а. Определение
Однажды к священнослужителю подошла женщина и спросила: «Есть ли у вас молитва от порчи, сглаза, бессонницы?..»
Затем она назвала длинный список нужд и проблем.
Женщина считала, что по поводу каждой проблемы есть особая, кем-то составленная молитва.
Митрополит Антоний Сурожский сказал так: …очень важно помнить, что молитва – это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога. И тот факт, что Бог может сделать для нас Свое присутствие явным или оставить нас с чувством Своего отсутствия, уже является частью этих живых, реальных отношений…
б. Кому и сколько
— Отцу в имени Иисуса Христа
И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне.
(Иоан.14:13)
— Кратко по существу и непрестанно
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
(Матф.6:7,8)
Мне думается, что такое ограничение связано прежде всего с человеческими уловками, чтобы что-то выпросить у Бога и никак не может быть связано с исканием лица Божьего — с желанием познать Бога.
— Непрестанно
Сам формулировка этого пункта создаёт видимое противоречие. Как можно молиться кратко и одновременно не переставая?
Непрестанно молитесь.
(1Фесс.5:17)
Непрестанно - αδιαλείπτως (адиалЭйптос) непрерывно, непрестанно, постоянно
Значение императива настоящего времени не в том, что верующие должны молиться ежедневно и ежеминутно, но в том, что мы должны периодически возносить молитвы к Богу.
Нам следует сделать своим обыкновением пребывание в присутствии Божьем и искать Его лицо.
в. Как молится
Один солдат, которого никто не учил молиться, выйдя живым из страшной битвы, сказал: «В разгар сражения человеку не нужно подсказки, как обратиться к Богу».
Интересное уточнение, что слова эти были сказаны именно солдатом и не из тыла, а из битвы.
Солдату в бою точно не до религиозных церемоний — всё честно, коротко и по существу.
Давайте снова вспомним пример одной очень короткой и очень действенной молитвы покаяния и попробуем рассмотреть её в контексте составляющих форму молитвы:
39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
41 и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
(Лук.23:39-43)
1. Молитва была произнесена в страхе Божьем и с верою
2. Сердце и уста молящего противопоставлены миру
3. Молящийся понимает, что не достоин просимого, его сердце сокрушено о своих грехах и он апеллирует к милости Бога
4. У молящегося нет «запасного варианта» решить свои проблемы
5. Молящийся просит и ищет только Царствия Божьего. Всё остальное реально не представляет для него никакого значения.
6. Он обращается только ко Христу
7. Он обращается ко Христу, как к Богу
1. Неисповеданный грех
«Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать.»
(Ис. 59:1-2)
«Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь”
(Псалом 65:18)
2. Неразрешенный конфликт с другим верующим
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.»
(Матф. 5:23-24)
3. Неразрешенный конфликт в браке (пренебрежительное отношение к жене/мужу)
«Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.»
(1Пет. 3:7)
Тот же самый принцип применим и к женщинам. Если они неправильно обращаются со своими мужьями, их молитвы тоже не будут отвечены. Если в семье царит мир, молитвы будут отвечены с избытком. Но раздоры, ссоры, цинизм, сарказм и постоянное отсутствие мира гарантирует, что молитвы не будут отвечены.
4. Молитва напоказ
«И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.»
(Матф. 6:5-6)
5. Лицемерные молитвы
И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих;
(Ис.29:13)
Когда мы молимся, Господь прислушивается к нашим сердцам, а не к нашим устам.
Важны не столько слова, нами произносимые, сколько реальные мысли, которые стоят за этими словами в глубине нашей души — наши реальные мотивы.
«Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце»
(1 Царств 16:7)
6. Молитва, чтобы удовлетворить свой грех
«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.»
(Иак. 4:2)
7. Молитва в гордости относительно Бога или других людей
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
7 Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.
(1Пет.5:5-7)
Интересно здесь проиллюстрированна гордость перед Богом — неповиновением др.другу и пастырям
9 Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
(Лук.18:9-14)
Здесь слово более употребляется не совсем точно из-за сложности перевода.
Реальное значение последних слов Христа в этой притче правильнее звучит как:
»Сей пошёл оправданным, в отличии от того". Т.е. фарисей пошёл вообще неоправданным.
8. Отсутствие воли Божьей
«…когда просим чего по воле Его, …получаем просимое от Него.»
(1Иоанна 5:14-15)
Мы не всё знаем и то, что на наш взгляд выглядит неплохой и правильной просьбой, в реальности может противоречить воле Божьей.
Тут уместно вспомнить не отвеченную молитву апостола Павла:
7 И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.
8 Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня.
9 Но [Господь] сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.
(2Кор.12:7-9)
9. Отсутствие веры
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.»
(Евр. 11:6)
5 Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.
7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа.
(Иак.1:5-7)
Интересно, что пример приведён именно в отношении мудрости. Я не вижу в писании ни одного случая, когда Господь не даёт мудрости
10. Идолопоклонство любого рода
«Сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего пред лицем своим: могу ли Я отвечать им?”
(Иезекииля 14:3)
11. Непрощение
»И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши”
(Марка 11:25)
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
(Матф.6:11,12)
12. Невнимательность к бедным препятствует молитвам.
«Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тог и сам будет вопить, — и не будет услышан”
(Притчи 21:13)
13. „Тёплость“ в вере и отношениях с Иисусом
14 И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:
15 знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
16 Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих.
(Откр.3:14-16)
Если Иисус — наш Ходатай пред Отцом говорит, что отторгнет нас от Своих уст, это означает, что ходатайства больше нет и, что просить Отца в имени Иисуса мы уже не можем.
а. Пост
Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте.
(Ис.58:4)
Здесь я не буду повторять всю проповедь о посте, но уточню главную мысль, которую можно вынести из всей главы 58 книги пророка Исайи:
6 Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо;
7 раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся.
8 Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
9 Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: „вот Я!“ Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
10 и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой [будет] как полдень;
(Ис.58:6-10)
Хотите усилить свою молитву — усильте интенсивность праведности вашей жизни.
б. Совместная молитва
Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
(Матф.18:19)
Хочу здесь привести цитату неизвестного мне автора: »Хорошо вместе молятся те, кто хорошо молится поодиночке."
Выводы:
1. Если Иисус краеугольный камень, фундамент нашей жизни/нашего дома, то молитва — цемент, связывающий дом с фундаментом.
Без личной постоянной молитвы, нет христианина.
Без общей молитвы — нет церкви.
2. Поэтому очень важно пересматривать свою жизнь на факторы препятствующие нашим взаимоотношениям с Богом.
3. Главный вектор всех наших молитв должен быть направлен на поиск Царства Божьего — т.е. на познание Бога и Его воли.
Если мы хоть раз чувствовали присутствие Божье и Его прикосновение к нашей жизни, то мы однозначно понимаем, что это достойно быть смыслом всей нашей жизни.
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
(Матф.6:31-33)