Стих 17: «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.»
Интересное наблюдение: 17-й стих, по моему мнению, одновременно связан как с предыдущим фрагментом текста, так и с последующим.
Обратите внимание: в предыдущем отрывке остался открытым вопрос о том, стоит ли сохранять безбрачие или всё же вступать в брак. В определённом смысле здесь присутствует элемент выбора. Когда человек уже разведён или никогда не состоял в браке, перед ним встаёт вопрос: что лучше — вступить в брак или остаться одиноким?
Этот вопрос действительно находится в области личного выбора. Но как сделать правильный выбор? Действовать наугад?
17-й стих даёт ответ на этот вопрос: «Каждый поступает так, как Бог ему определил». Мы снова возвращаемся к мысли о даровании: если у человека есть дар безбрачия — пусть остаётся в этом состоянии, если нет — лучше вступить в брак.
Впрочем, вместе с другими толкователями я всё же отношу этот текст к следующему блоку, хотя его связь с обеими частями неслучайна. Важно помнить, что это эпистолярный жанр — письменная речь, в которой мысль развивается естественным образом. Одна тема не обрывается резко, чтобы уступить место совершенно новой — такой хаотичный способ мышления не свойственен Павлу. У него всё выстроено логично и последовательно.
Итак, отнесём этот стих к следующему блоку: «Каждый поступай так, как ему Бог определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам».
Именно эту тему апостол и раскрывает далее.
Стих 18: «Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.»
Именно с этого Павел начинает раскрытие темы.
Первый очевидный вывод: раз вопрос задали, значит, в общине существовала неопределённость по этому поводу. Как мы знаем, тема обрезания неоднократно поднимается и раскрывается в Новом Завете.
Однако есть важный исторический контекст. Что происходило в то время? В эллинистическом мире и в контексте Римской империи быть обрезанным иудеем было не всегда благоприятно. Особенно в греческой культурной среде это было, мягко говоря, невыгодно. Ситуация была настолько сложной, что существовала даже специальная хирургическая операция по восстановлению крайней плоти — целый раздел в истории хирургии посвящён этой процедуре. Каким-то образом иудеи пытались создать видимость необрезанности.
Представьте теперь: эта проблема существует в обществе, иудеям приходится нелегко, и они ищут такие радикальные решения. И вот на этом фоне появляется христианство, в котором неясно, нужно ли обрезание или нет. Более того, выясняется, что язычники могут становиться детьми Божьими без обрезания и без соблюдения традиционных иудейских обрядов.
В такой ситуации, особенно находясь не в Израиле, а где-нибудь в Малой Азии, возникает искушение слиться с окружающим обществом. Допустим, с церковной общиной, где большинство — бывшие необрезанные язычники. Появляется соблазн скрыть своё обрезание, стать более похожим внешне и ментально на то общество, в котором находишься, максимально в него интегрироваться. Это было реальное искушение.
Неслучайно Павел пишет: «Не скрывайся». Он хочет сказать: в этом нет никакого смысла. Это не ваша проблема, не минус вашей жизни. Просто забудьте, что это вообще существует — это не фактор, который нужно принимать в расчёт.
С другой стороны, были эллины, греки, сами коринфяне — бывшие не-иудеи, ставшие христианами. Они понимали, что христианство вышло из иудейской среды, и многие христиане — евреи. Помните так называемых иудействующих? Они навязывали свой культурный контекст и настаивали на обрезании эллинов. Первый Апостольский собор специально постановил, что этого делать не нужно.
На стыке этих процессов, в период выяснения и устаканивания вопросов, у некоторых эллинов возникала мысль: «А может, лучше обрезаться? Ведь это правильно! Мы же принимаем и соблюдаем заповеди — «не укради», «не прелюбодействуй» и другие. Все тексты, которые у нас есть, пришли из иудейского мира. Так почему бы не обрезаться? Если раньше это было хорошо, то сейчас это вполне может быть знаком принадлежности к Божьему народу».
Подобные размышления — даже не просто размышления, а настоящие баталии — происходили постоянно с обеих сторон. Вопрос был настолько острым, что его задают наравне с самыми чувствительными темами человеческой жизни — сразу после вопросов сексуальной и семейной жизни. Он следующий по степени важности и чувствительности.
Для нас сегодня это может быть не столь актуально, но для них это был принципиально важный вопрос.
Стих 19: «Обрезание ничто и необрезание ничто, но [все] в соблюдении заповедей Божиих.»
Здесь может возникнуть некоторый диссонанс, кажущаяся несостыковка. Получается: обрезываться или не обрезываться неважно, главное — соблюдение заповедей Божьих. Но постойте, разве само обрезание — это не заповедь Божья? Ведь это была данная заповедь. Почему бы её не соблюсти?
Однако на самом деле мы понимаем, что нет. Суть слов Павла — даже не в контексте выполнения всех 600 с лишним заповедей, данных в Ветхом Завете. Главное заключается в сути веры, то есть в отношении к Богу. Вот что действительно важно.
Какая главная заповедь? Постоянно повторяем этот вопрос, чтобы не забывать суть нашего христианства. Любить Бога всем сердцем, всем разумением, всеми силами. Вся наша жизнь, все наши поступки должны исходить из целенаправленного исполнения этой первой заповеди любви. Именно об этом и пишет Павел.
По сути, он говорит следующее: «Если вы обрежетесь, но не будете любить Бога — это пустое. И точно так же, если не обрежетесь и тоже не будете любить Бога — это всё равно пустое. Неважно, что вы сделаете — это вторично. Важно, любите ли вы Бога».
Помните слова Иисуса Христа: «Что вы зовёте Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» И ещё: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё» (исполнит заповеди Мои).
Вот в чём суть того, что говорит Павел. Он обращается к коринфянам: вы зациклились на вторичном, когда вам нужно посмотреть на первичное — на саму цель. Когда вы увидите первичное, вторичное станет вам ясно, станет понятно, нужно оно или не нужно. Но это уже вторичный вопрос.
«Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё — в соблюдении заповедей Божьих».
Обратите внимание: в принципе Павел не против обрезания — он и сам был обрезан. Он просто говорит, что само по себе это ничего не значит.
Павлу было о чём говорить — он знал это точно. Он видел множество обрезанных евреев, которые при этом гнали Церковь. Он и сам был таким — явным врагом Христовым.
Стих 20: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван.»
Здесь речь идёт о социальном статусе, положении в обществе, религиозных атрибутах — есть у тебя определённые признаки или нет. Это не самое важное. Не нужно за чем-то гнаться, пытаясь изменить свой статус.
Начнём с того, что ты сейчас находишься в том положении, в которое тебя поставил Бог и в котором Он тебя призвал. Бог не играет в шарады, не бросает жребий — Он всегда знает, что делает. Призвав тебя именно в этом положении, Он сделал это неслучайно. Он призвал тебя именно таким, какой ты есть, именно в тех обстоятельствах, в которых ты находишься.
Далее об этом — более подробно.
Стих 21: «Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.»
Здесь поднимается интересный момент, который выходит за рамки самого рабства и затрагивает целую группу вопросов — отношение церкви к социальным проблемам в целом. Вопросы неравенства, справедливости судебных систем, функционирования политических институтов, социального расслоения — всего того, чем переполнена наша жизнь, включая такие крайние формы, как рабство.
Во все времена, включая наше, звучит множество призывов к тому, что христиане должны идти и доступными естественными средствами добиваться значимых результатов в изменении общества.
Но давайте зададим интересный вопрос. Что для нас правильнее: пойти и естественным способом произвести глобальные изменения в обществе или пойти и сверхъестественным способом произвести глобальные изменения в одной душе? Какой инструмент нам как христианам правильнее взять в руки?
Переформулирую: пойти и естественным способом изменить социальное устройство общества к лучшему или пойти и сверхъестественным способом изменить одну душу? Какой инструмент является полноценно христианским, а какой — христианским лишь отчасти?
Второй — христианский.
Конечно, наша задача именно в этом. Миссия Христа не заключалась в изменении социального устройства общества. Он не свергал римлян, не боролся с рабством. Он призывал людей, в каком бы положении они ни находились, к внутреннему изменению. Он пришёл взыскать и спасти погибшее. Неужели у Церкви будет какая-то иная миссия?
Никто не говорит, что не нужно противостоять социальному неравенству. Но пусть это будет результатом нашей веры, а не её причиной или целью. Цель христианства — в другом. Цель христианства — приобретение душ для Христа. Это главное — в первую, вторую и третью очередь. И если при этом, допустим, ещё и рабство отменится — мы будем только за.
Об этом говорит сам текст. Давайте посмотрим: «Рабом ли ты призван? Не смущайся». И далее, через запятую: «Но если можешь сделаться свободным, то лучше воспользуйся».
Здесь не говорится, что ты должен всеми силами приложить все усилия, чтобы вырваться из рабства, сделать всё возможное для изменения своего положения и обстоятельств. Зачастую христиане в личном плане тратят слишком много сил на изменение какой-то социальной структуры своей собственной жизни.
Я не говорю, что этого совсем не нужно делать. Но это не главное. Гоняясь за вторичным, мы можем потерять главное и первичное.
А что первично? Первичный вопрос: можешь ли ты, будучи рабом и оставаясь в этом положении, жить полноценной христианской жизнью? Вопрос риторический. Потому что да — можешь. Гарантированно можешь.
Это не значит, что если тебе открыли дверь, ты должен сидеть и ждать, пока тебя за шиворот выбросят из рабства. Нет. Ты должен встать и выйти. Павел говорит: да, действительно, это хорошо.
Но это также не значит, что ты должен ломиться в закрытую дверь. Бог её или откроет, или закроет.
И здесь интересный момент. Учитывая реалии того времени, посмотрите на 22-й стих...
Стих 22: «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.»
Давайте вспомним реалии того времени — эпохи многочисленных завоеваний. Количество рабов на душу свободного населения было примерно паритетным, почти равным. При этом уровень образования и компетентности некоторых рабов был даже выше, чем у среднестатистического свободного человека.
Рабы были умелыми бухгалтерами, финансистами, управляющими целыми домохозяйствами. Они были достаточно уважаемыми людьми. Степень свободы некоторых рабов была такова, что невозможно было определить их статус — они были свободнее иных свободных граждан. Разница была существенной. Но при всём при этом раб оставался рабом.
И какой-нибудь свободный христианин мог смотреть на раба-христианина несколько свысока. Такая опасность существовала. И мы знаем, что в Коринфе эта опасность была вполне реальной. Помните проблему с причастием? Одни приходили поесть досыта, а другие оставались голодными, и их даже не угощали.
Павел разбирает и эту проблему, чтобы одни не возвышались над другими, а другие не чувствовали себя униженными из-за своего рабского положения.
Вот что он говорит: «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа». Что это значит? О какой свободе пишет Павел?
Прежде всего — о свободе от греха. Вдумайтесь только: раб-христианин свободнее императора-нехристианина. Один идёт в вечность с Богом, другой — в ад на вечность.
Статус одного и другого в глазах Бога совершенно не такой, как это выглядит на земле. На земле император что-то из себя представляет, но в глазах Бога верующий раб — Его сокровище, Его дитя, часть Его Церкви, часть невесты, часть Его подарка Своему Сыну. А император — враг.
Как же люди на это смотрят? Неслучайно Иаков в своём послании предостерегал от унижения неимущих: когда приходит богатый, его сажают на первый ряд в собрании, а бедные или рабы стоят где-то на задворках, даже если им негде сесть. Иаков строго обличал это.
Здесь то же самое. Люди везде остаются людьми. И в Коринфе, как и в Иерусалиме, существовало искушение унижать рабов.
Павел говорит рабам: «Слушайте, вы — рабы, но вы свободны. У вас есть такая степень свободы, которой нет ни у одного неверующего свободного человека».
С другой стороны, свободные граждане очень высоко ценили статус своей свободы, и для них было унизительно или оскорбительно быть названными рабами. А Павел уравнивает всех и говорит: «Слушайте, вы свободны, но не забывайте, что вы — рабы Божьи».
Он намеренно перемешивает эти термины, чтобы эта терминология в Церкви получила совершенно иное значение. Чтобы понимание рабства Богу стало почётным. Чтобы понимание свободы — свободы в Господе — стало более значимым, чем твой статус раба какого-то человека.
Павел специально делает этот реверс, меняет понятия и вносит совершенно иное — не просто иное, а радикально иное — значение в эти слова. Для чего? Чтобы сложилось правильное отношение, чтобы в определённом смысле установилось равенство во взглядах друг на друга. Чтобы среди верующих не было ни самоуничижения, ни самовозвышения.
Стихи 23-24: «Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком [звании] кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.»
Возникает вопрос: о чём предупреждает Павел? В каком смысле — не делаться рабами человеков?
С одной стороны, он говорит: «Призван ты рабом — оставайся, ты всё равно свободен в Господе, и это не твоя главная забота». А здесь заявляет: «Не делайтесь рабами человеков». В чём проблема? Что он имеет в виду? Как вы думаете?
Здесь речь идёт не о рабстве как социальном укладе, а о рабстве как духовном состоянии. Не социальный, а ментальный уклад. Павел говорит о другом — о рабстве в смысле идеологии. В том числе внутрицерковной, околохристианской идеологии, которая как раз и вносила тот диссонанс, с которым Павел работает.
Диссонанс вроде: «Кто свободен, а кто раб — один выше, другой ниже, и в церкви это тоже имеет значение». Это идеология, принесённая из мира, от людей. Мы не должны становиться рабами подобных идеологий.
И уж тем более — каких-то мирских идеологий. Приведём пример. Мы, как христиане, не должны становиться рабами, например, социалистической идеологии. Поэтому верующие не могли нормально ужиться в Советском Союзе. Они были диссидентами, хотя при этом молились за власть, были хорошими работниками, ответственными, хорошими семьянинами. Но они были свободны. И такая свобода от идеологии как раз советской власти не нравилась. Как и любому диктаторскому режиму.
Нам, кстати, стоит это понимать. Для нас это истина, которую надлежит не забывать, возможно, в не таком уж далёком будущем.
Мы сейчас говорим о неправильной идеологии внутри церкви или уже вовне? В совокупности — и там, и там. Любые идеологии, идеи, различные учения, которые уводят нас от подчинённости Христу, — это буквально становление рабами человеков.
Это противопоставление быть рабом Бога. Наше мышление, наши стремления должны быть определены Богом. Как только это начинает задавать общество — мы буквально становимся рабами людей с их идеями.
Помните слова псалмопевца: «Вымысл человеческий ненавижу, а закон Твой люблю»?
«В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом».
МакАртур очень метко сказал: «Когда мы сосредотачиваемся на нашей духовной свободе и на нашем рабстве Богу, наши человеческие свободы и рабства перестают иметь для нас значение. Мы смотрим на своё положение с позиции будущего, имея правильный взгляд на вещи. Важно не то, свободны ли мы физически или нет, а то, что духовно мы одновременно и связаны, и свободны. Мы — рабы Божьи и свободны в Господе. Связаны и свободны — в чудесном парадоксе Евангелия».
Здорово сформулировано.
Прежде всего мы должны оставить грех и всё, что подталкивает нас к греху. В остальном же нам надлежит оставаться там, где мы находимся, пока сам Бог не изменит нашего положения.
Главные мысли:
1. Главное для нас — не исполнение заповедей, а отношение с Богом и любовь к Нему. Все остальное, включая исполнение заповедей, исходит из любви к Богу. Важно не менять местами цель и средство.
2. Обрядовые традиции и культурные особенности не должны влиять на духовную жизнь во Христе. После уверования требуется послушание Божьему Слову и заповедям.
3. Раб-христианин свободен в глазах Христа и должен осознавать себя свободным во Христе. У верующего раба есть свобода, которая несравненно выше телесной свободы любого неверующего человека, включая даже императора.
4. Идеи от людей, которые уводят от подчинения Христу, неизбежно приведут к зависимости от человека. Библия — главный ориентир в вопросах послушания Христу. «Божья мудрость никогда не откроется тому, чья Библия закрыта».
5. Каждый человек находится в том положении, в каком его призвал Бог, и это самый лучший вариант для человека. Бог всегда знает, когда, в каком звании и в какое время призвать.
Но! Если Бог призывает человека в греховном положении (например, наркобарон, владелец алкогольного бизнеса), это НЕ означает, что нужно оставаться в этом положении. Бог призывает от греха к свободе. Грех не подпадает под формулировку «в чём призван, в том и оставайся».
6. Любое социальное положение человека является второстепенным. Главным является любовь к Богу. Стремление изменить своё социальное положение не должно быть важнее роста в любви к Богу.
7. Изменение общества и социального устройства не является целью христианства, но оно неизбежно следует там, где есть посвящённые христиане. Общество меняется как результат правильной христианской жизни, а не как самоцель.
8. Посвящённые христиане влияют на общество своим образом жизни — честностью, порядочностью, миротворчеством, заботой об окружающей среде. Это естественное проявление внутренних изменений, а не специальные усилия по социальным преобразованиям.
9. Изменения в обществе могут происходить благодаря тому, что христиане своей жизнью разоблачают аморальные убеждения окружающих и показывают возможность жить иначе, пробуждая заложенную Богом совесть в людях.
Качества Бога:
1. Призывающий — Бог призывает людей к Себе.
2. Предопределяющий — Бог предопределяет жизнь человека и время его призвания.
3. Действенный в призвании — Его призвание отличается от человеческого тем, что Он не только призывает, но и даёт силу это призвание исполнить.
4. Дарующий свободу — Бог дарует духовную свободу во Христе.
5. Усматривающий — Бог усматривает нужды и обстоятельства.
6. Прославляющий — Он прославляет тех, кого призвал.
7. Благословляющий — Бог благословляет за то, что Сам же и даёт.
8. Искупитель — Бог выкупил нас дорогой ценой.
9. Попечитель/Заботящийся — Когда призывает, Он и заботится о призванных.
10. Укрепляющий — Бог укрепляет дух, даёт силу оставаться в любом статусе, не унывать.
11. Дающий свободу в рабстве — Парадоксальное качество: будучи рабом Божьим, человек обретает истинную свободу. «Лучший рабовладелец, который даёт свободу».
12. Удивительный — общая характеристика Бога, Который Сам даёт и за это же благословляет.
Практическое применение:
1. Поступать по воле Божьей, а не по собственным желаниям. Мы должны поступать не так, как нам хочется, а так, как открывает нам Бог. Наши желания часто затаскивают в рабство, а Божье руководство ведёт к свободе.
2. Не делаться рабами человеков. Мы не должны быть зависимы от человеческих идеологий, суждений, стереотипов, которые могут навязываться обществом. Необходимо избегать зависимости от всего человеческого, что противоречит Божьей воле.
3. Отказаться от пренебрежительного отношения в церкви. Все христиане искуплены кровью Христа и одинаково любимы Господом. Поэтому пренебрежительное отношение, самовозвышение и расслоение в церкви по любым признакам (социальным, национальным и т.д.) недопустимо.
4. Совершать поступки из любви к Богу. Наши действия должны истекать из любви к Богу, а не из других побуждений.
5. Быть бдительными к тому, что уводит от Бога. Мы должны быть внимательны ко всему, что может увести нас от Бога или отделить нас от Него. Не становиться рабами того, что может разрушить отношения с Богом.