Стих 1: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.»
Итак, Павел плавно переходит из одной главы в другую. Важно помнить, что привычное нам деление на главы и стихи появилось намного позже — сам апостол писал цельное письмо. Поэтому весь этот текст нужно воспринимать как единый эпистолярный монолог, в котором мысль развивается последовательно.
В конце предыдущей части Павел писал: «Вы куплены дорогой ценой, прославляйте Бога в телах ваших и в душах ваших, которые принадлежат Богу». Эта мысль становится отправной точкой для следующего обсуждения. Он показывает, что прославление Бога должно быть не только внутренним, духовным, но и касаться телесной стороны жизни. Таким образом, Павел продолжает развивать свою мысль. Можно сказать, что его призыв прославлять Бога в телах и душах получает определенное практическое разъяснение в последующем тексте.
Павел начинает с разбора вопросов, которые мешали коринфянам должным образом прославлять Бога. Причем эти вопросы были настолько значимыми, что они специально написали ему о них. Как он сам указывает: «О чем вы писали ко мне...» — апостол отвечает на конкретный письменный запрос.
У коринфских христиан были веские причины задавать вопросы о семье и браке. Эллинистический мир того времени характеризовался беспрецедентным разнообразием брачных практик и отношений. Система была практически разрушена — существовало четыре различных типа брачных союзов.
Особенно сложной была ситуация с рабами, которые, вероятно, составляли часть коринфской церкви. Рабы, хотя и имели определенную свободу передвижения и могли посещать собрания, юридически считались имуществом. Их «браки» часто представляли собой нечто вроде разрешенного хозяином совместного проживания, которое могло быть прекращено по его воле в любой момент. Такой «брак» был лишь иллюзией, непрочной связью.
Представьте положение новообращенных христиан, находящихся в таких неустойчивых отношениях. Их возможности выбора были крайне ограничены. Что делать, если тебя насильно поселили с кем-то? Как поступать в такой ситуации?
Помимо этого, в Коринфе существовал брак, признаваемый законным после года совместного проживания — ближайший аналог современного «гражданского брака». Разница в том, что после года совместной жизни он становился официально признанным.
Наиболее формализованным был брак среди патрициев и знати, где важна была родословная. Этот тип брака включал церемонии, помолвки и другие юридические формальности, наиболее близкие к современному пониманию брака.
Добавим к этой неразберихе храмовую проституцию в Коринфе и широкое распространение различных форм гомосексуализма, трансвестизма и других явлений по всей Римской империи. Историки того времени описывают женщин, которые одевались в мужскую одежду, занимались спортом и охотой с обнаженной грудью.
Из этого хаоса вышли новообращенные христиане, обремененные прежними привычками и представлениями. Их новое положение во Христе и водительство Святого Духа естественно побуждали их задавать вопросы. Они жили по привычке, общество не осуждало их поведение, но внутренне они чувствовали, что что-то не так. Святой Дух обличал их, но четких ориентиров не было.
Именно поэтому они обратились к Павлу с вопросами о браке и отношениях. За фразой «о чем вы писали ко мне» стоит огромная потребность в духовном руководстве.
В начале послания Павел упрекал их за некоторые поступки, о которых они даже не спрашивали его мнения, а сразу начали делать неправильные вещи. Но здесь речь идет о вопросах, в которых они искренне хотели разобраться.
Ситуацию усложняло влияние зарождающегося гностицизма с его идеей о разделении тела и души, где тело считалось неважным придатком. Одни впадали в крайность аскетизма и угнетения тела, другие — в противоположную крайность вседозволенности.
Новообращенные христиане, вырванные из развращенного мира в святость Христову, оглядываясь назад, видели окружающий их блуд и нечестие. Не имея четких ориентиров, некоторые выбрали радикальное решение — полное воздержание, даже в браке.
Павел начинает с этой проблемы: «О чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины». Он говорит об интимной близости, и это относится как к мужчинам, так и к женщинам. Примечательно, что апостол не говорит категорично «нельзя касаться», он использует слово «хорошо». Он не говорит «лучше» или «хуже», просто «хорошо», избегая жесткой категоричности, которую могли придумать себе сторонники полного воздержания.
Стих 2: «Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.»
Это место перекликается с учением самого Иисуса. Вспомните, как однажды Его спрашивали о подобных вопросах. Христос говорил о скопцах (евнухах) — тех, кто лишился этой способности либо из-за вмешательства других людей, либо из-за врожденных особенностей. Но Иисус также упомянул о тех, кто сознательно посвятил себя Богу и добровольно воздерживается. При этом Он сделал важное замечание: «Не все вмещают слово сие».
Это ключевое наблюдение — Христос фактически указывает, что существует особый духовный дар воздержания, который дан не каждому.
Павел следует той же логике. Он признает: если у человека есть дар воздержания — это прекрасно. Но что делать, если этого дара нет? Что если конкретно ты не можешь жить счастливо и удовлетворенно один? Если у тебя отсутствует этот дар, но ты пытаешься «насиловать самого себя», преодолевая свою природу, упрямо настаивая: «Я всё равно буду воздерживаться»?
Апостол предостерегает от попыток пользоваться даром, которого у тебя нет. Результат будет плачевным. Дар воздержания либо есть, либо его нет — и не стоит завидовать тем, у кого он есть, или пытаться искусственно его у себя создать.
Поэтому Павел и говорит: хорошо воздерживаться, если есть такой дар, но если нет — то что делать? Ответ во втором стихе: «Во избежание блуда каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа».
Это обращение к тем коринфянам, которые уже состояли в браке, но после обращения в христианство вдруг начали придумывать себе новые правила. Их мотивы понятны: после бурной прошлой жизни они бросились в противоположную крайность — «из огня да в полымя», как говорится.
Но Павел развенчивает эту крайность. Он утверждает, что определенная гармония интимных отношений в браке не просто допустима — она обязательна. Речь идет не о том, что «можно», а о том, что «нужно». И апостол далее подробно объясняет, как это должно выглядеть.
Стих 3: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.»
Почему он начинает именно с мужа? Не случайно. Давайте честно: кто чаще всего первым берет на себя инициативу в том, чтобы «быть особенно духовным» и устанавливать правила? Конечно, лидеры. А кто в семье воспринимался тогда как лидер? Муж. Именно мужчины чаще всего становились инициаторами этих радикальных «духовных практик». Поэтому Павел обращается сначала к ним, как к главным участникам и, по сути, зачинщикам этой проблемы.
В коринфской церкви ситуация была такова: многие решили, что особая духовность заключается в полном отказе от супружеской близости. Это казалось чем-то возвышенным и «ангельским». Но чаще именно мужчины настаивали на таком подходе, навязывая свои решения женам. Поэтому Павел и начинает именно с мужей — ведь именно через них нужно было в первую очередь перестроить мышление. Семья ведь не может функционировать гармонично, если его глава искаженно понимает суть брака.
Павел тем самым подчеркивает ответственность мужчины: в его сердце и в его голове должно сложиться правильное понимание, а уже от этого будет зависеть здоровье всей семьи. Женщина, конечно, тоже участвует и несёт свою ответственность, но стартовать нужно с того, кто ведёт.
Что же значит «благорасположение»? Красивое восточное слово, но смысл довольно конкретный: речь идёт о взаимной заботе и обязанностях в браке, включая интимные отношения. Павел как бы говорит: «Муж, будь внимателен к жене; жена, будь внимательна к мужу. Не пренебрегайте друг другом, не отстраняйтесь».
И вот тут начинается очень интересный момент: сам апостол разрушает укоренившийся у них миф о том, что духовность несовместима с телесной близостью. Напротив, он утверждает: истинная духовность как раз и проявляется в уважительном, любящем и взаимном отношении между мужем и женой.
Стих 4: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.»
Обратите внимание на выбор слова: «не властна». Павел мог бы написать, что жена не имеет права отказывать мужу, но использует термин «не властна», который больше апеллирует к небесной власти. Само понятие власти для христиан имеет единственный истинный источник — Бога.
Интересно заметить, что четвертый стих начинается уже не с мужа, а с жены. Почему? Когда духовная концепция в семье выстроена, и оба супруга понимают необходимость интимных отношений, на чьей стороне обычно возникают проблемы? Исходя из природного темперамента, обычно (хотя и не всегда) у женщин темперамент меньше, чем у мужчин. Поэтому с них здесь и начинается разговор.
Давайте вдумаемся в слова «жена не властна над своим телом». Кто же в первую очередь властен над нашими телами? Вспомним предыдущую главу: кто в этих телах живет? Кто их создал? Если мы смотрим по приоритетам, то главный, кто владеет нами и нашими телами, если мы рождены свыше — это Бог.
И что же Бог, через Павла, говорит жене? «Ты не властна над своим телом, власть над твоим телом я отдаю твоему мужу». Вот буквальный смысл этих слов. Конечно, речь идет именно об интимной близости, а не о том, что муж может распоряжаться телом жены в каком-то ином смысле.
Особенно важно отметить, что в рамках интимных взаимоотношений власть над телами друг друга абсолютно равна для обоих супругов. Это отличается от общего устройства семьи, где жена подчиняется мужу согласно божественному установлению. В интимной сфере такой иерархии нет — власть полностью равнозначна.
Тем самым Павел ставит и мужа, и жену в положение равной обязанности. Заметьте: не равных прав, а равной обязанности. Апостол здесь работает со сложным комплексом проблем и грехов, поэтому романтическая сторона отношений временно отходит на второй план. Главный вопрос — как преодолевать грех, который в той или иной степени присутствует в каждом из нас.
Хотя брак был создан не для решения проблемы греха (помните, что греха вообще не было, когда брак был установлен), теперь, когда грех вошел в мир, одна из функций брака — помогать решать эту проблему. Эта функция проистекает из первоначальной заповеди «плодитесь и размножайтесь», а также из наставления в книге Притчей: «наслаждайся женой юности твоей… постоянно», что сказано в контексте предостережения от блуда.
Итак, четвертый стих говорит о наших обязанностях. Бог своей властью обязывает нас удовлетворять желания друг друга.
Если задать практический вопрос: как часто должна происходить интимная близость, чтобы исполнить это повеление Божье? Ответ элементарен: настолько часто, чтобы ни у кого из супругов не возникало неудовлетворенного желания. А это значит, что мы должны заботиться о том, чтобы выяснять желания друг друга и устранять возможные препятствия. Это наша обязанность.
Вспомним начало: «прославляйте Бога в телах ваших и душах ваших». Мы говорим именно об этом — как делать так, чтобы имя Божье не бесславилось, чтобы мы не грешили против нашего тела, которое есть храм Божий.
Но есть одно исключение из этого правила.
Стих 5: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.»
В этом стихе указано одно важное условие и одна конкретная цель. Заметьте условие: «по согласию». Это значит, что согласны должны быть оба супруга, а не только один. Когда оба согласны временно прекратить интимную близость, и если преследуется конкретная духовная цель — пост и молитва.
Итак, Писание дает нам только одно исключение, когда мы можем прервать выполнение нашей супружеской обязанности. Это исключение имеет два обязательных компонента: согласие обоих супругов и цель духовной практики. Когда мы должны посвятить себя особой молитве или посту — например, если кто-то болен, если есть какие-то серьезные проблемы, когда мы хотим, чтобы ничто не отвлекало наш разум — тогда мы вместе договариваемся об этом.
Если мы не договоримся вместе, то кто-то из нас будет проходить вдвойне сложное испытание. Например, если муж решил поститься, а жена не хочет, но она согласна с тем, что они временно прервут интимную близость — такое возможно. То есть речь не о том, что оба супруга должны одновременно молиться и поститься. Речь о том, что они договорились между собой и оба согласны с этим решением.
«Хорошо, — может сказать она, — иди постись». Или он говорит: «Хорошо, любимая, иди постись». «Сколько тебе нужно?» — «Мне нужно две недели». — «Ты не перегибай, пару дней». И они договариваются, скажем, на два дня. Я, конечно, шучу, но вы поняли, что нужно договориться. Оба должны быть согласны — это обязательное условие. И цель указана только одна: усиление нашей духовной практики, усиление молитвы и поста.
Теперь обратите внимание на вторую половину этого же стиха: "… а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим". К единственному исключению из правила о супружеской обязанности сразу прилагается второй защитный механизм. Потому что духовная практика часто сопровождается обратной атакой врага. Кто проходил пост, подготовку к крещению или участие в конференции, знает: сразу после ярких духовных впечатлений искушения настигают особенно сильно. То же самое и в браке: если супруги надолго оставляют друг друга, дьявол тут же попытается использовать эту слабину.
И обратите внимание, что в мире мы видим такой стильный обман, когда супруги, даже неверующие, «по согласию» решают «пожить отдельно». И какой ворох искушений приносит враг душ человеческих, толкая во все тяжкие, что только усугубляет разрыв.
Это не просто христианское наблюдение — само Писание предупреждает об этом. И не просто так Павел говорит: «немедленно вернитесь к выполнению ваших обязанностей». Это не значит, что нужно сразу «накидываться» друг на друга. Это значит, что вы должны быть внимательны друг к другу, выяснять потребности друг друга. Возможно, никому и не нужно что-то срочно прямо сейчас, но будьте просто внимательны.
Как христиане, мы должны понимать, что здесь есть опасная зона, зона боев, буквально духовная брань. Мы заботимся друг о друге, о нашей духовной целостности и сохранности. Мы заботимся, чтобы никого из нас в семье дьявол не искушал. И это один из видов заботы — просто быть внимательным друг к другу, особенно после периода воздержания для поста и молитвы.
Есть еще один момент, который не указан явно, но подразумевается — это естественная отсрочка по причине болезни одного из супругов. Это настолько очевидно, что Павел даже не обсуждает этот вопрос. Вероятно, коринфяне и не спрашивали об этом, поскольку это понятно всем.
Здесь также прямо следует обратное: если ты не нашел договоренности со своей супругой или супругом, у тебя будут проблемы и в молитве. То есть, нужно сначала примириться, иметь обоюдную договоренность, чтобы не было препятствия в молитве или посте. Все это взаимосвязано.
Итак, мы видим ясное предписание Священного Писания о том, как должно происходить временное воздержание в браке. Обоюдная договоренность — это первое и обязательное условие.
Стих 6: «Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.»
Павел сразу расставляет рамки: речь идёт не о жёстком догмате, а об объяснении и вариантах. Посмотрите, как мудро: он не говорит, что каждый обязан жениться. И не утверждает, что для духовного человека лучший путь — бросить всё и уйти в монашество. Нет! Павел вообще не учит аскетическому насилию над собой.
Он говорит: у каждого человека есть свой путь, и этот выбор зависит от того, какой дар дал ему Бог. Если у кого-то есть реальная способность жить без брака — это прекрасно, он может посвятить себя полностью служению Господу. Но если у человека этого дара нет, то это не стыд и не поражение: для него естественным и правильным является путь брака.
И вот тут важная деталь. В самом браке обязанности уже обязательны: взаимная забота, верность, внимание и близость — это повеление. Но до брака — абсолютного «приказа жениться» нет. Там как раз зона свободы. И именно в ней решается: какой путь лично тебе открывает Господь? Быть семейным или оставаться одиноким?
Кстати, слово «позволение» в переводе чуть сбивает. Смысл ближе к «разъяснению» или «осознанию». Павел словно говорит: «Я хочу, чтобы вы понимали картину. У нас есть две альтернативы, и решение зависит не от давления общества и не от чьих-то правил, а от духовного дара».
А сам апостол дальше честно скажет: «Я бы пожелал, чтобы вы были как я». То есть он не повелевает, а делится личным желанием. Это принципиально разные вещи: его слова — не приказ, а приглашение задуматься о собственном даре и месте перед Богом.
Стих 7: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.»
Что это значит? Первое, что нужно понять: апостол не навязывает всем свой стиль жизни. Он говорит скорее личное: «Я сам счастлив в безбрачии и полностью посвятил себя служению. Было бы хорошо, если бы и вы могли». Но сразу уточняет: всё зависит от дара, который у каждого свой.
Если у тебя есть способность жить один — не страдая, не мучаясь, а спокойно и полноценно служа Богу — используй этот дар. Это сокровище, и его не стоит прятать. В некотором смысле это похоже на притчу о талантах: Бог дал способность — значит, за её использование Он спросит. Дар нужно реализовать.
Но если у тебя этого дара нет, пытаться «притвориться» — бесполезно и даже вредно. Человеку нельзя искусственно натягивать чужую роль. Если твоё сердце и тело жаждут близости, значит, твой путь — семья, и в этом ничуть не меньше Божьего благословения.
Дальше Павел обращается к конкретной группе верующих — к «безбрачным и вдовам». Почему? Потому что, скорее всего, именно от них пришли вопросы. Что делать тем, кто уже был женат, но сейчас одинок — по причине развода или утраты супруга? Здесь апостол хочет прояснить, чтобы они не жили в растерянности и не путались в крайностях.
Стих 8: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.»
Обратите внимание: Павел обращается не просто к «неженатым», а к «безбрачным и вдовым». Из контекста упоминания вдов можно заключить, что речь идет не просто о тех, кто никогда не был в браке, а о тех, кто уже был в браке и сейчас находится вне брака — то есть о разведенных.
Почему это так важно в контексте Коринфа? Потому что о Коринфе в то время ходила особая поговорка: «В Коринфе некоторые невесты изнашивают свои свадебные платья». Представляете? Как обувь изнашивают, так они изнашивали свадебные платья — настолько часто они выходили замуж и разводились.
В Коринфе жениться, выходить замуж и разводиться по 20-25-30 раз было вполне обычным явлением. Даже в нашем современном обществе, при всей его свободе нравов, такое не встречается настолько часто. До такого уровня мы еще не дошли — чтобы люди женились и разводились по 20-30 раз. По крайней мере, мы не слышим об этом как о массовом явлении.
И вот именно к этим «безбрачным» — то есть разведенным — и «вдовым» Павел обращается со словами: «хорошо им оставаться, как я». То есть, если сейчас ты один — не спеши в панике снова бросаться в круговорот браков и разводов. В Коринфе это выглядело массовым «соцсоревнованием», но для христианина совсем не обязательно идти тем же путём.
Стих 9: «Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.»
Павел снова возвращается к той же самой теме — вопросу воздержания и его альтернативы. И здесь он дает четкую рекомендацию: если нет дара воздержания, брак становится не просто возможностью, а необходимостью.
Конечно, важно понимать, что брак не имеет единственную цель в удовлетворении плотских, интимных желаний. Брак гораздо богаче и глубже по своему предназначению. В нем заложено множество аспектов — духовных, эмоциональных, социальных.
Но в данном контексте Павел сосредоточен именно на защите церкви в интимной сфере. И поскольку коринфская церковь была наиболее проблемной в этом отношении, он особенно подробно останавливается на этих вопросах именно в послании к ним. Им нужно было говорить об этом в первую очередь.
И Павел словно «ставит забор»: лучше вступить в брак по-честному, в святости и порядке, чем жить в постоянном внутреннем разгоревшемся огне страсти и снова падать в блуд.
Главные мысли:
1. Павел обозначает специальные правила для коринфской церкви относительно семейной жизни и дара безбрачия, подчеркивая необходимость правильного самоопределения.
2. Учение Павла о дарах (у каждого свой дар) противоречит позиции некоторых церквей, где обет безбрачия не зависит от одаренности, а является волевым решением для духовной карьеры.
3. Важно быть внимательными друг к другу в браке и уметь договариваться в вопросах интимной близости.
4. Супруги обязаны поддерживать интимные отношения, а паузу можно брать только по взаимному согласию и лишь для поста и молитвы или по естественным причинам (болезнь).
5. Брак — это великое благо, учрежденное Богом, но также существует и дар безбрачия. Критически важно правильно определить, какой дар имеешь, и не придумывать себе того, чего нет.
6. Договороспособность в семье — ключевой аспект, поскольку Бог, учреждая семью, подразумевает, что всё будет открыто обсуждаться между супругами.
7. Временное воздержание должно иметь духовную цель (пост и молитва), а не просто быть чьей-то прихотью.
8. Павел связывает телесное с духовным, как в случае с пророком Илией, которому Бог сначала решил физические проблемы (еда, сон), прежде чем обращаться к духовным вопросам.
9. При правильном подходе брак способен защитить супругов от сексуальных грехов и развращенности даже в таком морально разложенном городе, как древний Коринф.
Качества Бога:
1. Бог — хранитель семейного института: бережёт и утверждает семью как Своё установление.
2. Бог — восстанавливающий: вмешивается в кризисы, возвращает гармонию в семьях, где начался «разбаланс».
3. Бог — вмешивающийся и поддерживающий: не стоит в стороне, а реально действует, укрепляет, наставляет.
4. Бог — защитник: оберегает брак от искушений, от греха и разрушительных влияний (как в Коринфе или в современных «сексуальных революциях»).
5. Бог — создатель и завершитель творения: именно создание женщины стало кульминацией творения и решением проблемы «плохо быть человеку одному».
6. Бог — законодатель: установил законы для семьи и интимных отношений, определив, как они устроены правильно.
7. Бог — заботливый: заботится и о высоких духовных вещах, и о простых бытовых, укрепляя супругов и их союз.
8. Бог — мудрый наставник: разъясняет, как правильно жить в браке, исправляет наше извращённое понимание.
9. Бог — создавший человека с прекрасной природой: всё, что Он делает, великолепно, красиво и достойно хвалы, в том числе интимность брака как «жемчужина» отношений.
10. Бог — исправляющий рассудок: возвращает правильный взгляд там, где поражённое грехом человечество деградировало и запуталось.
Практическое применение:
1. Не допускать манипуляции и шантаж интимными отношениями, так как это нарушение Божьего замысла для семьи и узурпация Божьей власти.
2. Обратить внимание на этот важный вопрос и продолжить его развивать в своей жизни.
3. Строить «семейный консилиум» на эту тему (обсуждать вопросы интимной жизни в семье).
4. В церкви читать книги и посещать семинары по вопросам семейных отношений.
5. Быть внимательным друг к другу, знать темпераменты и потребности партнера. Один супруг должен понимать, когда другому нужно напомнить об интимной близости, особенно если тот сильно загружен работой.
6. Использовать пост и молитву, если есть трудности в сексуальной жизни.
7. Правильно понимать значение термина «безбрачные» в тексте (речь идет о разведенных людях, а не только о тех, кто никогда не был в браке).
8. Пользоваться даром безбрачия, если он у тебя действительно есть, а не пытаться искусственно жить в безбрачии, если такого дара нет.