Стих 11: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.»
Самое значимое в мире — это жертва Иисуса Христа. Бог приготовил не что-то, а Самого Себя.
С одной стороны, мы видим человека — и часто указываем на себя, ставя себя в центр. С другой стороны, есть Бог, Который отдал Самого Себя. Даже когда мы думаем, что Он приготовил для нас Царство Божие или какие-то удивительные места, о которых сказано, что Он пошёл их приготовить, мы все равно не видим полной картины. Мы продолжаем смотреть на все с эгоцентричной позиции, думая о том, что хорошо для нас. Но главное — Он приготовил для нас Самого Себя. И вот этого величайшего дара люди не познали и распяли. Они уничтожили самое ценное, что существует во вселенной.
Это открывает нам истину: не мы боги, а Он – Бог. И не просто один из множества, как в языческих верованиях, где божества исчисляются сотнями. Он – единственный Бог славы, Создатель всего.
Именно такого Бога Он нам открывает. Более того, в понятии Его славы заключено все, что можно назвать славным, все самое значимое. Но что ещё важнее — Он меняет наши ориентиры.
Раньше мы часто рассматривали любовь как нечто, направленное на нас самих — как то, что должно любить нас, угождать нам. Это был эгоцентричный взгляд. Но вдруг мы увидели любовь, которая действительно заслуживает этого имени — любовь Бога. Его любовь, даже к Самому Себе, не является эгоизмом, а представляет собой естественное и правильное явление, потому что любить можно только самое славное.
Поэтому для Бога любить Себя — это нормально, это не грех. А вот когда мы любим идолов или что-то иное, это уже ненормально. Вспомните слова Христа: мы должны любить Его больше всего, настолько, что по сравнению с этой любовью все остальное кажется ненавистью.
Бог изменил наши ориентиры и во многом другом. Например, что такое милосердие? Раньше мы могли думать, что проявить любовь к наркоману — это дать ему уколоться, чтобы облегчить его страдания. Но теперь мы понимаем, что это не любовь, а ненависть. Или, например, люди называют любовью отношения между мужчиной и женщиной, которые доходят до греха, вплоть до постели. Они считают это любовью, но мы видим, что это ненависть, потому что они втягивают друг друга в грех. Разве это любовь, когда ты говоришь: «Я так тебя люблю, что готов совершить с тобой тяжкий грех, чтобы мы вместе оказались в аду»?
Бог открывает нам, что настоящая любовь – совершенно иная, чем мы себе представляли. Она движется в другом направлении, и без Божьего откровения мы ничего о ней не знали бы.
Дух Божий проницает всё – это удивительная истина, которую подчёркивает апостол Павел. Он знает не только всё о нашем мире, но и проникает в глубины самого Бога, знает Его намерения сердечные.
Представьте весы: на одну чашу положим совокупность всех возможных знаний об этой Вселенной – всё, что человечество когда-либо сможет узнать. А на другую – глубины Божьи. Что перевесит? Глубины Божьи, причём настолько, словно на противоположной чаше вообще ничего нет.
Без познания Бога невозможно сделать правильные выводы о мироздании. Мир, глядя на прекрасную Вселенную, почему-то не делает очевидных выводов о всемогуществе, всеведении и любви Создателя. Даже величайшие учёные, не зная характера Божьего, не поймут до конца, для чего работают законы физики и куда они ведут.
Кто мудрее – простая деревенская бабушка с тремя классами церковно-приходской школы, но глубоко любящая Христа, или Илон Маск с его космическими кораблями и технологическими достижениями? В вечной перспективе Илон Маск выглядит как двоечник-бунтарь с рогаткой в кармане по сравнению с этой бабушкой – «доцентом кафедры жизни». Почему? Потому что у неё впереди вечность познания Бога и истинного устройства мира.
Это похоже на ситуацию с непонятным электронным прибором. Представьте: вам дали сложное устройство с кнопками и дисплеями, и вы должны разобраться, как оно работает. Один человек просто изучает прибор, а другому сказали, для чего он предназначен. Кто быстрее поймёт его устройство? Очевидно, второй.
Так и с нашим миром. Человек, не знающий цели мироздания, живёт в бунте против Бога, его моральные стандарты постоянно меняются «как дышло» – куда повернул, туда и вышло. Он руководствуется лишь обстоятельствами и собственными желаниями, а не истинным пониманием того, как должно быть.
Мы же, христиане, знаем, для чего устроен этот мир. Не для того, чтобы прославился какой-то народ или страна – ни Израиль, ни Иран, ни Россия, ни Украина. Мы понимаем, что прославиться должен только Бог. Исходя из этого понимания, мы можем правильно интерпретировать происходящее и действовать так, чтобы всё «заработало правильно», избегая бесцельных метаний, ведущих от одного конфликта к другому.
Бог открыл нам Свои тайны через Своего Духа, ибо Дух проницает всё, включая глубины Самого Бога. Важно понимать, что Создатель не просто запустил мир по определённому плану и отошёл в сторону наблюдателем. Он не безучастен к происходящему и не просто смотрит, получится ли у людей следовать Его замыслу.
Наш Господь – действенный Бог, активно вовлечённый в мировые процессы. Он непрерывно действует в выбранном Им направлении. Понимая Его характер и зная, куда направлены Его усилия, человек стоит перед выбором: либо двигаться в потоке Божьей силы, либо противиться этому течению.
Внешне может казаться, что ты плывёшь в одном направлении с миром, но на самом деле идёшь против Божьего течения. Рано или поздно такой человек услышит то, что некогда Господь сказал Павлу: «Трудно тебе идти против рожна». Парадоксально, но люди этого мира часто не осознают, что именно противление Богу делает их жизнь такой сложной. Вместо этого они обвиняют друг друга, что лишь усиливает конфликты между ними.
В 11 стихе апостол Павел приводит понятный пример: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём?» Это отражает известную истину – чужая душа потёмки. Никто не знает внутренний мир человека лучше него самого.
И продолжает: «Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего». От общего утверждения, что Бог знает всё, Павел приходит к главному – самое важное знание для нас это познание Самого Бога. А поскольку Бога по-настоящему знает только Дух Божий, то и мы можем познать Его только через этот Дух.
Таким образом, истинное познание доступно лишь тем, кто имеет Духа Божьего в себе. Без Него невозможно действительно познать Бога и жить в гармонии с Его замыслом.
Стихи 12-13: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.»
Давайте ещё раз уточним: что именно Бог даровал нам и что Дух Святой помогает нам познать? Самое главное — это познание Самого Бога. Все остальное вторично и может быть познано позже, у нас на это есть вечность. Главное — знать Творца, быть близкими к Нему, стремиться к Нему. Если мы не познаем Бога, то услышим слова: «Отойдите от Меня, не знаю вас».
В толковании МакАртура говорится, что 12 стих в первую очередь относился к апостолам – они приняли Духа Божьего, чтобы писать Писание. Им было даровано это знание непосредственно, а мы — их преемники, стоящие на основании апостольского учения. Мы получаем Духа, чтобы принять то, что они получили от Бога — от Иисуса Христа и Духа Божьего. Но главная мысль остаётся неизменной: и они, и мы стремимся познать Самого Бога, Его характер. Это основа и суть евангельской проповеди.
Когда Бог открывает нам Себя, мы пытаемся донести Евангелие другим. И что является главным в Евангелии? То, какой Бог. Мы должны показать людям, что Бог — это Бог святости, величия и любви. Грешникам важно понять два ключевых факта: Бог свят, справедлив и является судьей, но при этом Он любящий.
Однако люди, живущие духом этого мира, оценивают все через призму своей испорченности. Когда мы говорим им о Боге, они судят о Нем, исходя из своего мирского мышления. Например, они могут спросить: «Как Бог допускает смерть детей?» Этот вопрос возникает, потому что человек пытается оценить Божьи действия с позиции духа мира, а не Духа Божьего. Без действия Духа Божьего в сердце человека наши слова останутся для него пустым звуком. Он будет сравнивать их со своим опытом и думать: «Если бы я был Богом, я бы решил все проблемы». Но он судит о Боге, исходя из своих ограниченных представлений, считая, что Бог либо не существует, либо не решает проблем, а значит, все это «пустая болтовня».
Именно отсутствие правильного представления о Боге лежит в основе всех искажений. Люди думают, что если Бог и существует, то Он лишь изредка вмешивается в жизнь, как лотерея: иногда помогает, иногда нет. Или считают, что Он не очень влияет на мир, лишь в редких случаях спасая от бед. Но Бог открывает нам Себя совсем иначе: Он владеет всем, контролирует каждый процесс, вплоть до полёта электрона. Ни одна птица не упадёт без Его ведома, каждый волос на нашей голове сочтён.
Отступление о разделениях в церкви
Одна из участниц попросила прокомментировать происходящее в их церкви разделение. Во всех есть Дух Святой, они все спасённые, но находятся на разных полюсах и договориться не могут. Пастор говорит одно, а они это не слышат. Они говорят ему о его недостатках, а он не принимает их обличений.
Здесь важно вернуться к Голгофе, вспомнить, кто такой Бог и для чего Он все это делает. Только возвращение к этому центру может нас отрезвить. Мы начинаем забывать, ради чего существует церковь. Но есть ещё один момент: Бог может использовать разногласия, чтобы достичь Своих целей, например, для умножения церквей. Или это может быть проявлением принципа: «Они вышли от нас, потому что не были наши». Возможно, Бог допускает турбулентность, чтобы встряхнуть тех, кто стал слишком самоуверенным, гордым или циничным.
Каждый конфликт — это уникальный опыт для каждого участника. Даже если люди находятся в одной группе, их переживания могут быть совершенно разными. Для кого-то Бог может в итоге сказать: «Почему ты пошёл за толпой, а не послушал Меня? Где было Моё слово в этот момент?» Другому Он может показать, что тот стал ценить что-то больше, чем Бога. А кому-то откроет, что его цели не совпадают с Божьими, и вторичные вещи начали влиять на него сильнее, чем должны.
Сейчас, находясь в относительно комфортных условиях, нам сложно судить о том, что происходит в их ситуации, где все на взводе из-за жизненных обстоятельств. Эти обстоятельства делают людей уязвимыми, и даже второстепенные вопросы могут стать точкой взрыва.
Это напоминает историю, когда верующая женщина захотела закурить, за неё помолились, и ей расхотелось. Но при этом самому рассказчику так захотелось курить, что «аж глаза в кучу сошлись». Какой вывод? Наши духовные возможности, нашу силу Бог держит Своим «пальчиком» – стоит Ему убрать этот «палец», и мы «во все тяжкие улетаем». Иногда Бог допускает это, чтобы мы поняли цену себе.
Как и апостол Павел, который сначала говорил: «Я последний из апостолов», а потом понял: «Я первый из грешников». Он пожил во взаимодействии с Богом и дошёл до точки, где Бог сказал: «Довольно для тебя благодати Моей». Павлу нужно было дойти до точки слабости, чтобы это понять.
Может быть, и этим людям нужно дойти до такой точки, чтобы потом оглянуться: «Помните, когда всё было хорошо, что вы о себе думали? А теперь посмотрите, как вы слабы». В этом будет слава Божья, и это позволит их сердцам укрепиться, держаться не за второстепенные убеждения, а за Него Самого.
Стих 14: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.»
Вот о чем речь: когда ты проповедуешь Евангелие, а человек оценивает твои слова своим земным умом, он не может прийти к тем же выводам, что и ты, даже если ты привёл убедительные аргументы. Почему? Потому что Дух Божий не открывает ему сердце Бога. Но если Дух работает в его сердце, то твои промахи или несовершенные ответы на сложные вопросы уже не так важны. Ничто не сравнится с тем, что Дух Святой говорит в сердце человека. Если Дух действует, то даже ослица может благовествовать, и человек уверует.
Вот наша роль в благовестии: мы должны понимать, что если Дух Святой работает в сердце человека, Он разберётся со всем, что мы могли сказать неидеально. А если Дух не работает, то даже если мы скажем все правильно, перечислим все пункты, ничего не забудем, человек все равно не примет.
В этом тексте мы также видим универсальный принцип: духовные истины, передаваемые недуховным людям, не могут быть ими по-настоящему восприняты. Конечно, человек способен интеллектуально согласиться с некоторыми духовными концепциями. В отдельных случаях, приспосабливаясь к обстоятельствам, он даже может следовать определённым принципам или убеждениям.
Однако нельзя сказать, что такие люди действительно поняли и приняли эти истины. Духовные принципы не становятся их внутренним убеждением и основой жизни – они остаются лишь инструментом приспособления, способом выживания, привычкой. Это внешнее соответствие, а не внутреннее преображение.
Стих 15: «Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.»
Эти слова не означают, что верующий может надменно заявлять: «Вы недуховные, не можете меня судить, я здесь один духовный.» Совсем нет.
Речь идёт о том, что скромный и кроткий верующий, благодаря Духу Божьему, имеет способность правильно интерпретировать события и факты жизни. В то же время неверующие люди не могут правильно оценить его мотивы и помыслы.
Как неверующие судят о верующих? Часто как о «сектантах». Если мы слишком посвящённые, то для них мы «слишком шизики» (утрированно говоря). Они точно не воспринимают нас как мудрых людей, которые правильно инвестируют свою жизнь. В лучшем случае они относятся к нам снисходительно: «Ну ладно, чудики, но вроде безопасные. Ко мне не лезут, квартиру продать не заставляют. Хорошо, потерплю немножко. Бывают люди и похуже.»
Но Господь говорит верующим: «Всё у вас нормально. Просто они не могут вас понять.» У неверующих нет правильного взгляда на жизнь, а правильный взгляд на жизнь рождается только от правильного взгляда на Бога.
Вот конкретный пример: семья верующих, присутствующих на разборе, выбрала для своих детей семейное обучение. Могли ли родители Насти или Эдика (бабушки и дедушки детей) правильно оценить это решение? Нет, не могли и не могут. Максимум, чего они достигли – это смирились: «Ладно, пусть делают, хоть не самое страшное. Лучше уж какой-то мир, чем постоянные конфликты.» Вряд ли они, положа руку на сердце, с радостью согласились с этим решением.
Для старшего поколения понятна и привычна традиционная школа со звонками и бантиками – вещами, которые на самом деле вторичны по сравнению с содержанием школьного образования. А почему Эдик с Настей выбрали другой путь? Потому что у них иная цель – не просто наполнить ребенка знаниями, а помочь ему познать Бога. И современная школа в своём нынешнем состоянии прямо мешает достижению этой цели.
Стих 16: «Ибо кто познал ум Господень, чтобы [мог] судить его? А мы имеем ум Христов.»
Заметьте, сначала говорится о нас, а потом переносится на Самого Бога. Неверующие не могут правильно оценить Бога без Божьего Духа, и поэтому не могут правильно оценить и нас, Его последователей.
Иисус говорил подобное: «Меня гнали, и вас будут гнать. Меня не слушали, и вас не будут слушать.» Но также упоминал исключения: «Меня слушали, и вас послушают» – это о небольшой группе принимающих.
«А мы имеем ум Христов.» Это не значит, что мы такие же мудрые и совершенные в своём уме, как Христос. Иметь ум Христов – значит иметь богоцентричное целеполагание. Когда христианина спрашивают о его мечте, он должен отвечать: «Моя мечта – быть ещё ближе с Богом, научиться любить Его ещё больше.» Это единственная мечта, имеющая право быть в нашей жизни. Всё остальное будет вариацией каких-то идолов.
Конечно, есть и другие цели – «довести детей до конца школы» и подобные. Но это не мечта, а вторичные цели на фоне главной. Есть стратегическая цель (главная мечта) – быть ближе с Богом, и тактические цели – все остальные повседневные задачи. Главное – не перепутать их, потому что мы виртуозно умеем из маленьких целей делать основные, и тогда всё превращается в идолопоклонство.
Одна из участниц поделилась интересной мыслью. Когда они обсуждали, что Бог открыл Себя и приготовил Себя людям, ей пришло сравнение. Ей понравилась одна учительница, и чтобы пообщаться с ней, она организовала целое мероприятие – прямой подход был невозможен из-за разницы в статусе.
«Мы привыкли, что люди, которые 'выше' нас, кажутся интересными и классными, и чтобы иметь с ними контакт, нужно сильно постараться, как-то пробиться к ним. И так удивительно, что Бог говорит: 'Не надо, Я Сам к тебе пришёл, Сам хочу с тобой общаться, Сам предлагаю дружбу.' Думаешь – как это возможно? Мы привыкли показывать себя: 'Я такой хороший, обрати на меня внимание.' А тут понимаешь – Он же лучше всех! Мне в людях нравятся какие-то хорошие качества, а в Нём они есть в совершенстве.»
И действительно, в этом контексте желание пообщаться с кем-то – это тактическая цель, а стратегическая должна быть – открыть Христа. Эта главная цель всегда лежит «наготове», и мы ищем возможности достичь таких отношений с людьми, когда они доверятся нам и позволят влиять на них.
Бог открывает возможности, о которых мы и не мечтали. Например, организовать школьное мероприятие – не каждая мама на это решится, особенно при семейном обучении.
Цель мирского человека – «мой дом, моя крепость», и всё, что соответствует этой идее, принимается «на ура». Всё, что выходит за рамки комфорта и защиты, вызывает сопротивление. А Бог открывает нам Себя как истинного «нон-конформиста» – Он вышел из зоны комфорта, чтобы прийти к нам, проповедовать и быть распятым. И мы, видя Его цель и методы, можем последовать Его примеру, выходя из собственной зоны комфорта.
Главные мысли:
1. Божий Дух все проницает и знает, потому что Он Бог, и помогает нам через Духа Святого познавать Его.
2. Когда Бог открывается, исчезает главный идол — «я сам», появляется новая перспектива: познание Господа славы и подчинение Ему.
3. Не мы Боги, а Он — Бог, достойный славы.
4. Бог открывает нам Самого Себя, но это невозможно принять без Духа Божьего.
5. Божий Ум непостижим, но нам дано приблизиться к Богу через чудесное средство — Сына и Духа Святого.
6. Познание Бога помогает понять устройство мира.
7. Познание Бога даёт возможность правильно смотреть на мир и видеть истинную картину.
8. Для христиан познание Бога эквивалентно принятию, в отличие от бесов, которые знают Бога, но не принимают Его, что не ведёт их к смирению.
Качества Бога:
1. Мудрый.
2. Необъятный.
3. Открытый.
4. Доступный.
5. Любящий.
6. Пронзительный (проницательный).
7. Открывающий.
8. Самый ценный.
9. Главный.
10. Способный изменить наше мировоззрение.
Практическое применение:
1. Стремиться к цельному познанию Бога, чтобы избежать неверного представления о Нем, которое может привести к искажению Евангелия и духовной слепоте.
2. Не ставить второстепенные цели выше главной, чтобы избежать появления идолов.
3. Глубже изучать дарованное нам от Бога, чтобы не только знать, но и понимать эти дары.
4. Узнавать Бога, учиться видеть Его в своей жизни, восхищаться Им, чтобы легче делиться Евангелием с другими.
5. Воспринимать критические ситуации как возможность познать себя, сделать выводы о том, что нужно изменить, и понять, над какими аспектами характера Бог сейчас работает.