1-е Послание к Коринфянам. Размышления в малой группе. Гл.4:1-14

Стихи 1-2: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.»

Приступая к четвёртой главе, мы не можем игнорировать органичную связь с предыдущим текстом. Искусственное разделение на главы и стихи порой затрудняет понимание цельности послания. Читая гармонично от слов «никто не хвались человеками» до «каждый должен разуметь нас как служителей Христовых», мы видим логическую последовательность: поскольку «вы Христовы, а Христос Божий», то именно из этого факта вытекает требование к христианам быть узнаваемыми как служители.

К кому обращается апостол? Первый стих может показаться обращённым исключительно к апостолам: «каждый должен разуметь нас». Однако второй стих расставляет все по местам: «от домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным». Если бы Павел писал только о себе и других апостолах, зачем было бы увещевать коринфян о верности? Логика подсказывает: первый стих относится ко всем христианам, а второй объясняет практическое применение этого принципа.

«Каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих» — это не просто теоретическое утверждение, но практический вызов. «Каждый» здесь означает всех, кто соприкасается с нашей жизнью. Не житель далёкого острова, никогда не видевший других людей, но те, кто наблюдает за нашим поведением, слышит наши слова, видит наши приоритеты.

Вопрос остаётся острым: действительно ли каждый, кто знает нас, может с очевидностью сказать, что мы служители Христа? Не просто «христиане» в паспорте или по самоидентификации, но активные служители — те, кто что-то делает для Христа. И не просто что-то делает, но занимается домостроительством тайн — строит Божью церковь, участвует в деле, которое превосходит человеческое понимание.

Коринфяне превратили дары Божии во внутренние разборки. Вместо того чтобы быть узнаваемыми внешним миром как служители Христа, они увлеклись выяснением отношений друг с другом. Они спорили о том, кто круче, кто лучше, кто кого крестил. Павел выворачивает их усилия наизнанку, показывая, что они заняты не тем делом.

Как часто мы попадаем в ту же ловушку! Наша энергия уходит на внутрицерковные амбиции, а внешний мир не видит в нас служителей Христа. В лучшем случае о нас скажут: «какие-то баптисты». В худшем — «вербовщики в секту». Но скажет ли кто-то с очевидностью: «это служители Божии, строители Его царства»?

«От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным» — этот стих становится проверочным вопросом для нашей совести. Если окружающие не разумеют нас как служителей Христовых, возможно, проблема в нашей неверности? Не в том смысле, что мы предали веру, но в том, что мы недостаточно активно занимаемся домостроительством.

Верность здесь проявляется в увеличении активности церковного строительства — не только внутреннего укрепления, назидания, ободрения друг друга, но и внешней миссии, которая делает нас узнаваемыми для мира.

Важное предупреждение: попытка исполнить эти требования человеком, который не знает Бога лично, превратится в кошмар религиозного делания. Такой человек будет пытаться заработать Божье расположение активностью, что противоречит благодати. Лучше бы он не брался за это дело.

Текст прижимает нас к стене простым вопросом: можем ли мы, оглядевшись вокруг, удовлетворительно кивнуть и сказать, что у нас все нормально с узнаваемостью как служителей Христа? Если честный ответ отрицательный, то вопрос нашей верности находится либо в стагнации, либо в деградации, либо в начальной стадии развития.

Это означает, что перед нами открывается вектор духовного роста — не в мистических переживаниях или богословских знаниях, но в практическом домостроительстве, которое делает нас видимыми для мира как людей Божиих.

Стих 3: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или [как] [судят] другие люди; я и сам не сужу о себе.»

Представьте себе спектр возможных реакций на нашу христианскую жизнь. На одном полюсе — резкое неприятие: «Они сектанты!» На другом — чрезмерное восхищение: «Какой удивительный христианин, просто образец для подражания!» И между ними — множество промежуточных оценок.

Любая из этих крайностей таит в себе серьёзную опасность для нашего духовного состояния. Чрезмерная похвала может взрастить семена тщеславия и гордыни, заставляя нас верить в собственную исключительность. Незаслуженная критика и оскорбления могут ввергнуть в пучину уныния, обиды и сомнений в правильности избранного пути.

Как же апостол Павел выходит из этой непростой ситуации? Обратите внимание на его слова: «Для меня очень мало значит...» Это глубоко значимая формулировка. Павел не говорит, что мнение других абсолютно ничего не значит — он говорит, что оно имеет малое значение.

Это тонкое, но важное различие. Павел не полностью игнорирует голос церкви — он готов прислушиваться к здравым библейским рассуждениям, которые могут его обличить, ободрить или поддержать. Однако он не делает человеческое мнение краеугольным камнем своего служения.

Павел ведёт свою апостольскую деятельность, руководствуясь принципом верности Христу. Он хочет, чтобы люди судили о нём как о служителе Христовом — и качество этого служения окружающие могут оценивать по-разному.

Что интересно, даже его противники вряд ли могли назвать Павла неверным его призванию. Могли считать ошибающимся, заблуждающимся, даже опасным — но его преданность и активность в служении были очевидны всем. Единственное, что можно было сказать о нём с уверенностью: «Это служитель Христов».

Почему же Павел дистанцируется от мнения людей о качестве его служения? Потому что человеческие суждения почти всегда субъективны, окрашены личными предпочтениями, опытом, предубеждениями.

Поэтому он говорит: «Для меня мало значит ваше суждение». И что ещё более важно, добавляет: «И я сам не сужу о себе». Павел понимает, что даже собственная оценка может быть искажена самообманом или чрезмерной строгостью к себе.

Эта мудрость апостола приглашает нас к глубокому размышлению о том, чьё мнение действительно имеет значение в нашей христианской жизни и служении.

Стих 4: «Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.»

Современный мир настойчиво предлагает нам определенную философию самооценки. Психологи, коучи и эксперты по личностному росту часто советуют «любить себя больше», «ценить себя» и «повышать самооценку». Эта парадигма пронизывает все сферы общества.

Но посмотрите, какой радикально иной подход демонстрирует апостол Павел! Он не только дистанцируется от мнения других, но и признает проблематичность собственной самооценки: «Я и сам не сужу о себе».

Павел интуитивно понимает две крайности, в которые может впасть человек, оценивающий себя:

1. Чрезмерное самоуничижение — когда человек настолько критичен к себе, что погружается в негативную рефлексию и становится парализован для действий.
2. Излишнее самовосхваление — когда человек настолько высоко себя ценит, что теряет адекватное восприятие своих недостатков и возможностей роста.

Поэтому Павел устанавливает важнейший принцип: он не доверяет своей способности объективно оценить самого себя.

Эта мысль перекликается с тем, что пишет апостол Иаков о Слове Божьем как о зеркале. Когда мы смотрим в это зеркало, мы видим себя такими, какие мы есть на самом деле. Но если мы, увидев свои недостатки, не предпринимаем никаких действий, мы подобны человеку, который взглянул на себя в зеркало, тут же отошел и забыл, как выглядит.

В обычной жизни, заметив что-то не в порядке в своей внешности, мы сразу стремимся это исправить. Почему же в духовной сфере мы часто бываем так безразличны к выявленным недостаткам?

Урок, который мы получаем из этого отрывка, прост и глубок одновременно: ни мнение окружающих, ни наше собственное мнение о себе не могут дать нам твердого основания для оценки. Таким основанием может служить только Слово Божье.

Поэтому мнение людей о нас ценно ровно настолько, насколько оно обосновано Писанием. И наше мнение о самих себе также имеет ценность лишь в той мере, в какой оно согласуется со Словом Божьим.

Интересно, что Павел говорит: «хотя я ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь». При этом в другом месте он называет себя «первым из грешников». Как примирить эти, казалось бы, противоречивые утверждения?

Вероятно, в контексте данного отрывка Павел имеет в виду, что не осознает за собой конкретных грехов, в которых его обвиняют. Однако в свете абсолютной святости Бога он ясно видит свою греховную природу. Это не противоречие, а разные уровни самоанализа: перед людьми и перед Богом.

Духовный рост происходит именно тогда, когда мы видим себя через призму Божьей истины. Если никто не видит проблем в нашей жизни, это не благословение, а признак всеобщей духовной слепоты. Если кто-то указывает нам на наши недостатки — это возможность для роста. Но наивысшее благословение — когда мы сами видим себя в свете Божьей истины, соотносим свою жизнь с Писанием и замечаем то, что требует изменения. Это не субъективная самооценка, а оценка себя через объективный стандарт Слова Божьего.

Павел не отвергает всякое суждение о себе, но только то, которое не обосновано Писанием. Испытывать себя в контексте Писания не только можно, но и должно — это неотъемлемая часть пути христианина.

Стих 5: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.»

Что имел в виду апостол Павел, когда писал: «Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь»? Очевидно, речь здесь идет не о вынесении окончательного вердикта, а скорее об оценивании, вынесении суждения, осмыслении действий и мотивов других людей.

Но означает ли это, что мы должны стать «молчаливыми христианами», которые никогда никого не обличают, ни на что не указывают и нигде не высвечиваются? Должны ли мы воздерживаться от любых замечаний нашим братьям, сестрам или даже людям «на улице», когда они делают что-то неправильное?

Давайте обратим внимание на продолжение стиха: "… пока не придет Господь, который осветит скрытые во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога."

Что еще, кроме прихода Господа, может высвечивать или обличать сердечные намерения? Конечно же, Слово Божье, которое «остро, как обоюдоострый меч» и «проникает до разделения души и духа». Когда Слово Божье приходит в контекст нашей ситуации и обличает нас, это можно считать эквивалентом «прихода Господа» в данном конкретном случае.

Важно помнить, что в момент написания этого послания канон Писания еще не был полностью сформирован. Вероятно, существовали вопросы в так называемой «серой зоне», которые не были прямо обозначены в имеющихся текстах и которые сложно было однозначно оценить.

Но если у нас есть проблема, которую мы можем чётко идентифицировать с конкретным текстом Писания, эта проблема должна быть названа и исправлена. В этом смысле мы можем и должны выносить суждение, говоря: «Вот проблема, и ее нужно исправить».

Вспомним также предостережение апостола Петра: если даже он сам или ангел придет и будет проповедовать что-то противоречащее уже принятой истине, то «анафема» ему. Значит, мы не только можем, но и должны оценивать учения и поступки на соответствие Писанию.

Ключевой момент в понимании этого отрывка — фраза о том, что Господь «осветит скрытые во мраке и обнаружит сердечные намерения». О каких именно вопросах идет речь? Прежде всего о тех, которые связаны с сердечными помышлениями, с мотивами людей.

Можно видеть человека, который делает внешне правильные вещи, но приписывать ему дурные мотивы и осуждать его за эти мотивы, которые мы сами придумали. Вот это, вероятно, и относится к «скрытому во мраке».

Представьте классическую ситуацию: два человека переводят бабушек через дорогу. Один делает это ради Господа, другой — потому что «так правильно» и «хорошие люди так поступают». Мы не видим мотивов ни одного, ни другого — их внутренние побуждения «скрыты во мраке».

Судить кого-то, не зная, что у него на сердце (ведь «чужая душа — потёмки»), — это и есть то, от чего предостерегает Павел. Кому верен в этот момент человек? Верен ли он Богу, служит ли Христу, или он просто зарабатывает себе статус, даже в христианской среде?

Именно эти глубинные вопросы сердца и мотивации являются предметом особой осторожности в вынесении суждений, пока сам Господь не высветит их в Своё время.

Стих 6: «Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.»

Павел продолжает разрешать проблему разделений в коринфской церкви, где верующие, похоже, придумывали и оценивали мотивы Павла и Аполлоса, хотя на самом деле не могли знать, что было у них на сердце.

«Не судите никак прежде времени» — это призыв апостола отказаться от попыток проникнуть в то, что недоступно человеческому взору: «Дорогие, не надо придумывать то, что вы не знаете, не надо придумывать то, что скрыто, не надо домысливать.»

Интересно, что Павел говорит о предоставлении «нашей совести открытой для всякого человека». Однако если коринфянам этого недостаточно, если они что-то подозревают — апостол советует оставить эти подозрения: «Вы не можете читать мысли. Оставьте это Господу, когда Он придёт, Он оценит и осудит.»

Вместо того чтобы заниматься психологическими спекуляциями о мотивах Павла и Аполлоса, коринфянам следует посмотреть на них правильными глазами — как на служителей Христовых и домостроителей тайн Божьих. Им нужно «не мудрствовать сверх того, что написано» и «не превозноситься один перед другим».

Оценка других людей по предполагаемым внутренним мотивам — удивительно распространённая привычка. Мы создаём теории о том, почему люди поступают так, а не иначе, часто не имея достаточных данных. Это становится первым шагом к превозношению: сначала мы оцениваем человека по мотивам, которые сами ему приписали, а затем выносим вердикт.

Интересно, что даже когда люди сами говорят о своих мотивах, нельзя быть уверенным в их точности. Как отмечает пастор Прокопенко: «Не выдумывайте за других их мотивы, а даже если они с вами поделились ими, то не будьте уверены в том, что это так, потому что они даже сами могут не понять свой мотив.»

Человек может искренне говорить о своём мотиве одним образом, не понимая, что существует ещё более глубокий уровень побуждений, который определяет его поведение.

В мире неверующих часто встречается характерное искажение восприятия добрых намерений. Когда христианин дарит подарок, неверующий человек иногда воспринимает это не как желание сделать ему приятное, а как попытку создать чувство долга или добиться какого-то влияния.

Поэтому многие неверующие сразу стремятся сделать ответный подарок, чтобы «избавиться» от чувства обязанности. Это яркий пример того, как люди приписывают другим мотивы, исходя из собственных страхов и предубеждений, а не из реальных намерений дарящего.

Все это подчёркивает мудрость апостольского совета: воздерживаться от суждений о том, что скрыто во мраке человеческого сердца.

Стих 7: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?»

«Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего не получил?» Эти проникновенные слова апостола Павла обращены к тем, кто склонен к превозношению над другими.

Обратите внимание на путь, который проходит человек к самопревозношению. Сначала он создает домыслы о мотивах других людей — «этот человек делает это из-за таких-то (неправильных) побуждений». Затем сравнивает эти предполагаемые мотивы со своими собственными: «А вот я лучше, чем он. У меня мотивы правильные, я верный!»

И здесь Павел задаёт вопрос, который разрушает самое основание гордыни: «Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего не получил?»

«С чего ты стал верным?» — спрашивает апостол. Откуда берётся верность? Откуда её истоки? Откуда черпается сила этой верности?

Если мы приложим сюда учение о суверенности Бога, ответ становится очевидным. Откуда берутся вера, верность, любовь? Из какого единственного источника их можно получить? Только от Бога.

Допустим, ты оцениваешь себя: «Я вернее, чем тот человек». Хотя ты можешь ошибаться, придумывая мотивы другому и не зная, что происходит в его сердце, давай предположим, что ты прав, и его верность действительно меньше твоей. Но тогда возникает следующий вопрос: откуда ты взял свою верность, чтобы ею гордиться?

«Что ты имеешь, чего бы не получил?» — другими словами, всё, что ты имеешь, ты получил извне. У тебя нет ничего, что ты сам бы в себе выработал и теперь этим обладаешь.

Возьми все свои хорошие качества, которыми ты превозносишься над кем-то. Ни одно из этих качеств не является твоей заслугой. «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак. 1:17).

Интересно, что такая ситуация как в Коринфе может возникнуть в любой церкви, находящейся в относительно спокойной обстановке. Когда никто не подвергается гонениям за веру, никого не жгут, как факелы, когда финансовое положение благополучно, когда есть всё необходимое — автомобиль, бизнес, продукты в магазине, горячая и холодная вода из крана.

В условиях такого комфорта и безопасности люди «от скуки» или «от пресыщения по плоти» начинают кичиться своими качествами. Они субъективно оценивают друг друга и превозносятся.

Павел напоминает, что всё, чем мы обладаем — каждая добродетель, каждый талант, каждое благословение — это дар от Бога, а не повод для гордости и превозношения над другими.

Стих 8: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы [и в самом деле] царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!»

«Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать» — с горькой иронией обращается Павел к коринфянам. Они ощутили себя в ситуации вольготной, комфортной, благополучной. Но апостол подчёркивает важнейший момент: «без нас».

Это беспощадная диагностика духовной самонадеянности. Коринфяне вообразили, что достигли духовных высот, что они уже «цари» в духовном смысле. Они построили своё иллюзорное «царство», где всё прекрасно и благополучно.

Павел разрушает эту иллюзию простым замечанием: «Если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать». Он говорит: «Ребята, вам только так кажется. Вы не царствуете, хотя вам так кажется, раз у вас всё хорошо».

Эта мысль ведёт к глубокому духовному вопросу: если сатана не разрушает вашу жизнь, если он никаким образом на вас не нападает — всегда ли это признак того, что «всё нормально»?

Отсутствие духовной борьбы можно интерпретировать по-разному:
1. Бог особенно защищает вас, не позволяя врагу атаковать
2. Враг не видит в вас угрозы, потому что его всё устраивает в вашей жизни

Что более вероятно в случае с коринфянами? Судя по контексту, они сделали вывод, что Бог их защищает, что у них всё хорошо, что они «классные христиане» и жизнь замечательна.

Но Павел указывает на парадоксальное несоответствие: «Что-то какое-то царство у вас без нас». Он напоминает им о себе и других апостолах: «Нас разумеют как служителей Божьих» — и результат этого подлинного служения выглядит совсем иначе.

В следующих стихах Павел описывает реальность апостольского служения: гонения, лишения, труд своими руками, проклятия, преследования, унижения.

Истинное царствование с Христом в этом мире часто выглядит не как комфорт и самодовольство, а как жертвенное служение, противостояние со стороны мира и готовность нести крест вслед за Учителем.

Эта истина остаётся актуальной и сегодня: слишком комфортная, беспроблемная духовная жизнь должна не успокаивать, а настораживать верующего.

Стихи 9-10: «Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.»

«Нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговорёнными к смерти» — это не поэтическая метафора, а буквальная реальность. Апостолы живут в постоянной готовности к мученичеству, каждую минуту рискуя жизнью за истину Божью.

«Мы сделались позорищем для мира, для ангелов и человеков» — служители Христа становятся объектом насмешек и зрелищем для всех. Это кардинальная противоположность «царственному» самовосприятию коринфян.

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе» — Павел использует едкую иронию. Он не считает коринфян действительно мудрыми во Христе, но высмеивает их самомнение. 

«Мы немощны, а вы крепки» — продолжение саркастического контраста, который должен отрезвить самодовольных верующих.

Удивительно актуальная картина для современных харизматических движений. Декларации о том, что «мы цари и дети Всевышнего и должны себя чувствовать как цари», что нужно «брать духовную власть в свои руки» и «все должно быть на царском уровне» — прямое эхо коринфской проблемы.

Поразительно, как этот текст не попадается на глаза тем, кто продвигает подобные учения. Это та же «накачка», то же самообольщение, что и у коринфян.

История дочери Дэвида Уилкерсона показывает разрушительность «богословия процветания». Когда девушка заболела раком, церковь обвинила её в грехе (как друзья Иова), добавив к физическим страданиям духовные муки. 

Символично: церковь, которая так судила, развалилась, а страдающая девушка ушла искать утешение в другом месте.

Скорее всего обращение идёт к «зажравшейся части» коринфской церкви — тем, кто уже воссел и царствует. Эти люди сверху вниз всех осуждают, выносят суждения, создают разделения в теле Христовом. Та же группа, которая попьянствовала прямо в церкви и попировала на причастии, называя это духовностью.

Павел говорит еще достаточно мягко — он пытается «сдернуть с псевдотрона» тех, кто все-таки принадлежит Христу. Его цель — образумить и увещевать, а не уничтожить.

«Посмотрите на нас, тех, которые ходили за Христом» — призыв к реальному примеру. «Посмотрите на Христа в конце концов» — Он не так царствовал. Его распяли, били, а не возвеличивали.

Провокационный вопрос: если вас не гонят, не плюются на вас, если вы не стали посмешищем для мира — оцените, действительно ли люди видят в вас Христовых служителей?

Или вы просто «сектанты, до которых никому нет дела», которые не мешают миру жить и вписываются в светскую концепцию общества?

Истина, которую мы имеем, должна мешать им жить — она должна обличать, а не утешать мирскую совесть.

Современный пример стремления к власти — когда христианские лидеры завоёвывают уважение общества, сидят в президентских советах, с ними считаются. 

Где были апостолы в этот момент? Сидели ли они в президентских советах? Или они были «приговорёнными к смерти»?

Предупреждение из Откровения: Вавилонская блудница, которая пользуется услугами власти, в итоге будет разорвана той же властью. Антихрист уничтожит тех, кто думал с ним сотрудничать.

Важно понимать: текст построен на сарказме и антитезах. Павел не восхваляет состояние коринфян, но высмеивает его. «Вы мудры во Христе, крепки, в славе» — это не похвала, а обличение через иронию. Это показ того, как не должно быть.

Настоящие антитезы: апостолы терпят голод, жажду, наготу, гонения, трудятся своими руками — а коринфяне «царствуют» в комфорте.

Текст ставит болезненные вопросы: не стала ли церковь слишком комфортной, слишком «царственной»? Не потеряла ли она способность быть солью для мира?

Подлинное служение Христу неизбежно ведёт к конфликту с миром, а не к интеграции в его систему ценностей.

Стих 11-13: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, [как] прах, всеми [попираемый] доныне.»

Вспоминается печально известное интервью Ледяева, где он заявлял, что финансовое положение верующего должно быть «рекламой твоего бога» — ведь «никто не будет тебя слушать, если ты ободранец какой-то». Его роскошная квартира с камином демонстрировалась с нескрываемым пафосом как доказательство, что вера приносит материальное благополучие.

Подобным образом действовал и Бенни Хинн, прилетавший к нуждающимся африканцам на частном самолете. Парадоксально, но эти люди, формально разделяющие протестантскую веру, стали, возможно, самыми негативными примерами христианства в современном мире.

Как верно замечено, некоторые православные верующие в своем смирении и отсутствии материальных притязаний порой оказываются ближе к духу Евангелия — не в догматическом смысле, а по характеру своего свидетельства.

«Даже до ныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками» — эти слова Павла разительно контрастируют с современными ожиданиями мгновенных финансовых чудес.

История с Н., набравшей кредитов и ожидавшей, что Бог просто «обнулит» все её долги через молитву, показательна. Апостольский подход радикально иной: Павел трудился своими руками, хотя имел право получать поддержку от церквей. Он сознательно отказался от этого права, особенно в отношении коринфской церкви с её проблемами.

«Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим.» Апостольское отношение к противостоянию не имеет ничего общего с демонстрацией силы или социального превосходства.

«Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» — это самоописание Павла поразительно далеко от образа успешного, уважаемого обществом, материально обеспеченного религиозного лидера, который продвигается в некоторых современных христианских течениях.

Подлинное апостольское служение, как показывает Павел, характеризуется не внешним блеском и комфортом, а готовностью терпеть лишения, трудиться своими руками и с любовью отвечать на враждебность мира — всё ради Евангелия Христова.

Стих 14: «Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.»

14-й стих раскрывает истинную мотивацию всех предыдущих резких высказываний Павла.

Апостол сознательно нагнетал обстановку, повышал градус своих обличений — но не для того, чтобы «приплющить» коринфян или «разбить их всмятку». Он мог бы ещё жёстче разобрать их ситуацию, которая была действительно вопиющей. Однако его цель была совершенно иной.

«Этот крик моей души, все эти строки написаны не для того, чтобы размазать вас по стене, а чтобы вы пересмотрели свой путь, чтобы увидели, что начали двигаться не туда.» Павел видит, как ветхие привычки жизни в языческом Коринфе тянут верующих назад, в неправильном направлении.

Интересно заметить, что все эти обличения в итоге приведут к великому гимну любви в 13-й главе. Павел соберёт все заблуждения коринфян и направит их к истинному эпицентру христианской жизни — к любви.

«Будь у нас сейчас такой пастор, как Павел, мы бы его очень сильно любили» — глубокое наблюдение. Потому что он умеет и «крепко сказать», и «обнять», и заверить: «Я не хочу, чтобы тебя размазало. Давай вместе поднимемся и будем идти дальше правильнее.»

Его послание — это призыв к конкретным действиям: стать верными, перестать «царствовать», посмотреть на свою духовную нищету, искать подкрепления у Христа, перестать осуждать других, научиться правильно оценивать себя через Писание.

Павел демонстрирует уникальный баланс в своём пасторском подходе. С одной стороны, он очень конкретен — не ходит вокруг да около, не пытается заискивать, прямо говорит о проблемах.

С другой стороны, эта конкретика никогда не становится «палкой по голове». Она скорее выступает как «реанимация для сердца» — восстановление правильного духовного пульса.

Этот подход Павла — сочетание непримиримости к греху с глубокой любовью к грешнику, прямоты в обличении с нежной заботой об обличаемых — остаётся непревзойдённым примером для всех, кто призван к служению наставления и душепопечения.


Главные мысли:

1. Самовосхваление и самоуверенность верующих — это путь в никуда. Нужно больше думать о ближних и сверять жизнь с Писанием.
2. Мнение, которое вырабатывается в результате изучения Писания, является самым верным.
3. Мнение людей ценно ровно настолько, насколько оно обосновано Писанием.
4. Павел пытается навести порядок в церкви, начиная с того, чтобы верующие не превозносились и не судили намерения сердечные.
5. Оценка человеческая субъективна, а оценка Господа всегда объективна. Верное суждение исходит от Бога.
6. Наставления Павла направлены к вразумлению, а не к бичеванию. Бог желает исправления для прославления Господа Христа.
7. Только Бог даёт каждому оценку и судит участие в домостроительстве. Задача верующего — быть верным.
8. В человеке нет ничего такого, чем он мог бы хвалиться. Если есть что-то доброе, то это всё дал Господь.
9. Павел показывает коринфянам, что они должны проповедовать Евангелие и расти духовно, вместо того чтобы конкурировать за значимость.
10. Главная мотивация должна быть направлена не на этот мир, а на небеса — на встречу на судилище Христовом.
11. Намерения и мотивация определяют ценность дел (строительство из золота или соломы).
12. Мудрость, крепость и слава без Христа — это фикция. Только во Христе есть истинная мудрость, сила и слава.

Качества Бога:

1. Мудрый (истинно мудрый, в отличие от человеческой мудрости)
2. Крепкий (обладающий истинной силой)
3. Славный (достойный настоящей славы)
4. Судья (оценивающий праведно)
5. Свет (высвечивающий всё тайное, как прожектор)
6. Бог порядка (не только внешнего, но и внутреннего человеческого устройства)
7. Знающий сокрытое во мраке
8. Верно оценивающий и отличающий
9. Дающий (всё, что имеют люди, они получили от Него)
10. Любящий
11. Нацеленный не на внешние регалии, а на взаимоотношения

Практическое применение:

1. Являть своим поведением Славу Божью
2. Оценивать себя только через Писание, не сравнивать себя с другими
3. Не ориентироваться на мнение людей, но сверять любые мнения с Писанием
4. Оставаться скромным в церкви, меньше о себе думать, но просить мудрости и проницательности для оценки мотивов, которые могут разрушать церковь
5. Быть добрым и верным домостроителем церкви
6. Развивать отношения с Богом, а не стремиться к внешним регалиям (через чтение Писания, общение с Богом, молитву)
7. Анализировать свою жизнь через призму Писания — если всё слишком гладко, стоит задуматься, всё ли в порядке с нашими отношениями с Богом
8. Принимать Божье исправление как проявление Его любви, подобно тому как отец исправляет своих возлюбленных детей
08:01
0
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...