Состояние учеников до дня Пятидесятницы
Господь избрал Двенадцать учеников, они были с Ним день и ночь три с половиной года, были научены многим истинам, но по отношению к Духу Святому в их сердцах продолжался еще Ветхозаветный период.
Это неповторимый, исключительный период в плане Божием.
Иоан.7:37-39 — "Стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен".
Это ключевое место Св. Писания для понимания состояния верующих в Него этого периода:
— На них еще не было Духа Святого.
— Им предстояло принять Его в будущем.
— Причина была не в их состоянии, как некоторые учат, а в Божьем плане спасения — Христос еще не был прославлен.
Возникает вопрос: "Когда же Иисус был прославлен, и когда пришел Дух Святой?" Этого не произошло до Христова воскресения, не было в самом Воскресении, а только после Вознесения на небо Иисус был прославлен. "Итак Он, был вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите" (Деян.2:33). Дух Святой пришел в день Пятидесятницы.
Из этого видим, что уверовавшие получили Духа Святого только в день Пятидесятницы. Апостол Петр, объясняя в Иерусалиме о своем посещении дома Корнилия и получении язычниками Духа Святого, говорит о событии дня Пятидесятницы, что сошествие Духа Святого было, "как и на нас вначале" (Деян.11:15). То есть, начало получения Духа Святого апостолами — в день Пятидесятницы. Христос говорил ученикам о Духе Святом:
Иоан.14:17 — "Он с вами пребывает и в вас будет".
Иоан.14:16 — "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек".
Иоан.14:20 — "В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас".
Пребывание Христа в верующем в Него и верующего во Христе осуществилось только со дня Пятидесятницы.
Иоан.14:23 — "Мы придем к нему и обитель у него сотворим".
Иоан.15:26 — "Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам".
Иоан.16:7 — "Но Я истину говорю вам: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам".
И перед Своим вознесением Иисус Христос говорил: "Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой" (Деян.1:8). Из этих слов Господа мы видим, что Дух Святой еще не сходил на них, и они не имели силы.
Но возникает вопрос о том, как тогда понимать записанные в Иоан.20:22 слова: "Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого". И Христос после этого говорит, что апостолы еще не имеют Духа Святого (Деян.1:8).
И. С. Проханов, бывший председателем Союза Евангельских Христиан, в "Пояснительной записке о Духе Святом" объясняет, что параллельное описание явления воскресшего Господа, дано в Лук.24:36-45. В стихе 45 сказано: "Отверз им ум к уразумению Писания", а это происходит через влияние Духа Святого. Христос, подготавливая апостолов к приходу Духа Святого, все время говорил о важности этого события. Дух Святой не мог прийти на землю для постоянного пребывания до тех пор, пока не было совершено искупление рода человеческого через пролитие крови Христа на землю, а затем внесенной Им в самое небо, и приобретения вечного искупления (Евр.9:12,22; 10:10,14). Подобно тому, как в Ветхом Завете при совершении очищения елеем помазывались только те места, которые перед этим были помазаны кровью (Лев.14:17). Посредством смерти Иисуса Христа трем врагам человечества — дьяволу, смерти и аду — нанесено поражение (1Кор.15:55-57; Иоан.12:31). И потому Дух Святой пришел, чтобы искупление Христово возвестить людям и донести до каждого человека, создав во Христе нового человека.
Десять дней апостолы ожидали этого события и "единодушно пребывали в молитве и молении" (Деян.1:14). Некоторые считают, что в эти дни они вымаливали у Бога Духа Святого, и по их просьбе Он сошел с небес. Но тогда возникает еще вопрос: "Дух Святой пришел, потому что апостолы вымолили Его у Отца, или Христос умолил Отца, как и обещал?" (Иоан.14:16,26). Конечно, по молитве Иисуса Христа это произошло в день Пятидесятницы.
Следующий вопрос: "Приход Духа Святого в день Пятидесятницы — это случайное совпадение или план Господа?" Для ответа на этот вопрос надо обратиться к значению данного праздника, описанного в книге Левит: "Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель…, приносите новое хлебное приношение Господу…, два хлеба возношения…должны быть испечены кислые, как первый плод Господу" (Лев.23:15-21).
Церковь — первый плод Господу за Его страдания и смерть. Наш Господь, как истинное пшеничное зерно, пал в землю, умер на Голгофском кресте, погребен и в третий день воскрес (Иоан.12:24). Когда начиналась жатва, приносили первый сноп потрясания, что символизировало воскресение Христа из мертвых. В пятидесятый день — это первый день недели — праздновали праздник Пятидесятницы и приносили особое хлебное приношение, состоящее из двух хлебов, испеченных кислыми. Это результат смерти зерна, а хлебы символизировали Церковь, состоящую из иудеев и язычников, получивших оправдание во Христе через уверование (Рим.5:1), но имеющих в себе грех (1Иоан.1:8), о чем напоминала кислота в хлебах. Но грех в верующем человеке под влиянием Духа Святого должен бездействовать, т.к. верующий призван почитать себя мертвым для греха (Рим.6:6,11; 8:12). (Объяснение взято из ж-ла "Христианин", №6 1926, статья "Пятидесятница").
На этот праздник по закону все мужчины должны являться в храм (Втор.16:16), и потому собиралось очень много людей. Ученики же Господа собирались в горнице, ожидая прихода Духа Святого. Поскольку великие события в Израиле сопровождались чудесными явлениями, например, когда Бог давал закон на Синае (Исх. 19-ая глава), рождение Иисуса Христа (Лук.2:1-20), так было и в праздник Пятидесятницы при сошествии Духа Святого:
"Внезапно сделался шум с неба (в англ. "звук"), как от несущегося сильного ветра" (Деян.2:2).
Все дела Божьи взвешены и имеют свою причину. В данном случае причина этого такая: "Когда сделался этот шум, собрался народ" (ст.6).
Шум был с неба, а не от апостолов. Его целью было собрать народ, чтобы люди стали свидетелями этого события. Бог сделал все без участия апостолов. Если бы они пошли приглашать народ, их побили бы камнями, как людей, отвлекающих от Бога.
"Явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждый из них" (Деян.2:3).
В Ветхом Завете явление Божие неоднократно сопровождал огонь.
Например, явление Аврааму, Моисею, Израиля в пустыне, на Синае, очищение Исаии (Быт.15:17; Исх.3:5; Ис.13:21-22; Исх.19:18; Ис.6:6).
Господь перед народом отметил Своих посланников знамением, чтобы народ слушал их слово, как от Самого Бога.
"Исполнились все Духа Святого" (Деян.2:4).
Перед этим Христос говорил: "А вы несколько дней после сего будете крещены Духом Святым". Значит, в этот день апостолы были исполнены и крещены Духом Святым. (Эти вопросы будут освещены далее). Это было началом действия Духа Святого в сердцах апостолов (Деян.11:15).
"И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать (Деян.2:4).
В трех стихах пишется, что это были языки понятные. "Каждый слышал их говорящих его наречием" (ст.6); "Слышали каждый собственное наречие" (ст.8); "слышали их нашими языками говорящих о великих делах Божиих" (ст.11). В украинском переводе "інші мови". Значит, апостолам был дан определенный язык, речь. Люди понимали, о чем они говорили!
Значение языков в период становления Церкви
Там, где действовал и действует Бог, везде проявление разумности, и Он считается с разумом человека, а не отвергает его. Апостол Павел пишет:
1Кор.2:13 — "Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным".
Если Господь требует от нас контроля над своей речью и отчета за то, что мы говорим (Матф.12:36), то Он дает то, о чем мы можем соображать и понимать.
Р. Торрей пишет: "Говорение иными языками в то памятное время не имело ни малейшего сходства с тем, чем хвалятся некоторые наши современники" ("Дух Святой", стр. 186).
Для чего были даны языки?
Это был дивный момент засвидетельствовать людям, пришедшим из более чем 15 стран, о великих делах Божиих — спасении во Христе Иисусе. И если уверовало 3000 душ, то людей было собрано намного больше. Господь наделил апостолов знанием языков многих народов, чтобы весть спасения уверовавшие понесли в свои страны.
Какое значение языков для Израиля?
До этого евреи считали, что только они представители Бога, им дан Закон и "вверено Слово Божие", они путеводители слепых, свет для находящихся во тьме, наставники невежд, учители младенцев (Рим.2617-20; 3:1-2). Но когда апостолы стали говорить на языках других народов о великих делах Божиих, они поняли, что это знамение суда для иудеев.
Так как евреи не выполнили Божьего назначения быть "царством священников и народом святым" (Исх.19:6), Бог теперь вверяет возвещение вести о Нем и спасении Своей Церкви, состоящей из разных народов и племен, и в этот день она начала свое слежение.
Изучая Слово Божье, мы видим, что, начиная с Быт. 12, когда был призван Авраам, и до Деян.13 Бог занимался Своим народом, а когда евреи отвергли Его и просили царя (1Цар.8:1-9), отвергли Мессию (Иоан.19:15), отвергли обращенную к ним проповедь Евангелия, убив Стефана, гнали Церковь, апостол Павел и Варнава сказали: "Но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам" (Деян.13:46-48).
Итак, день сошествия Духа Святого на апостолов — это историческое событие в плане Божьем, исторический день рождения Церкви.
Как неповторимо Рождество Христово, неповторимы смерть и воскресение Христа и Его вознесение, неповторим и день сошествия Духа Святого. По Священному Писанию, нет оснований для второй пятидесятницы, для нового прихода Духа Святого со знамениями, Его сопровождающими. Это подобно тому, как иудеи, не приняв Мессию, ожидали Его прихода, а Он жил и ходил среди них, так некоторые отвергают Его приход и просят о новом приходе с неба.
При изучении книги Деяния Апостолов мы находим несколько затруднений в понимании действий Духа Святого, что, при недостаточном исследовании, приводит к ложному учению о том, что верующие должны пережить два факта: первый — уверование во Христа Иисуса и принятие Его личным Спасителем, а второй — крещение Духом Святым (через некоторый промежуток времени и при усиленных молитвах). Делаются ссылки на Деян.2, 9, 10 и 19 главы.
Необходимо понять, что книга Деяний относится не к учительным книгам Нового Завета, а к историческим, где описывается, как создавалась Церковь Христова, шло благовестие и его принятие в Иерусалиме, Иудее, Самарии и даже до края земли (Деян.1:8).
Книга Деяний — это фотография переходного периода, мост между Израилем и Церковью, между законом и благодатью, синагогой и Церковью как Телом Христовым, чего не было в Ветхом Завете. События книги Деяний Апостолов также неповторимы. Учение о домостроительстве Церкви описаны в апостольских Посланиях, о чем пишет Павел:
Евр.3:2-5 — "Вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна, о чем я выше писал кратко, то вы читая, можете уразуметь мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам и Его пророкам Духом (Святым)".</spa