Стих 1: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?»
Павел поднимает эту тему, потому что в Коринфе были люди, которые ставили под сомнение его апостольство: говорили, что он «не такой», недостоин внимания и слушать его не нужно. Павел отвечает: не слушайте таких. Он объясняет, кто он и почему имеет право говорить с ними с властью.
Есть и культурный фон: в их обществе хороший оратор брал деньги за выступления. Павел показывает, что проповедь Евангелия — не обычная риторика и не вписывается в такие рамки.
Структура его мысли такова.
Во‑первых, он напоминает, что он действительно апостол: коринфяне уверовали через его служение; он видел Иисуса Христа.
Во‑вторых, он доказывает, что нормально и справедливо, когда проповедник живет от благовестия: «не заграждай рта у вола молотящего», священники питаются от жертвенника — значит, и духовный труд должен поддерживаться.
И в‑третьих, он говорит, что сознательно отказался от этого права, чтобы не поставить препятствия Евангелию и чтобы его награда была в том, что он проповедует безвозмездно.
Зачем он вообще так подробно обосновывает необходимость материальной поддержки? Не потому, что он хочет денег. А потому, что коринфянам и в голову не приходило поддержать его. Это выявило проблему не в «кошельке», а в сердцах: они не ценили духовный труд. Павел устанавливает принцип, чтобы показать ценность того, от чего он отказался, и одновременно — вскрыть их отношение.
Начинает он с вопроса: «Не свободен ли я?» Это продолжение предыдущей темы о христианской свободе (еда, идоложертвенное) и любви, которая ограничивает свободу ради немощных. Павел говорит: я так же свободен, как и вы, у меня тоже есть права — и я добровольно их ограничиваю ради других. Затем он связывает вместе вопросы «Не апостол ли я? Не видел ли я Иисуса Христа?» — это подтверждение его апостольского авторитета. Уже на этой основе он утверждает: поддержка служителей — правильно. Но лично он в их случае отказался от этого права, чтобы послужить им без преткновения. И в то же время он хочет, чтобы они научились ценить духовный труд.
Павел приводит несколько причин, почему служителей нужно материально поддерживать.
1) Он — апостол. Поэтому у него есть право на поддержку. Этот довод относится лично к Павлу и вообще к апостолам.
2) Платить работнику — нормальная, общепринятая практика.
3) Это Божья заповедь: духовный труд должен получать материальную поддержку.
4) Другие служители этим правом пользовались, значит и Павел вправе был бы пользоваться им.
5) Принцип воздаяния за служение у жертвенника (священники питаются от жертвенника) универсален и понятен не только евреям, но и язычникам.
Отдельно Павел останавливается на своем апостольстве. В ранней церкви апостолом считали того, кто лично видел воскресшего Иисуса и был им послан. Павел действительно видел Христа: при обращении и позже, получая от Него откровения. Сам Христос призвал Павла и утвердил его служение. Поэтому ранняя церковь без споров признавала его апостолом. Этот факт подтверждался и знамениями, которые сопровождали его служение.
Сегодня приравнивать чьи‑то «откровения» к апостольским нельзя. Основание церкви уже положено апостолами и пророками, Писание завершено — добавлять или убавлять из него недопустимо. В том виде, в каком апостольство было нужно для основания церкви и формирования Писания, его роль завершена.
Итак, Павел не просит денег для себя. Он устанавливает принцип: поддерживать духовный труд — правильно и по человеческой справедливости, и по Божьему Слову. И показывает ценность того права, от которого он, ради пользы коринфян и Евангелия, добровольно отказался.
Стихи 2-3: «Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства — вы в Господе. Вот мое защищение против осуждающих меня.»
Павел обращается к коринфянам так: посмотрите на себя. То, что вы уверовали в Господа, — уже чудо. Тем более в таком глубоко языческом городе, как Коринф, где не просто один человек обратился, а возникла целая церковь. Это сверхъестественный факт, который нельзя отрицать. Значит, за этим стояла работа Духа Святого через служение Павла.
Он говорит: вы — моя «печать», доказательство моего апостольства. В древности печать или клеймо на товаре подтверждали, кто его произвел. Так и здесь: печатью стало ваше новое духовное рождение, и поставить её мог только Дух Святой. Поэтому именно для вас моё апостольство не должно быть сомнительным: Христос подтвердил его не только тем, что являлся мне, но и тем, что через мою проповедь возродил вас.
При этом, хотя вы знали, что другие апостолы получают поддержку от церквей, мне вы её не предлагали, хотя ваша община возникла именно благодаря моему благовестию среди язычников.
Отсюда первое обоснование: раз вы признаёте меня апостолом, примените к мне тот же принцип, что и к другим апостолам — право на материальную поддержку от церкви. Это риторический вопрос с очевидным ответом: да, Павел имеет на это право. И он называет всё это своей защитой против тех, кто его осуждает: вы сами — живое доказательство истинности моего апостольства.
Стихи 4-8: «Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон?»
Второй блок доводов: платить работникам — нормальная, общепринятая практика. Этот принцип относится ко всем служителям, не только к Павлу.
Павел задает риторические вопросы. Слово «власть» здесь лучше понимать как «право». Имеем ли мы право «есть и пить»? Речь не о выпивке, а о базовом обеспечении. Если человек трудится, нормально ожидать, что его накормят и поддержат хотя бы на уровне необходимого.
Далее примеры:
— Воин не служит за свой счет. Если он охраняет людей днем, нелогично требовать, чтобы ночью он зарабатывал себе на еду.
— Тот, кто насадил виноградник, вправе есть его плоды. Было бы странно, если бы он работал бесплатно, а потом искал подработку, чтобы прокормиться.
— Пастух, пасущий стадо, вправе пить молоко от этого стада.
Эти примеры понятны всем: воинам, земледельцам, торговцам, пастухам. Принцип один: там, где человек трудится, там он и получает содержание. Следовательно, и духовные служители вправе рассчитывать на поддержку общины. Это нормальная, здоровая практика.
Стихи 9-10: «Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое.»
Павел переходит к следующему доводу: поддержка служителей — это не только человеческая норма, это Божий закон (ср. ст. 8). Он спрашивает: «По человеческому ли только рассуждению я это говорю?» Общественное мнение бывает удобным и даже развращенным, поэтому он обращается к Писанию.
Он цитирует: «Не заграждай рта у вола молотящего». Речь не о животных как таковых, а о принципе: тот, кто трудится, должен иметь участие в плодах труда. Если ты запряг вола, ты обязан его кормить. Тем более этот принцип относится к людям: «Кто пашет — пусть пашет с надеждой, кто молотит — с надеждой получить ожидаемое».
Отсюда вопрос Павла: если мы посеяли в вас духовное, неужели слишком много — пожать от вас материальное? Здесь он вскрывает распространенную проблему: духовный труд трудно «потрогать», поэтому его склонны недооценивать. Сантехник заменил прокладку — результат виден, заплатить легко. Духовный наставник помог увидеть грех, научил молиться, поддержал — это не положишь в карман, но именно это изменяет жизнь куда глубже.
«А если я все равно не изменился?» — это уже вопрос к моему сердцу, а не повод обесценивать труд наставника. Ценность духовного служения не исчезает из‑за моей упорности.
Павел также обличает перекос: к тем, кто служит духовно, часто относятся так, будто им «достаточно на еду», и любое качество в их жизни кажется лишним. При этом к другим профессиям таких претензий нет. Это двойные стандарты.
Итог его мысли: духовный плод важнее материального, поэтому нормально и правильно делиться материальной поддержкой с теми, кто трудится духовно. Этот принцип установлен Богом. Более того, духовный труд требует высокой квалификации и ответственности, значит, служителям следует оказывать особую честь и достойное содержание. Павел этими словами отрезвляет коринфян и учит их правильно ценить духовный труд.
Стих 11: «Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?»
Павел делает важную оговорку: речь о тех случаях, когда служитель действительно «посеял» в вас духовное, а не просто поговорил. Он трудился всерьез, с полной отдачей. Понятно, что отклик бывает разным: один человек принимает, другой отвергает — это не отменяет реальности посева.
Но не всякий «служитель» достоин поддержки. Бывают люди с нездоровыми мотивами, которых интересуют только деньги. Формально они говорят о духовном, но их цель — корысть. О таких Павел не говорит. Когда он пишет «мы», он имеет в виду истинных служителей: рожденных свыше, с трезвым библейским учением, искренне посвященных людям. Иногда грань тонкая, но нередко её видно. Помните Симона-волхва, который хотел купить Божий дар за деньги? Апостолы резко его обличили — это пример корыстного подхода.
Нужна и зрелость у слушателей: когда знаешь, как звучит здравое учение, легче отличить пустую говорильню от настоящего служения.
Павел снова возвращается к началу главы: «вы — моя печать». То, что в Коринфе стоит община, что вы живете Словом и общением верующих, — доказательство, что духовное семя было посеяно правильно. На эти уже видимые плоды он и опирается.
Отсюда его вопрос: если мы посеяли в вас духовное, разве слишком будет, если пожнем от вас материальное? Иными словами, если вы признаете реальный духовный плод, естественно и правильно поддержать тех, кто этот плод сеял.
Стих 12: «Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.»
Мы уже разобрали три довода: Павел — апостол; платить работникам — нормальная практика; поддержка духовных служителей — Божий закон. Дальше — четвертый довод: другие служители уже пользовались этим правом.
Павел напоминает: если другие у вас получают поддержку, почему вам кажется ненормальным поддерживать меня? В Коринфе, вероятно, местных служителей содержали, и Павел это знал. Он просто применяет тот же принцип к себе.
Но при этом он уточняет: «Мы этой властью (правом) не пользовались». То есть, находясь у них, он не добивался финансирования. Почему? Чтобы не поставить преграды благовествованию Христову. Это возвращает нас к принципу из предыдущей темы: ради более высокой цели Павел добровольно ограничивает свои права.
Здесь важный баланс. У церкви есть обязанность содержать служителей. Но у служителя нет обязанности это содержание принимать. Он может от него отказаться, если это поможет избежать соблазна или непонимания в общине. Даже если пара человек готовы поддерживать, а у большинства нездоровые взгляды, Павел предпочтет отказаться, чтобы никого не соблазнить и не помешать Евангелию.
Стих 13: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?»
Павел приводит еще один общий принцип: те, кто служат в храме, живут за счет храма; те, кто служат у жертвенника, получают свою долю от жертв. Это было понятно всем — и иудеям, и язычникам: жрецы в любой религии не зарабатывали «на стороне», их содержало служение.
Поэтому Павел обращается к общеизвестному правилу: поддержка служителей — нормальная вещь везде. И странно, что именно в его случае коринфянам приходится заново это доказывать.
Стих 14: «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.»
Павел подводит итог: «Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовестия». Где это повеление?
В Лк 10:7 Иисус говорит ученикам: «В доме том оставайтесь, ешьте и пейте… ибо трудящийся достоин награды». Там Христос берет общий ветхозаветный принцип справедливой оплаты труда и применяет его к конкретному заданию учеников. Сам по себе этот эпизод не формулирует универсальное правило, но апостол Павел, водимый Духом Святым, расширяет и утверждает его как норму для церкви (1 Кор 9:14). Эту же мысль подтверждают другие места Нового Завета: «особенно тем, которые трудятся в слове и в учении, — оказывать сугубую честь» (1 Тим 5:17); «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим» (Гал 6:6). Это пример здоровой герменевтики: Христос обозначил принцип, а апостол, имея власть и вдохновение Духа, разъяснил его для общего применения.
К кому это относится? К благовествующим и служителям, которые реально «посеяли духовное» и это видно по плодам. Не всякий человек с рвением и красивыми словами подлежит немедленному содержанию. Речь о проверенных служителях с здравым учением и подтвержденным служением в поместной церкви. Если такой человек отправляется на миссию, церковь должна его поддержать. Просто «я побежал благовествовать» — еще не основание для содержания.
В Коринфе, судя по словам Павла, «другие имеют у вас власть» — то есть право на материальную поддержку — их содержали. Логичный вопрос Павла: почему тогда это право отказывают ему? При этом он подчеркивает: хотя у церкви есть обязанность поддерживать служителей, сам служитель не обязан принимать эту поддержку. Павел сознательно отказался от этого права в Коринфе, чтобы не поставить преграды Евангелию. Бог дал ему ремесло (шитье палаток), и он иногда пользовался им, а в других случаях (например, от филиппийцев) помощь принимал.
Итог простой: Господь утвердил принцип — проповедующие Евангелие могут жить от благовестия. Церковь должна достойно поддерживать зрелых служителей и миссионеров, а сами служители свободны в том, чтобы принимать или, при необходимости, отказываться от поддержки ради пользы Евангелия.
Главные мысли:
1. Павел подводит коринфян к мысли: нужно заботиться о тех, кто духовно заботится о них, даже если плоды этого труда неосязаемы.
2. Его разбор — не о «кошельке», а о вере и сердцах коринфян; финансовый вопрос вскрывает их внутренние ценности.
3. Поддержка служителей — справедлива и соответствует Божьему закону: трудящийся достоин награды.
4. В Коринфе возникла особая проблема именно с поддержкой Павла, хотя «видимых» местных служителей они поддерживали. Это показало смещение акцента: ценится то, что можно «пощупать» и увидеть рядом, а духовный вклад, особенно удаленный, обесценивается. Корень проблемы — недооценка всего, что от Бога, в частности служения апостола Павла и приходящих через него духовных ценностей.
5. «За всё отвечает серебро»: отношение к деньгам и пожертвованиям показывает, что на самом деле дороже — серебро или духовное.
6. Поддержка верных служителей должна быть регулярной и системной, а не эпизодической.
7. Готовность поддерживать духовных служителей выражает духовную зрелость и веру.
8. Применение сегодня: уместно поддерживать не только своих пасторов, но и другие проверенные служения за пределами своей общины, чтобы не замыкаться на себе.
Качества Бога:
1. Обеспечивающий — Господь обеспечивает нужды Своих служителей
2. Заботливый — заботится о Своих сынах и о благовестниках, трудящихся на духовной ниве
3. Щедрый/Многодающий
4. Всемогущий — у Бога нет проблем с обеспечением, Он гарантированно обеспечит Своих служителей
5. Справедливый — действует по справедливости
6. Исправляющий сердца — заботится о духовном состоянии людей, исправляет их сердца
7. Суверенный — Бог может использовать разные средства (даже ворон) для обеспечения Своих целей; Ему не нужны человеческие деньги, Ему нужно сердце человека
Практическое применение:
1. Платить десятину — выполнять свой финансовый долг перед церковью
2. Ценить прежде всего труд духовного служения — правильно расставлять приоритеты в отношении служителей
3. Не пренебрегать церковным служением и трудом — уважать и поддерживать церковное служение
4. Вдохновляться возможностью участия в финансировании служения Божьего — воспринимать это как привилегию, а не обязанность
5. Понимать значение своего участия — осознавать, что именно ты делаешь и зачем, чтобы даяние было доброхотным, а не «с болью и писком»
6. Видеть грандиозность и честь участия в служении — понимать масштаб и перспективу того дела, в котором участвуешь
7. Использовать это как защиту от алчности — правильное отношение к финансовому участию в служении помогает победить алчность; в противном случае алчность победит