1-е Послание к Коринфянам. Размышления в малой группе. Гл.2:1-10

Недавно во время прогулки мы встретили членов Тушинской церкви. Они отдыхали на лавочке после изучения еврейского языка, обсуждая тему взаимодействия с Духом Святым.

Эта тема совпала с последней проповедью их пастора А. Петрова, основная идея которой заключалась в том, как верующие взаимодействуют с Духом Святым в повседневной жизни. Из краткого разговора я понял, что речь шла преимущественно о межличностной коммуникации – как моя личность взаимодействует с Личностью Духа Святого, рассматриваемого как одну из трех ипостасей Бога.

Интересно отметить, что такой подход несколько отклоняется от традиционного библейского учения. В Писании вы не найдете прямых указаний на подобную форму взаимоотношений. Однако несомненно существует подлинное, уникальное взаимодействие верующего с Духом Святым. Давайте рассмотрим, каким оно должно быть согласно тому, что прекрасно изложено в данном отрывке.

Стихи 1-3: «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, 2 ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, 3 и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете.»

Представьте атмосферу Коринфа, в которой оказался апостол Павел. Он пришел в чрезвычайно агрессивную среду, причем напряжение присутствовало не только во внешнем окружении, но и внутри самой церкви. Это важно понимать: проблемы, с которыми сталкивался Павел, существовали непосредственно внутри христианской общины. Как он сам описывает, он находился «в немощи, страхе и великом трепете».

Некоторые связывают это состояние с предыдущими испытаниями Павла – его избиением и заключением в тюрьму в Филиппах, изгнанием из Фессалоники и Вереи, насмешками в Афинах. Однако, если бы Коринф стал для него местом покоя после всех трудностей, вряд ли он описывал бы свое пребывание там словами страха и трепета. Логичнее было бы выразить облегчение и благодарность.

Факт в том, что Павел не мог расслабиться в Коринфской церкви. Он осознавал, что его сил недостаточно для ведения сложных богословских диспутов, особенно после пережитых испытаний и в такой непростой обстановке. Поэтому он избрал иную тактику – проповедовать самое простое Евангелие, как он сам говорит: «Приходил возвещать вам свидетельство Божье не в превосходстве слова или мудрости».

Павел намеренно отказался от сложной риторики и философских аргументов. Хотя в других обстоятельствах, например в Ареопаге, он мог вести более сложные рассуждения, здесь он выбрал иной подход. Интересно, что это противоречит нашим обычным представлениям: когда мы оказываемся среди «умных» оппонентов, мы стремимся показать собственную эрудицию или замолкаем от страха.

Апостол же, обладая всеми необходимыми интеллектуальными способностями, сознательно «сдает позиции» и проповедует минимум. Как он говорит: «Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого». Это мудрое решение – полностью довериться Богу, когда понимаешь, что человеческими силами спор не выиграть.

К сожалению, подобные ситуации встречаются и в современных церквях, где есть люди, готовые спорить о чем угодно, не принимая никаких аргументов. В таких обстоятельствах стоит помнить подход Павла: доверить все Богу и сосредоточиться на самом главном – спасении через Христа.

Стих 4: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы,» 

Размышляя о словах апостола Павла «И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы», стоит задуматься: что же означает это «явление духа и силы» при проповеди простого Евангелия?

Прежде всего, важно понимать, что здесь Павел не рассказывает о внешних чудесах или сверхъестественных проявлениях вроде «золотой пыли» или «перьев ангельских». Он говорит о самой сущности проповеди, которая всегда направлена на изменение человеческого сердца.

Когда Павел говорит, что его проповедь была «в явлении духа и силы», он указывает на конечный результат своего служения. Люди каялись, церковь росла – и это происходило не благодаря красноречию или интеллектуальным аргументам, а через прямое воздействие Святого Духа на сердца слушающих.

Примечательно, что сам Павел подчеркивает свою слабость: он был «в немощи, страхе и трепете». Это состояние еще ярче демонстрировало, что человеческая слабость не может ничего совершить – только сила Духа Святого способна по-настоящему преобразить людей. Когда Бог касается сердец, происходят подлинные изменения, чего невозможно достичь просто человеческими словами.

Как отметил один из участников обсуждения, Святой Дух мог касаться именно тех «червоточинок» в сердцах слушателей, которые были готовы к покаянию – без умудрствования и многочисленных аргументов.

Павел далее объясняет цель такого подхода: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией». Здесь раскрывается глубокий смысл: можно интеллектуально убедить человека в преимуществах христианства, даже изменить его образ жизни, но это не значит, что произойдет истинное спасение, возрождение к новой жизни.

Для тех, кто занимается благовестием и беспокоится о своих способностях отвечать на сложные вопросы, это важное напоминание: если мы полагаемся лишь на интеллектуальные способности, мы можем не достичь главной цели. Для божественного результата нужны божественные инструменты – полное доверие Богу и молитва о действии Святого Духа.

Как заметил один из собеседников, с точки зрения абсолютного проповедника – Иисуса Христа – все мы говорим несовершенно. Поэтому без силы Святого Духа наши усилия будут тщетны, и именно этому принципу следовал сам Павел, научившись у своего Учителя.

Стих 5: «чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией.»

Когда Павел говорит: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией», он указывает на фундаментальное различие между двумя основаниями веры. Мудрость человеческая – это поистине ненадежное основание, и вот почему.

Представьте: сегодня вы кого-то убедили интеллектуальными аргументами принять христианство, его разум сейчас способен понять и принять эту логику. Но что если завтра у этого человека начнется деменция? Какова будет судьба его веры?

Если человек принял христианство лишь на интеллектуальном уровне, то при серьезных проблемах с когнитивными функциями он, скорее всего, «улетит далеко» от веры. Ему будет просто не до этого, поскольку основание его веры разрушится вместе с утратой интеллектуальных способностей.

С другой стороны, существуют многочисленные примеры христиан, которые из-за болезни или старости утратили способность логически объяснять свою веру, но при этом никуда не отошли от Христа. Они уже не могли рационально обосновать, почему остаются с Ним, но продолжали твердо держаться веры. Почему? Потому что их вера утверждалась на самом надежном основании – когда Дух Святой берет сердце человека и называет его Своим.

В Писании сказано, что «лукаво сердце человека, крайне испорчено». Именно поэтому вера, основанная лишь на человеческом разуме, всегда будет уязвима, в то время как вера, утвержденная на силе Божией, остается непоколебимой даже при самых тяжелых испытаниях.

Стихи 6-7: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, 7 но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей,»

Размышляя о словах Павла: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего приходящего, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей», приходит понимание глубокого различия между духовно зрелыми и незрелыми верующими.

У «совершенных» верующих, как отмечают участники обсуждения, «чувства навыком приученные к различению добра и зла». Незрелые же христиане, какими были коринфяне, еще не способны воспринимать глубокие духовные истины – они разделяются по поверхностным признакам, спорят о том, кто кого крестил, у кого лучше получаются чудеса.

Существует целый ряд сложных богословских вопросов, которые трудно обсуждать с неутвержденными верующими:
— Предизбрание
— Троица
— Глубинные вопросы спасения
— Крещение младенцев
— Проблема зла и Божьего суверенитета
— Разница между душой и духом

С духовно зрелыми можно обсуждать более глубокие вопросы: как не выгорать в служении, как сохранять духовную бодрость, как каждый день видеть Христа по-новому, как влиять на своих близких. Незрелому христианину рано думать об этом – он рискует показать «маргинальное христианство», которое оттолкнет других от веры.

Почему же Павел говорит о «мудрости не века сего и не властей века сего»? Потому что мирские вопросы, включая политику, временны и в вечности не имеют значения. Правители мира думают, что от них многое зависит, но на самом деле они лишь «марионетки» в глобальном противостоянии между Богом и дьяволом, причем дьявол полностью под Божьим контролем.

«Премудрость Божия, тайная, сокровенная» направлена на изменение наших сердец. Главная проблема человека – он сам, и единственный инструмент для изменения – Божье слово. Только Творец знает, как устроена душа и как отделить ее от зла, не разрушив. Никакая психология или человеческая мудрость не способна на это – они «как слон в посудной лавке».

Эта премудрость недоступна «властям века сего» – Бог сокрыл ее от них. Она может звучать простыми словами, но не достигает их сердец. У них просто нет «хваталок», чтобы взять и использовать этот божественный инструмент.

Стих 8: «которой никто из властей века сего не познал; ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы.»

Существует простой, но безошибочный критерий, позволяющий отличить человека, способного принять Божью премудрость, от того, кто не может этого сделать – это отношение к Евангелию, в особенности к распятию Христа.

Яркий пример этого мы видим в опыте Павла в Ареопаге. Когда он общался с афинскими мудрецами, они были готовы слушать его философские рассуждения и даже соглашаться с ними. Однако, как только речь зашла о распятии и воскресении Христа, их реакция резко изменилась: «Об этом послушаем тебя в другой раз». 

До этого момента они могли воспринимать слова Павла, но дальше наступил рубеж, который оказался несовместим с природой невозрожденного человека. Эта истина стала для них непреодолимым барьером – они не просто не хотели ее принимать, они не могли ее воспринять. 

Таким образом, крест Христов становится тем водоразделом, который определяет, способен ли человек принять и использовать Божью мудрость, или эта духовная «информация» для него недоступна «на прием» и «на использование».

Стих 9: «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.»

Часто можно встретить, как стих о том, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его», используется в отрыве от контекста. Типичное толкование звучит примерно так: «В раю нас ждут такие благословения, о которых мы даже не можем догадаться!»

Другой вариант, более распространенный в харизматических кругах, связывает этот стих с конкретными благословениями, которые верующие получают уже сейчас и которые могут осознать только они сами.

Однако, если внимательно рассмотреть контекст, становится ясно, что Павел говорит о мудрости, которую Бог уже дал. Кому? «Любящим Его». Именно они смогли принять эту «тайную, сокровенную мудрость», которую Бог приготовил для нашей славы.

В то же время «власти века сего», при всей силе своего интеллекта (включая даже искусственный интеллект) и всех своих ресурсах, не могут принять эту мудрость. Они просто не способны ее вместить. Используя метафору, у них нет подходящего «гнезда», куда можно было бы «воткнуть штекер» Божьей мудрости. Один штекер подходит, а другой – нет. Таким образом, проблема не в самой мудрости, а в способности человека ее принять.

Стих 10: «А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.»

Механизм принятия Божьей мудрости раскрывается в словах «А нам Бог открыл это Духом Своим». В этом кроется ключевое отличие верующих от неверующих: у грешного человека духовный «приемник» полностью сломан и не работает. Однако любящим Бога, рожденным свыше, Он открывает Свою мудрость особым образом.

Важно понимать, что верующие не просто получают информацию (такую информацию могли бы получить и неверующие), но принимают её – она становится частью их сердца, частью убеждений, тем, что руководит разумом и поступками. Эта мудрость пропитывает новое естество верующего, и открыть её, помочь усвоить может только Дух Святой.

Посмотрим на 10 стих: «А нам Бог открыл это Духом Своим, ибо Дух всё проницает и глубины Божии». Здесь возникает вопрос: насколько человек задействован в этом взаимодействии с Духом Святым? По сути, мы становимся объектом, над которым Бог совершает Свою работу. Бог Отец использует Духа Святого, чтобы открыть нам эти тайны.

Нам сказано, что Бог открывает это «любящим Его». Но сколько в этой любви нашего участия? Сколько от нас зависит любить Бога? Ответ неоднозначен и уже не линеен вроде «сколько усилий приложу, столько любить и буду».

Чем больше мы узнаём о Божьей суверенности и нашей греховной испорченности, тем ниже становится мнение о себе и выше о Боге. Мы понимаем, что наша любовь к Богу – процесс, который лишь условно зависит от нас, а в большей степени, если не на 100%, зависит от Него. И каким-то образом там есть место и нашим усилиям.

Когда слово направлено прямо на нас: «ты должен любить», оно апеллирует к нашей воле. Мы должны прикладывать усилия. Но при взгляде со стороны, мы понимаем, что без Бога ни одно из наших усилий не будет успешным. Это величайшая тайна, над которой Павел размышляет и которой восхищается.

Когда мы приходим к Богу вымотанные своими ошибками и недостатками, мы успокаиваемся пониманием, что спасение не зависит от наших усилий. А затем Бог говорит: «А теперь давай работать». Удивительно, что Бог не оставляет нас безучастными в этом процессе, задействуя 100% наших способностей.

Действие Духа Святого двустороннее: «Дух всё проницает» – и Бога, и нас. Как никто не знает Бога, кроме Духа Его, так и нас никто не знает так, как Дух Божий. Он знает и Бога, и нас настолько хорошо, что может среди завалов наших «тараканов» найти подход к каждой искалеченной душе.

Изумляет, как Бог находит уникальный ключик к каждому сердцу и доносит истину, которую никакие люди с их интеллектом донести не смогли бы. Вот это и есть взаимодействие со Святым Духом – Он вопреки нашей испорченности совершает в нас Свою работу и доведет её до конца.


Главные мысли:

1. Павел доносит мысль в Коринфянам, что проповедь в силе и духе лучше мудрости и красноречия.
2. Наша вера утверждается на силе Божьей.
3. Премудрости Божьей никто из людей не может познать.
4. Бог открывает любящим Его тайны Духом Святым.
5. Слово действует не мудростью, а влиянием на человека Духа Святого.
6. Проповедь от Бога направлена на изменение сердца человека.
7. Вера утверждается силой Святого Духа, а не интеллектуальным убеждением.
8. Бог через Евангелие спасает грешного и приведет его к славе.

Качества Бога:

1. Проницающий
2. Открывающий
3. Перемудрый
4. Знающий глубины
5. Изменяющий
6. Отделяющий зло от души

Практическое применение:

1. Каждый раз умирать для себя и полагаться на Бога.
2. Утверждать веру не на мудрости человеческой, но на силе Божьей.
3. Ходить не видением, а верою.
4. В сложных ситуациях возвращаться к минимуму и Евангелию, а остальное доверить Богу.
5. Для влияния на близких людей уповать на Божью силу, а не на свой ум.
6. Быть осторожными, чтобы не стать отрицательным примером для окружающих.
7. Обращать сердце к мудрости Божией, а не к геополитике и мирским заботам.
8. Применять двухшаговый подход: сначала успокоиться, доверившись уроку Христа, что спасение достигается не делами, а затем трудиться в том, что Бог от нас ожидает.
14:24
17
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...