоть, преданная греху.
Отмечается, что закон имеет власть над человеком, пока он жив. Также подчеркивается связь между законом и нарушением закона у ветхого человека.
Павел говорит не только о законе, но и о грехе. Предлагается прочтение: «Разве вы не знаете, братья, что закон имеет власть над человеком, пока он жив? Грех имеет власть над человеком, пока он жив».
Стихи 2-3: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.»
Приводится пример закона о браке, который был известен в то время: женщина могла освободиться от обязанности замужества только после смерти мужа.
Стих 4: «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу.»
Объясняется, что верующие умерли для закона телом Христовым. Хотя сами верующие физически не умирали, Иисус Христос умер за них. Цель этой смерти — чтобы верующие приобрели те свойства, которые можно получить благодаря смерти.
Первое свойство, которое приобретают верующие: они умирают для закона, то есть умирают для греха. Это происходит образно, а не физически. Результат смерти Христа касается верующих, они умирают для греха, чтобы жить жизнью Христовой.
Цитируется фраза «Чтобы принадлежать другому, воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу». Отмечается, что здесь нет новых концептов, а добавляется еще одна иллюстрация на примере замужества.
Обсуждается идея о том, что верующие умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому (Христу) и приносить плод Богу. Это интерпретируется как смерть для греха, чтобы жить для Бога.
Стих 5: «Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, [обнаруживаемые] законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти;»
Отмечается, что грех не появляется вместе с законом, а уже существует в человеке из-за первородного греха Адама и Евы.
Закон дан, чтобы обнаружить грех, а также как детоводитель ко Христу. Когда люди жили по плоти, страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в их членах, чтобы приносить плод смерти.
Обсуждается концепция смерти как результата грехопадения. Смерть рассматривается как «лакмусовая бумажка», которую Бог внедрил, чтобы человек был знаком с физической смертью. Отмечается, что нерожденный свыше человек живет в смерти, не понимая этого.
Проводится параллель между физической смертью и жизнью без Бога. Утверждается, что разделение с Богом хуже физической смерти, но плоть не позволяет человеку почувствовать фатальность этой проблемы.
Приводится пример переживания Иисуса Христа на Голгофе, когда он испытал разделение с Богом. Это рассматривается как самый тяжелый момент в земной жизни Христа.
Обсуждается идея о том, что верующие часто не осознают глубину проблемы разделения с Богом. Проводится параллель между кратким разделением Христа с Богом на кресте и повседневными моментами, когда верующие «забывают» о Боге.
Рассматривается концепция «бодрствования» в духовной жизни. Приводится пример царя Давида, который в момент небодрствования совершил грех. Отмечается, что когда человек не бодрствует, он может быть категоричным в своих суждениях, не видя проблемы в себе.
Обсуждается идея о том, что закон обнаруживает грех, который уже существует в человеке. Подчеркивается, что человек рождается с грехом из-за первородного греха Адама и Евы.
Рассматривается пример брака, который Павел использует для иллюстрации. Отмечается, что женщина не могла сама развестись, кроме случая прелюбодеяния. Законное решение этого вопроса возможно только через смерть. Это используется как аналогия для объяснения изменения отношений верующих с законом через смерть Христа.
Обсуждается идея о том, что верующие приобретают новую природу во Христе. Это сравнивается с превращением рыбы в птицу: хотя природа изменилась, привычки остаются прежними, и требуется время для адаптации к новому образу жизни.
Стих 6: «но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.»
Рассматривается концепция «обновления духа». Отмечается, что у совершенных чувства приучены к различению добра и зла, но для достижения этого состояния требуется тренировка и усилие воли.
Обсуждаются средства благодати, которые помогают в обновлении духа: чтение Писания, молитва, общение с верующими, богослужение, поклонение. Подчеркивается важность церкви как среды обитания, предопределенной Богом для верующих.
Главные мысли:
— Верующие освобождаются от бремени закона через смерть Христа и вступают в новые отношения с Ним.
— Раньше закон исполнялся «из-под палки», теперь верующие делают добро из любви к Богу.
— У верующих новая природа, но нужно правильное отношение к закону — не как способ заслужить любовь Бога, а выразить любовь к Нему.
Черты Бога:
— Обновляющий дух верующих
— Терпеливый учитель
— Единый с Отцом
— Человеколюбивый
— Мудрый
— Решительный и жертвенный
— Сам стоит за Евангелием
Практические выводы:
— Обновлять свой дух, чтобы приносить плод Богу
— Глубже познавать Христа, чтобы лучше исполнять закон
— Бодрствовать духовно
— Помнить, что не обновляться духовно — значит идти против своей новой природы во Христе