Сейчас мы рассмотрим отрывок, в котором апостол Павел излагает шесть причин в пользу безбрачия. Однако прежде чем перейти к анализу этих причин, необходимо сделать важное предварительное замечание, которое становится очевидным при целостном восприятии текста.
Принципиально важно понимать: Павел не утверждает, что безбрачные христиане более духовны, чем состоящие в браке. Такой вывод из данного текста сделать невозможно.
Апостол представляет определённые размышления о преимуществах и практических соображениях относительно обоих состояний. Это не догматические утверждения о степени духовности, как те, что встречаются в учении Католической церкви или отчасти в Православной традиции, где безбрачие само по себе рассматривается как признак большей духовности.
История христианства убедительно опровергает подобную позицию. Есть множество примеров, когда безбрачные христиане проявляли крайне недостойное поведение. И наоборот — женатые верующие демонстрировали глубокую преданность Богу. Достаточно вспомнить Акилу и Прискиллу — семейную пару, известную своим самоотверженным служением Господу.
Итак, в данном отрывке мы рассматриваем не вопрос духовных преимуществ женатых перед неженатыми или наоборот. Речь идёт о совершенно иных аспектах.
Стих 25: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным.»
Возникает вопрос: действительно ли у Господа нет никаких повелений о девстве? Важно уточнить, что здесь «девство» подразумевает невинное состояние не только женщин, но и мужчин, то есть общее безбрачное положение человека, который никогда не состоял в браке. Речь идет о выборе: вступать в брак или нет.
Павел утверждает, что у него нет на этот счет прямого повеления от Господа. Но так ли это? Можем ли мы быть в этом полностью уверены? Говорил ли Господь что-либо конкретное о том, жениться или не жениться?
С одной стороны, мы знаем из Ветхого Завета, что Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному» и заповедал плодиться и размножаться. Однако Павел здесь апеллирует именно к Новому Завету и учению Иисуса Христа.
Что же Христос говорил о браке? Вспомним Его беседу с фарисеями о разводе. Он указал, что Моисеев закон о разводе был дан по жестокосердию людей, но изначальный Божий замысел был иным: «От начала не было так». Идеал, установленный Богом, — это вступление в брак и нерасторжимость брачных уз. Фарисеи заметили, что это — «тяжкое бремя», и Христос подтвердил это, добавив, что не все способны понести его, но «кому дано». Тем самым Он признал, что безбрачное состояние — это преимущество, но оно дано не всем.
Таким образом, воля Божья в этом вопросе была выражена достаточно ясно. Тогда почему Павел говорит, что не имеет повеления?
Этот вопрос становился предметом богословских дискуссий, особенно на стыке исторической церкви и протестантизма.
Вот возможные объяснения:
1. Отсутствие нового прямого откровения. Павел, несмотря на свой глубокий знание устного предания и общение с другими апостолами, не получил от Христа нового конкретного указания по этому вопросу. Он опирается на уже известные ему истины и, исходя из них, дает совет.
2. Духовный авторитет и личный опыт. Павел подчеркивает, что говорит не как диктатор, устанавливающий железное правило, а как человек, обладающий духовным авторитетом и опытом. Фраза «как получивший от Господа милость быть Ему верным» указывает на то, что сама верность Богу — это дар милости, а не просто человеческое усилие. Его совет — это взвешенная рекомендация, а не безусловный закон.
3. Тактика общения. Такая форма обращения — «даю совет» — оставляет пространство для личного выбора каждого человека. Павел не забивает «железобетонные сваи», а излагает аргументы, почему одно может быть лучше другого, предоставляя конечное решение самой личности и ее совести.
Кроме того, известно, что Павел сам был женат. Это значит, что он мог сравнивать оба состояния — брака и безбрачия, — что придает его совету дополнительную весомость и практичность.
Итог: Павел не дает абсолютной заповеди о безбрачии, потому что:
— У него не было нового прямого повеления от Христа на этот счет.
— Он выступает как опытный наставник, дающий пасторский совет.
— Он уважает свободу воли человека, оставляя за ним право окончательного выбора.
Апостол Павел, приводя аргументы в пользу безбрачия, излагает шесть ключевых причин. Джон МакАртур систематизирует их следующим образом:
1. Давление жизненных обстоятельств (ст. 25-27).
Первая причина связана с внешним давлением и трудностями, которые определяет сложившаяся в обществе ситуация.
2. Скорби в плотской жизни (ст. 28).
Вторая причина указывает на неизбежные трудности и переживания, которые приносит семейная жизнь в этом мире.
3. Преходящесть этого мира (ст. 29-31).
Третья причина основана на временном характере всего земного, включая институты вроде брака, в противовес вечным ценностям.
4. Жизненные заботы и разделение интересов (ст. 32-35).
Четвертая причина заключается в том, что семейные обязательства неизбежно порождают земные заботы и разделяют внимание человека между служением Богу и угождением супругу.
5. Обеты и обязательства перед семьей (ст. 36-38).
Пятая причина касается сложных вопросов, связанных с родительскими обетами или обязательствами перед семьей, которые могут влиять на решение о вступлении в брак.
6. Долговечность брачных уз (ст. 39-40).
Шестая причина, которую МакАртур интерпретирует с определённым оптимизмом, подчёркивает постоянство и нерасторжимость брака. Однако на эту же мысль можно взглянуть и с другой стороны, акцентируя внимание на том, что брак — это пожизненная ответственность, от которой человек освобождается лишь со смертью супруга.
Павел начинает с первой причины — давления со стороны общества (ст. 26-27). Давайте разберем этот пункт.
Стихи 26-27-а: «По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой, не ищи развода; остался ли без жены, не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит».
Возникает вопрос: где же здесь давление общества? Ключ кроется в слове «нужда» (греч. ανάγκη). Этот термин переведен не совсем точно. Он означает не просто бытовую потребность, а настоятельное давление, бедствие, принуждение или даже гонение. Чтобы понять это, нужно представить контекст жизни первых христиан: ожидание гонений, враждебное окружение и специфическая ментальность того общества.
Как общество смотрело на безбрачие?
И тогда, и сейчас незамужняя женщина или неженатый мужчина часто воспринимаются как «неполноценные». В деловом мире обручальное кольцо — знак ответственности и надежности. В советское время на холостяков смотрели как на несостоявшихся, легкомысленных или эгоистичных людей.
Что печальнее, эта установка проникает и в церковь. Вместо того чтобы видеть в безбрачии преимущество для служения, к одиноким часто относятся с жалостью, пытаясь немедленно «пристроить» их жизнь. Павел же смотрит на это совершенно иначе. Он не навязывает безбрачие как закон, но сознательно «поднимает» этот статус, показывая его ценность в глазах Бога.
В чем заключалось конкретное давление?
Представьте себе служителя в те времена. Его в любой момент могли арестовать, бросить в тюрьму или казнить. Если у него есть семья, его служение будет невольно ограничено естественной и правильной заботой о близких: кто утешит жену, кто воспитает детей? Там, где одинокий человек мог бы пойти до конца, семейный вынужден остановиться, разделяя свою жизнь между служением и семьей. Более того, семейные обязательства часто отодвигают служение на второй план, что является общей склонностью, о которой Павел предупреждает.
Таким образом, «настоящая нужда» — это давление враждебного мира, при котором одинокому человеку легче полностью посвятить себя служению.
При этом Павел сразу делает важную оговорку для тех, кто может понять его слишком радикально. Он не призывает к разрушению уже существующих семей: «Соединен ли ты с женой, не ищи развода». Его совет — это не новый железный закон, а взвешенная рекомендация, данная с учетом тяжелых внешних обстоятельств.
Давайте сделаем важное уточнение, о котором Павел говорил чуть ранее: совет «не искать жены» актуален, если у человека есть дар безбрачия. Это ключевое условие, которое не отрывает наши рассуждения от общего контекста.
Павел обращается к человеку, который по какой-либо причине — будь то смерть супруги, развод или уход неверующего партнера — оказался в статусе одинокого христианина. Перед таким человеком встает вопрос: искать ли новую семью?
Апостол не издает запрета. Вместо этого он предлагает взвешенный подход: прежде чем строить новые планы, объективно оцени духовное преимущество одинокого положения. Он приводит шесть причин, почему безбрачие может быть более предпочтительным путем.
При этом «дар безбрачия» — это не только врожденная особенность, с которой человек начинает жизнь. Это может быть и последующее решение, подкрепленное Божьей силой. Представьте человека, который уверовал, уже будучи взрослым, и оставшись без пары. Общество никогда не подсказывало ему, что жизнь в одиночестве может быть полноценной и угодной Богу. Теперь же, в Церкви, Павел призывает его: «Внимательно посмотри на себя. Возможно, именно ты — тот, кто может всецело посвятить свою жизнь служению Господу?»
Таким образом, в противовес распространенной в церковной среде жалости к одиноким, Павел говорит принципиально иную вещь. Он указывает, что если у человека есть дар оставаться без брака, его положение — это не повод для сожаления, а причина для радости. Это особая милость от Господа, дающая уникальные преимущества для Царства Небесного.
Следующий аргумент Павла в пользу безбрачия — это скорби по плоти.
Стих 28-б: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль».
Здесь важно заметить: Павел не объявляет грехом вступление в брак, даже если у человека есть дар безбрачия. Его рекомендация смещает фокус. Он говорит: «Это не грех, но вот причины, почему твое решение может оказаться не самым мудрым». И одна из этих причин — неизбежные «скорби по плоти», которые вызывают у апостола искреннее сожаление.
Что же это за «скорби»? Обычно мы понимаем под этим трудности, возникающие, когда «два грешника и эгоиста сходятся вместе». Однако интересно посмотреть на значение исходного греческого слова. Это не столько «скорбь» в смысле траура, сколько состояние сжатия, сильного давления. Можно перефразировать: «Но такие будут находиться под взаимным прессом, испытывать давление друг от друга по плоти». И мне вас жаль.
Это очень точное определение. Греховная природа в нас превращает брак в место испытания, где друг на друга давят два набора «тараканов», характеров и слабостей. Конечно, было бы несправедливо не сказать о прекрасной стороне брака — он был установлен в Эдеме как нечто благое, он является школой любви и средством умножения Церкви.
Но именно в этом и заключается дилемма: брак — это одновременно и школа любви, и взаимный пресс. Павел, по сути, говорит: «Ты можешь жениться. Но, зная, какое давление тебя ждет, мне тебя искренне жаль». Современным языком мы сказали бы: «Но это неразумно». А Павел, проявляя пастырскую чуткость, облекает эту мысль не в сарказм, а в слова сердечной заботы.
Продолжим рассматривать контекст для людей, которые по какой-то причине остались одни — будь то те, кто никогда не был в браке («девица»), или те, кто был женат, но теперь свободен. Павел дает общие принципы, объясняющие преимущества безбрачного состояния для служения. Одно из таких преимуществ можно увидеть «от обратного»: отсутствие тех самых «скорбей по плоти», о которых он говорит.
Если идеалист может представлять брак как идиллию, то реальность такова, что его ткань ежедневно соткана из микро-конфликтов. Конфликт здесь — это не обязательно ссора, а прежде всего столкновение интересов. Один хочет одно, другой — другое, и это создает постоянное напряжение.
Эта ситуация неминуемо отвлекает внимание и сердце от служения Богу. Пока вы решаете, жарить яичницу или варить кашу на завтрак, ваши мысли заняты не прославлением Бога, а поиском компромисса. Конечно, со временем такие ситуации оттачивают характер, и то, что было острым конфликтом, превращается в рутину. Но сам факт необходимости постоянно решать подобные вопросы остается — и это требует душевных и временных ресурсов, которые в ином случае могли бы быть направлены на служение.
Человек, имеющий дар безбрачия, свободен от этого специфического «пресса» плоти. Это не делает его автоматически духовнее — история знает множество примеров, когда одинокие христиане вели себя неподобающе. Речь не о духовном превосходстве, а о обстоятельственном преимуществе. Он избавлен от целого пласта бытовых конфликтов, которые неизбежно сопровождают совместную жизнь двух людей с их греховными природами.
Таким образом, Павел не осуждает брак — это законное и благое состояние для христианина. Но он призывает трезво оценить его «цену» и рассмотреть альтернативный путь, который может открыть больше возможностей для полной посвященности Богу.
Стихи 29-31: «Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.»
Давайте зададимся непростым вопросом, который прямо вытекает из этих стихов: является ли брак вечным установлением или временным?
Ответ, который напрашивается из Писания, — временный. Сам Иисус говорит, что «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж» (Мф. 22:30). Это прямо указывает на то, что институт брака ограничен земным, временным бытием.
Давайте разберем это подробнее:
1. Сфера действия. Если рассматривать брак как установление для человеческой жизни, то он временный. Однако как Божий порядок для этой земной реальности он будет существовать, пока существует этот мир. Как точно подмечено: «Очень долгое время, пока эта земля существует».
2. Эсхатологическая перспектива (взгляд на конец времен). Здесь возникает уточняющий вопрос о Тысячелетнем царстве. Будут ли браки в этот период? Судя по тому, что будут рождаться дети (и, как следствие, появится армия противников Христа в конце тысячелетия), институт брака, вероятно, сохранится. Таким образом, брак, заключенный сегодня, теоретически может продлиться не только всю земную жизнь, но и на протяжении тысячелетнего правления Христа.
— Важное уточение: Павел в обсуждаемом отрывке говорит именно о нынешнем времени, а не о тысячелетнем. Жизнь в Тысячелетнем царстве, даже если брак сохранится, будет принципиально иной — мы получим преображенные тела и будем свободны от власти греха, что кардинально изменит саму природу взаимоотношений.
3. Проблема длительности как один из аргументов Павла. Шестой аргумент апостола — «долговечность брака» — в земном контексте является именно проблемой. Фарисеи были в недоумении от запрета на развод, потому что это означало пожизненную верность одному человеку, несмотря на все трудности. С одной стороны, земная жизнь длинна, и нести это «бремя» тяжело. С другой стороны, с вечной точки зрения она коротка: «время близко», и «проходит образ мира сего».
Вывод: брак — это благословенное, но временное установление Божье для земной жизни. Его изначальный замысел в Эдеме был совершенен — взаимное дополнение и помощь. Однако из-за греха он часто становится ареной для «скорбей по плоти», где два эгоиста «крадут» друг у друга душевные силы своими противоречивыми желаниями.
Понимание его временности помогает правильно расставить приоритеты: не строить на браке всю свою вечность, но ценить его как школу характера и верности в отведенное для него время, устремляя конечный взгляд к вечным отношениям со Христом.
Давайте разберем один из самых сложных и часто неправильно понимаемых фрагментов: «Время уже коротко, так что имеющие жены должны быть, как не имеющие».
1. Чего этот стих НЕ означает?
Исторически, особенно в православной и католической традициях, этот стих иногда использовался для оправдания аскетических практик, когда супруги отказывались от интимных отношений, живя как брат и сестра. Однако такое толкование противоречит контексту всей главы. Только что Павел говорил, что супруги не должны уклоняться друг от друга, кроме как по обоюдному согласию для молитвы. Апостол не стал бы противоречить самому себе в рамках одной главы.
2. Так о чем же здесь речь? О приоритетах.
Ключ к пониманию — это расстановка жизненных фокусов. Павел говорит о ситуации, когда верующие, ссылаясь на свои семейные обязанности, начинают отказываться от служения Богу или серьезно его ограничивать.
Пример: Джон Макартур приводит ситуацию, когда служение требует более длительной поездки. Человек может сказать: «Я не могу оставить жену больше чем на неделю», хотя служение было бы гораздо плодотворнее, продлись оно две или три. Речь не о фанатиках, бросающих семьи, а о тех, кто из-за чрезмерной, а иногда и эгоистичной концентрации на семейном уюте, ставит брак по значимости выше служения Богу.
Представьте человека на перроне, у которого есть билет на поезд. Вместо того чтобы сесть в поезд, он начинает строить на перроне уютный дом, разбивать огород и сажать плодовые деревья в надежде собрать урожай. Но поезд — это его призвание и служение, а перрон — временная, преходящая жизнь.
Именно об этом говорит Павел. Он призывает не отказываться от брака, но и не «обустраиваться» в этой временной жизни так, как будто кроме земного комфорта и семейного благополучия ничего не существует. Брак — это не конечная цель, а часть пути, и он не должен затмевать главное — верность и служение Господу.
Фраза «имеющий жену, как не имеющий» раскрывает важнейший принцип: христианин должен понимать свой высший приоритет во Христе. Если этот приоритет — служение Богу — подменяется служением семье, то страдает и сама семья. Ты не можешь правильно служить семье, если у тебя сбиты духовные ориентиры. Ты просто перестаешь понимать, как это делать.
Здесь в полной мере действует евангельский принцип: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфея 6:33). Бог учредил брак не для того, чтобы он ослаблял нашу преданность и служение Ему.
Яркой иллюстрацией этой верности приоритетам служит жизнь верующих в период гонений. Сохранилась записка от 5 октября 1936 года, которую баптист Петр Яковлевич Винц написал из тюрьмы своей супруге Лидии Михайловне:
«Следствие закончилось. Господь укрепил меня и дал силу и мужество исповедовать Его… Молю Господа, чтобы Он укрепил тебя физически и духовно. Обо мне не беспокойся. Да хранит вас Бог».
В этих строках — четкое понимание того, что верность Богу стоит выше даже семейных уз. К счастью, в 1937 году его освободили за недостатком улик, и он воссоединился с женой.
Еще более трагичен пример семьи Вурмбрандов, переживших жестокие гонения, когда их разлучали — мужа с женой, жену с ребенком. То, через что им пришлось пройти, сложно даже представить.
К сожалению, стандарты советского тоталитарного режима, распространившиеся на часть Европы, принесли невыразимые страдания многим нашим братьям и сестрам, доказавшим своей жизнью, где находятся их истинные приоритеты. Их опыт — суровый, но вечный урок о том, что значит в действительности «иметь, как не имеющий».
Павел продолжает развивать мысль о правильных приоритетах, обращаясь теперь к нашей эмоциональной и материальной жизни: «… и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие».
Как обуздать чувства? Можно ли подчинить себе эмоции, если «сердцу не прикажешь»? Павел говорит — да, и это необходимо.
В скорби. Если умер близкий человек, естественно горевать. Но означает ли это, что скорбь должна раздавить вас, парализовать и заставить забыть, что вы — творение во Христе Иисусе, призванное являть Его славу? Нет. Вы не имеете права позволить горю полностью поглотить и уничтожить вас. Скорбь не должна стать центром вашего существования.
В радости. С другой стороны, когда в жизни все благополучно: есть крыша над головой, пропитание, достаток (даже в «сложные» времена мы живем лучше, чем многие в прошлом), есть другая опасность. Можно слишком расслабиться, погрузившись в земной комфорт, и позволить радости от земных благ затмить все. Павел предупреждает: «Не слишком радуйся» этому. Не позволяй земному счастью украсть твое сердце у Христа.
Вывод: «Время близко». Не дай горю разорвать тебя на части, и не дай земным радостям усыпить твою преданность Христу. Плачь и радуйся, но будь внутренне свободен от обеих этих крайностей.
Тот же принцип Павел применяет к вещам: «покупающие, как не приобретающие». Речь не о том, чтобы игнорировать реальные потребности. Бог знает, что нам нужно есть, одеваться и иметь кров, и Он призывает приносить эти нужды к Нему.
Павел говорит о другом — о внутренней позиции. «Не зацикливайтесь на этом». Ваша душа создана для Бога и служения Ему, а не для погони за «тряпками» или деньгами. Покупайте необходимое, но не позволяйте приобретениям стать смыслом и центром вашей жизни. Ваша истинная сущность — в вечном, а не в преходящем.
Давайте проведем простой анализ: оглянитесь на свой день. Где в нем было осознанное служение Богу? Было ли оно вообще? Или сегодня вы были целиком поглощены мирскими, плотскими заботами? Именно об этом и пишет Павел, потому что он хорошо знает нашу природу.
Мысль о том, что «плачущие должны быть как не плачущие», очень точно перекликается с известной притчей о кольце царя Соломона, на котором была надпись: «И это пройдет». И горе, и радость в этом мире — временны. Чтобы это стало предельно ясно, задам простой вопрос:
Представьте, что с вашим супругом случилось самое страшное — он умер. Но вы при этом абсолютно точно знаете, что Христос грядет завтра. Сильно ли вы будете горевать? Скорее всего, ваш внутренний фокус сместится с потери на ожидание скорой встречи. Весь вопрос уместится в один день.
Конечно, это мысленный эксперимент, проверка нашей эсхатологической веры. Верим ли мы на самом деле, что все будет нормально, что разлука — временна? Если да, то наша реакция на любую потерю будет иной. Не будет безысходного: «На кого же ты нас покинул!», а появится мысль: «Мы чуть позже увидимся».
Проблема в том, что мы, живя в земном времени, неправильно его оцениваем. Из-за этого у нас и возникают неправильные, чрезмерные реакции. Мы не можем приказать душе «хватит горевать», потому что забываем, что «время близко» и нам «осталось недолгое».
Об этом сложно говорить, но об этом необходимо говорить «на берегу». Скорби и испытания — стопроцентная вероятность в нашей жизни. Смертность на земле — 100%. Кто-то из супругов уйдет раньше. Это факт.
Понимание этого должно изменить наше состояние. Я не говорю, что мы не имеем права на печаль. Это естественно. Но мы не имеем права быть раздавленными горем, если адекватно смотрим на реальность с точки зрения вечности.
Где мой муж? Где моя жена? «Чуть попозже свидимся». Можно даже с легкой грустью подумать, что он теперь станет моим «экскурсоводом по Раю», ведь он узнал все раньше меня. В конечном счете, в вечности наши отношения преображены, и мы будем в совершенном общении друг с другом и с Богом. И это — та надежда, которая позволяет и плакать, но не быть уничтоженным плачем, и радоваться, но не прилепляться сердцем к преходящей радости.
Апостол Павел призывает нас к радикальной внутренней свободе: жить в этом мире, но не позволять ему владеть нами. «Ибо проходит образ мира сего». Слово «образ» здесь точнее было бы перевести как принцип жизни, уклад или система ценностей этого мира. Все эти стандарты — временны и прейдут.
Мы умом понимаем, что грядущая вечность с Богом, где нет греха, страданий и даже брака в его земном понимании, будет несоизмеримо лучше. Мы уверены, что Бог «отрет всякую слезу с очей» наших, и там нас всё будет устраивать сверх всяких ожиданий. Однако присвоить эту истину сердцем нам пока сложно. Это как слепому от рождения описывать красоту заката. Мы не поймем этого до конца, пока не увидим сами.
Именно поэтому цепляться за ускользающий образ этого мира мертвой хваткой — как минимум не мудро, а как максимум — верный путь к несчастью. Христианин, вцепившийся в мир, лишает себя той радости и полноты жизни во Христе, которую мог бы иметь, служа Ему свободно и всем сердцем.
Представьте себе процесс дыхания. Наша кровь забирает из организма углекислый газ (CO₂) и в легких выпускает его, чтобы забрать кислород — это здоровый, жизненный обмен.
Угарный газ (CO) действует иначе. Он коварен:
— Он похож на углекислый газ, но является ядом.
— Он активнее и вступает с гемоглобином крови в сверхпрочное соединение.
Клетка крови, схватившая молекулу CO, уже не может выполнять свою функцию — переносить кислород. Она становится бесполезной и «гоняется по кругу», не способная питать организм.
Мир и грех предлагают нам суррогаты, которые похожи на Божьи блага (как CO похож на CO₂), но являются духовным ядом. Они цепляются за нашу душу «мертвой хваткой», как угарный газ за гемоглобин. Когда мы вцепляемся в них, мы становимся духовно дисфункциональными:
— Мы теряем способность «дышать» благодатью и служить Богу.
— Мы не погибаем окончательно (ибо спасены), но лишаемся полноценной жизни и плодоношения в Боге.
Бог уже совершил в нас чудо, родив нас свыше и отделив от власти греха. Было бы величайшей глупостью с нашей стороны снова цепляться за то, что отравляет нашу духовную жизнь и лишает нас свободы и радости во Христе.
Не будем же подобны отравленному угарным газом, который задыхается, держась за то, что его убивает. Будем же свободны, чтобы по-настоящему жить.
Главные мысли:
1. Исполнение Божьей воли невозможно без получения от Него милости и силы.
2. Главной целью и стремлением христианина во всех обстоятельствах должна быть жизнь для славы Божьей.
3. Наставления апостола Павла о безбрачии — это не строгая заповедь, а совет, основанный на его духовном авторитете и личном опыте (как человека, который был женат).
4. Брак — это временный институт для земной жизни, который не будет существовать в вечности, в отличие от наших отношений с Богом.
5. Христианин призван управлять своими эмоциями: не позволять горю разрушить себя, а радости — отвратить сердце от Бога.
6. Верующий должен бодрствовать, чтобы заботы и соблазны мира не отвлекли его от главного — служения Богу. Быть свободным от мира, а не в рабстве у него.
7. Наша главная идентичность — быть детьми Божьими. Всё земное (включая брак) ценно настолько, насколько способствует нашему духовному росту и не мешает нашей верности Богу.
Качества Бога:
1. Податель милости (Благодатный). Он даёт верующим милость, необходимую, чтобы быть Ему верными и исполнять Его волю. («… как получивший от Господа милость быть Ему верным»).
2. Верный. Сам Бог является эталоном и источником верности, и Он даёт способность отражать это качество в себе. («… быть Ему верным»).
3. Заботливый и Сострадательный. Это качество проявляется через слова и тон апостола Павла, который, как пастырь, с любовью и сожалением («а мне вас жаль») предупреждает верующих о предстоящих трудностях, отражая сердце самого Бога.
4. Творящий новое. Он — Бог, который совершает переход от старого к новому. Настоящий «образ мира сего» проходит, и Бог установит совершенно новую реальность, где будет всё совершенно иначе. («… ибо проходит образ мира сего»).
5. Освобождающий. Бог даёт свободу от рабства временным вещам и чувствам. Он призывает не быть раздавленными горем или поглощёнными радостью, то есть освобождает нашу душу от тирании преходящего. («плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся»).
6. Суверенный Владыка времени. Он владеет временем и открывает верующим его тщетность и краткость, чтобы они жили с правильными, вечными приоритетами. («Время уже коротко»).
Практическое применение:
1. Не делай брак идолом. Сознательно следи за тем, чтобы твои семейные отношения и стремление к земному уюту не затмевали и не вытесняли служение Господу и верность Ему. Брак — это средство, а не конечная цель жизни.
2. Выстраивай правильную иерархию приоритетов. Поставь Бога и Его Царство на первое место в своей жизни. Обещание Писания в том, что когда мы ищем прежде всего Бога, всё остальное необходимое (включая мудрость для семьи) «прилагается» нам.
3. Цени и уважай безбрачие. Не дави на одиноких братьев и сестер, не пытайся их непременно «женить». Наоборот, ободряй их, указывая на духовные преимущества и свободу для служения, которые дает их положение.
4. Будь верным в данных обязательствах. Если ты уже в браке, не ищи путей к разводу, даже если возникают трудности. Работай над отношениями, исполняя данные перед Богом обеты.
5. Управляй своими чувствами, а не позволяй им управлять тобой. Не позволяй горю парализовать тебя и лишать способности служить. Также не позволяй земной радости и комфорту усыпить твою духовную ревность и зависимость от Бога.
6. Стань примером богоцентричных отношений. Стремись к тому, чтобы твой брак (если ты в нем находишься) стал живой иллюстрацией того, как Христос относится к Церкви — с любовью, жертвенностью и верностью, где оба супруга вместе устремлены к Богу.