1-е Послание к Коринфянам. Размышления в малой группе. Гл.3:1-23

Стихи 1-3: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?»

В христианской традиции существует представление о разделении верующих на «духовных» и «плотских» (или «душевных»). Возникает вопрос: насколько корректны такие определения как «плотской христианин» или «душевный христианин»? Имеют ли право на существование подобные термины?

Павел говорит: «Я не мог говорить с вами, братья, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.»

Ключевым здесь является частица «как». Павел говорит: «Я говорил с вами *как* с плотскими». Это не утверждение, что они действительно плотские, а указание на то, что их поведение требовало особого подхода. Подобно тому, как мы можем громко говорить с человеком, который нас не слышит (хотя физически он не глухой) – мы обращаемся к нему *как* к глухому, чтобы привлечь его внимание.

Павлу приходилось обращаться к духовным по своей природе христианам таким образом, словно они плотские, потому что их состояние было подобно состоянию «младенцев во Христе». Вероятно, произошло некое охлаждение, отступление от прежнего духовного уровня.

Кто такой духовный человек? Это тот, кто живёт по воле Духа Святого, кому открывается истина о Боге. А кто такой плотский? Тот, кто никогда этого не знал. Но Павел называет коринфян «братьями», а значит, они были знакомы с духовными истинами, но охладели настолько, что стали неспособны их воспринимать.

Заметьте, как нарастает интенсивность обращения Павла. Сначала он говорит: «вы как плотские», а затем уже спрашивает: «не плотские ли вы?», приводя аргументы – их зависть, споры, разногласия. Это не констатация их отпадения от веры, а скорее «интенсивная терапия», призванная заставить их задуматься: «Кто мы? Христовы ли мы или плотские неверующие?»

Важно понимать: «плотской христианин» – это противоречие в терминах. Человек либо духовный христианин, либо плотской (и значит, не христианин). Однако существуют христиане «остывшие», к которым и обращена такая резкая риторика апостола, чтобы они встрепенулись и вернулись к истинной вере.

Стихи 4-5: «Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.»

Павел в конечном итоге подтверждает их статус верующих и призывает жить соответственно этому призванию. Он говорит: «Как верующие люди, получившие дар от Господа в той мере, в какой Он вам дал, вы не должны допускать в своей среде того, что характерно для плотских, для неверующих. Такое поведение недопустимо для вас».

Апостол напоминает им об их истинной природе и ответственности, которая из неё вытекает. Его послание можно перефразировать так: «Вы получили благодать, вы познали истину, вы стали частью Божьего народа. Поэтому те проявления, которые естественны для мира — разделения, споры, партийность — не должны иметь места в вашей общине. Это противоречит вашей новой природе во Христе».

Павел использует контраст между тем, кем они являются по благодати, и тем, как они себя ведут, чтобы пробудить в них осознание несоответствия. Он словно говорит: «Посмотрите на разрыв между вашим призванием и вашим поведением. Вы призваны к святости, но ведёте себя как те, кто не знает Бога. Это недопустимое противоречие, которое необходимо устранить».

Стихи 6-9: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий. Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, [а] вы Божия нива, Божие строение.»

Продолжая свою мысль, апостол Павел разъясняет коринфянам важную истину: ни он, ни другие служители не являются основой веры. «Мы не являемся основой всего этого строения, мы всего лишь труженики, такие же, как и многие из вас,» — говорит он, подчёркивая истинное положение вещей.

Главный акцент Павел делает на том, что сами верующие — это «Божье строение, Божья нива». Именно поэтому недопустимо разделение на группы по человеческим предпочтениям, когда одни говорят «я Павлов», а другие «я Аполлосов».

Апостол указывает на подлинную структуру Церкви: служители — лишь работники в Божьем винограднике, а верующие — драгоценное строение, принадлежащее Самому Богу. Этим он подготавливает почву для дальнейшего разговора об истинном основании, которым является только Христос.

Стихи 10-11: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на [нем]; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.»

В контексте обсуждения духовного состояния верующих важно правильно понимать основание Церкви. В Послании к Ефесянам (2:20-22) апостол Павел пишет: "… быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание слагается стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом."

Обратите внимание: «утверждены на основании апостолов и пророков». Теперь вернемся к нашему тексту.

«Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». Помните, о каком основании Павел говорит в Послании к Ефесянам? Об основании апостолов и пророков. Речь идёт о Писании, которое пришло от Бога через апостолов и пророков.

Учение о том, что в наше время могут появляться новые апостолы или «равноапостольные», противоречит этим двум текстам. Миссия апостолов во времена ранней Церкви заключалась в закладке основания. Теперь это основание заложено — оно в Писании. И никто не может положить другого основания, кроме уже положенного, которое есть Иисус Христос.

Если основание невозможно изменить, то функция апостолов исчерпана. Новые апостолы появиться не могут.

Как мы знаем, в протестантизме, католицизме и православии существуют попытки присвоить себе апостольские привилегии или статус «равноапостольных». В православии это привело к определенным последствиям.

Незаконное присвоение власти и регалий привело к тому, что так называемые «равноапостольные учителя» внедрили идею о существовании текстов, равных по важности Писанию. В результате утверждается, что церковь, опирающаяся на святоотеческое предание, является источником истины, а не Библия. Знакомая фраза: «Церковь, а не Библия».

Поскольку в церкви якобы могут появляться новые «равноапостольные», Писание можно толковать только в контексте святоотеческого предания или через призму современной православной церкви.

В протестантизме самопровозглашённые «апостолы» претендуют на эксклюзивное право пророчествовать и учить, заявляя об особых откровениях и новых толкованиях.

Яркий пример — история с Сандеем Аделаджей, который называл себя апостолом. Когда вскрылись его моральные падения (причём не по его инициативе), он заявил, что поскольку выше него на земле никого нет, он сам себя лишает апостольского звания. Он буквально говорил: «На земле нет никого выше меня». Эти слова врезались в память своей абсурдностью.

Сопоставление этих двух текстов из Послания к Ефесянам даёт ясное понимание: апостолы в наше время появиться не могут.

Апостолы заложили основание. Основанием является Христос — именно это нужно было напомнить коринфянам, которые, потеряв это понимание, начали вести себя как плотские. Не будучи плотскими по сути, они стали вести себя как таковые. И вот Павел обращается к ним с увещеванием.

Стихи 12-15: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.»

Апостол Павел использует яркую метафору строительства из различных материалов — золота, серебра, драгоценных камней в противоположность дереву, сену, соломе. Что означает эта метафора в духовном смысле? О чем здесь говорит апостол?

Рассматривая эту метафору, можно выделить несколько ключевых моментов:

Во-первых, все эти материалы возводятся на уже положенном основании — Христе. Речь идёт не о самом фундаменте, а о том, что строится на нем.

Во-вторых, интересно, что перечисляются несколько «ценных» материалов (золото, серебро, драгоценные камни) и несколько «малоценных» (дерево, сено, солома). Это позволяет предположить, что речь идёт не просто о «правильном» и «неправильном», а о разных уровнях качества или ценности.

Одно из толкований предполагает, что строительство из драгоценных материалов означает служение, в котором человек «не додумывает от себя», а полагается на Писание и Бога — «меньше себя, больше Христа». И наоборот, использование малоценных материалов может означать привнесение слишком многого «от себя», что не согласуется с истинным учением.

Также можно провести параллель с притчей о талантах — подобно тому, как у кого-то труд принёс стократный плод, а у кого-то меньший, так и здесь речь может идти о разной степени усердия и отдачи в служении.

Важно отметить, что всем строителям доступны все материалы — вопрос в том, какой выбор делает каждый. Двое могут совершать внешне похожее служение (например, оба играют на гитаре и поют), но один строит из золота, а другой из соломы — в зависимости от мотивации и внутреннего содержания.

Ключевой момент этой метафоры — испытание огнём, которое покажет качество построенного. Возможно, именно в этом заключается главный смысл: не столько внешняя форма служения важна, сколько его внутреннее содержание и мотивация — служим ли мы для славы Божьей или для собственной славы.

В Писании говорится о двух видах строительных материалов: одни горючие (дерево, солома), другие негорючие (драгоценные металлы, камни). Негорючие материалы намеренно представлены как ценные, чтобы подчеркнуть их особую значимость.

Речь идёт не о буквальном строительстве дома, а о метафоре. Драгоценные материалы дороги и не горят, тогда как дерево и солома легко воспламеняются. Огонь полностью уничтожит горючие материалы — дерево сгорит даже ярче, все основательно прогорит.

Почему Павел вообще говорит об этом? Он обращается к тем, кто стал «плотскими», кто опирается на второстепенное: кто крестил их, Аполлос или Павел, чья купель была лучше или чья крестильная одежда интереснее. Они полагаются на несущественное. Имеет ли это хоть какое-то значение для спасения?

Если человек крещён во имя Иисуса Христа, он считается верующим, но если он опирается на неправильный фундамент, то не построит ничего духовно значимого. Всё сгорит, не имея никакой ценности.

Здесь ключевой вопрос: на каких убеждениях основано твоё христианство? Из каких убеждений оно соткано?

Есть «христиане в минимальной комплектации», как говорит Александр Кузнецов — те, кто верит в спасение через Христа, но не углубляется в изучение, не копает глубже, не строит дом на твёрдом основании. В некоторых случаях может оказаться, что вместе с «соломенными стенами» сгорит и основание, если оно тоже было непрочным — и выяснится, что человек вообще не был настоящим христианином.

Но если основание действительно Иисус Христос, заложенное апостолами и пророками, то в итоге мы увидим, принесло ли дело человека плод, имеет ли оно значение для вечности или нет.

Многие убеждения, кроме самого человека и его ближайшего окружения, не приносят никакой духовной пользы. Например, поможет ли для евангелизации наука креационизм? Эта наука объясняет устройство мира с точки зрения творения, приводя научные аргументы, подтверждающие библейскую картину.

Возьмём пример: математически доказуемый факт, что солнце ежегодно уменьшается на метр в диаметре. Если сделать расчёт, прибавляя по метру к солнцу за каждый год назад, то в момент, когда по эволюционной теории зарождалась жизнь, солнце должно было касаться орбиты Земли. Это означает, что температура на планете была бы такой, что никакая жизнь возникнуть не могла. Это логический аргумент, который астрономы почему-то игнорируют.

Но поможет ли такой аргумент человеку обрести веру? Аналогично с историческим фактом о том, что Николая Чудотворца как отдельной личности не существовало — это собирательный образ из жизни нескольких разных епископов. Но сообщив это православному верующему, вы вряд ли увидите изменение в его практике ставить свечки Николаю Угоднику.

Логика в таких вопросах веры часто не работает. Если я буду строить своё благовестие на аргументах, которые логически верны, но духовно неэффективны, мой труд может не принести плода. Если что-то и получится, то не благодаря моим методам, а вопреки им.

Многие строят своё служение на логичных, но не библейских основаниях. Когда я раньше занимался евангелизацией, я тратил много времени на логическую апологетику, но это не приносило плода. Это и есть те «солома, сено и дерево», о которых говорит Писание.

Если вы заинтересуете кого-то в христианстве такими аргументами, человек потеряет эту основу, как только в его жизни начнутся трудности. Это не может быть надёжной опорой — она обязательно сломается, как надломленная трость.

«Каждого дело обнаружится, ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытывает дело каждого, какое оно есть.»

Что такое этот огонь? В рутине повседневной жизни погружение в суету можно назвать огнём. Вчера человек был пламенным верующим, а сегодня — поглощён мирскими заботами. Вот почему люди, бывшие верующими 20-25 лет, порой совершенно теряют веру. Пришёл огонь, испытал основание, испытал материалы — и что осталось?

Иногда даже без особых трагедий происходит постепенное сползание в суету, потом какие-то проблемы — и человек исчезает из церкви.

«У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду, а у кого сгорит, тот потерпит урон. Впрочем, сам спасётся, но как бы из огня.»

Вспомним, к кому обращается Павел. Он называет их «братьями», но говорит, что они «плотские» и «младенцы». Фактически он подводит их к мысли: случись сейчас огонь испытания, вы будете как «головня из огня». То, чем вы сейчас живёте, не имеет настоящей ценности. На таком основании нельзя ни жить полноценно, ни духовно расти.

Стихи 16-17: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] — вы.»

Верующие – единая семья во Христе, который является их фундаментом. Однако строительные материалы и стены у них различаются. Павел обращается к ним с важным напоминанием: «В вас обитает Дух Святой. Внимайте же внимательно: кто разрушит храм Божий, того Бог накажет, ибо храм Божий священен, и этот храм – вы сами».

О чем предупреждает Павел? Он говорит: «Вы разрушаете Божий храм, и за это последует наказание». Возникает вопрос: каким образом они разрушают храм Божий?

Вспомните слова: «Кто не собирает со Мной, тот расточает». Если вы не используете надлежащие материалы при строительстве, то фактически вы не укрепляете, а разрушаете храм Божий.

Использование соломы или дерева в строительстве – это не мелочь, а настоящее разорение. Поэтому основывать христианскую жизнь на непрочных и сомнительных учениях, на убеждениях, не подтверждённых Писанием – это не пустяк, который можно отложить до небесного суда. Павел прямо указывает коринфянам: «Братья, вы разрушаете».

Упоминание о золоте и огне также значимо: «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценней гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота, к похвале и чести и славе явления Иисуса Христа» (Первое послание Петра).

И далее, начиная с 18 стиха, он продолжает усиливать серьёзность своих предостережений, чтобы показать несостоятельность практики, которую они пытались установить. Они разрушали храм Божий, при этом ошибочно полагая, что поступают правильно.

Стихи 18-23: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны. Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий.»

Коринфяне, разделившись на группы «я Аполлосов», «я Павлов», положили начало множеству проблем в своей церкви. Это лишь вступление к целому ряду вопросов, которые предстоит рассмотреть – отношение к духовным дарам, к причастию, к самой структуре церкви и взаимоотношениям между верующими. Ведь именно здесь будет говориться о любви.

Павел прямо указывает: то, что вы считаете правильным для вашей духовной жизни, на самом деле не созидает храм Божий, а разрушает его. То, что кажется вам мудрым и разумным, Бог считает безумием. А безумие – это отсутствие страха Божьего, который является началом истинной мудрости.

«Мудрость мира сего есть безумие перед Богом. Как написано: улавливает мудрых в лукавстве их. И ещё: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны».

Суета подобна зыбучим пескам – она затягивает постепенно, незаметно. Это не внезапная катастрофа, когда «снаряд взрывается рядом», но конец тот же. Просто погружение происходит тише, медленнее – и человек исчезает.

«Итак, никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее – все ваше. Вы же Христовы, а Христос Божий».

Вы не принадлежите Аполлосу, Павлу или Кифе. Кому вы принадлежите на самом деле? Что действительно является фундаментом? Какое убеждение подобно золоту, а какое – соломе?

Ответ один: Христос. Это главное. Вы не принадлежите католикам, православным, протестантам или баптистам. Вы принадлежите Христу. Именно так: «Вы Христовы, а Христос Божий.»

Главные мысли:

1. Христиане не могут быть плотскими по природе, но могут вести себя как плотские, если руководствуются второстепенными вещами вместо Христа
2. Основанием, на котором строится наша жизнь перед Богом, является только Иисус Христос
3. Важен выбор «дорогого материала» для строительства, который доступен каждому верующему
4. Дорогое строительство — это элементы благодати; низкое строительство — это конкуренты благодати
5. Бог обязывает верующих познавать Его и строить свои убеждения на верных доктринах
6. Если мы не строим правильно, то мы разрушаем дело Божье

Качества Бога:

1. Основательный, надёжный, крепкое основание
2. Святой и карающий (если разрушать Его храм)
3. Глубокий, надёжный, не дающий верующему упасть

Практическое применение:

1. Учиться глубоко общаться с Богом и изучать Его истину
2. Строить свою жизнь только из «дорогих материалов» — на библейском основании
3. Провести «инвентаризацию» своих убеждений, выяснить, на что мы действительно полагаемся
4. Познавать Бога и проверять свои убеждения на соответствие Писанию
5. Не сопротивляться процессу проверки своих убеждений при чтении Писания
20:11
3
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...