Дорогие друзья, 18 апреля 2011 года, вечером заходит один из самых важных праздников в Израиле – ПЕСАХ (Пасха). Он не будет для вас чем то новым, потому что весь Христианский мир празднует Пасху. Разница в том, что Израильтяне празднуют Исход — выход из Египетского рабства. А христиане празднуют выход из духовного рабства – и радуются тому, что Христос совершил для нас, а именно умер и в третий день воскрес для нашего оправдания.
Исход из Египта является, на мой взгляд, самым ярким пророческим образом нашего духовного освобождения из царства тьмы.
Итак, как же евреи празднуют Песах?
Песах в переводе с иврита буквально означает «миновал, обошел». В память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта. В книге Исход, Бог повелел Моисею, чтобы все еврейские семьи взяли агнца, закололи его и при помощи иссопа помазали кровью агнца косяки домов, чтобы, когда ангел губитель будет истреблять первенцев Египта, это не коснулось Еврейских домов.
Это чудесный образ для нас, что сегодня мы отмечены кровью Божьего Агнца – Иисуса Христа и это знак для всего духовного мира, что Господь покрыл нас, мы покрыты кровью жертвенного Агнца, нам прощены грехи и никакое зло не имеет права прикоснуться к нам. Кровь Завета защищает и оберегает нас – указывая на то, что мы Божий народ. Писание говорит, что после того, как евреи совершили Пасху, то они вышли из Египта и не было в коленах их болящих. Бог в одну ночь исцелил свой народ, через принятие жертвенного агнца и его крови. Пс.104:37 И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего.
Для евреев Песах, как и все еврейские праздники, имеет не только религиозное, но и национальное значение. Исход евреев из Египта был первым шагом к принятию Торы. Бог вывел свой народ и привел евреев к Завету с Ним. Для всего еврейского народа – это праздник Свободы.
В Израиле каждый еврей должен знать историю Исхода и передать ее детям, потому что освобождение из Египта – величайшее событие прошлого. Поэтому во время праздничного ужина самый младший из детей должен задать отцу четыре вопроса о празднике и в своих ответах, отец расскажет об Исходе из Египта.
В эти дни праздника, Тора запрещает евреям употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске (ивр. חָמֵץ, «хаме́ц» — квасное). Также Тора повелевает есть в эти дни мацу (опресноки). Один из иудейских раввинов — дает этому следующее объяснение. Хамец – квашеное тесто, которое подымается и всходит, – как бы символизирует эгоистические начала в человеке. Его чванство, спесь, непомерные претензии, самомнение и пренебрежительное отношение к окружающим. В противоположность этому тесто мацы, приготовленное из муки и воды, без дрожжей, не всходят – напоминая нам о скромности и непритязательности, чуткости и заботе о ближнем.
В дни праздника во всех магазинах Израиля, отделы, где продается квасное — закрыты, и можно купить только мацу, поэтому те, кто не соблюдают этот праздник должны запастись хлебом впрок. Потому что в Израиле этот праздник длится 7 дней, и у детей в школах начинаются весенние каникулы.
Песах, наряду с Суккот и Шавуот, — один из трёх «праздников паломничества» («Шалош регалим»). В эти праздники в эпоху существования Иерусалимского храма, массы иудейского народа совершали паломничество в Иерусалим. И сегодня множество туристов наполняют Израиль в дни Песаха.
Во время праздника еврейской Пасхи к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть «хамецом» в любом виде. Поэтому религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель -ликвидировать все следы квасного (хамеца) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца часто превращается в генеральную уборку. Даже в нерелигиозных семьях Песах — это повод провести генеральную уборку. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы «хамеца» (хлеб, макароны, печенье, суповые смеси и т.д.).
Еврейские мудрецы говорят, что в канун праздника Песах евреи не должны ограничиться только поисками хлебных крошек – «хамец» – в уголках квартиры. Но каждый еврей должен очистить душу от самомнения и эгоизма, и беспристрастно проверить свое отношение к людям...
В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских. Если старший сын в семье еще не достиг совершеннолетия, то пост исполняет отец.
Центральное событие праздника — это пасхальный вечер (лайла-седер или седер-песах).
Седер — в переводе означает «порядок». То есть, существует определенный порядок проведения праздничного вечера.
Центральное место в седере занимает Пасхальная жертва, которая называется «корба́н пе́сах». Согласно Пятикнижию Моисея, каждая семья (или группа семей, если они в отдельности слишком малы для съедания целого ягнёнка) должна была съесть одного ягнёнка в ночь на 15 нисана ( дата Песаха по еврейскому календарю). Ягнёнок не мог быть убит тем, во владении кого есть квасное. Ягнёнок должен был быть обязательно зажарен и съеден вместе с мацой и маро́ром (горькими травами). Нельзя было ломать у жертвы кости. И до утра от жертвы не должно было ничего остаться.
Таковы предписания, однако после разрушения Храма жертвы уже не приносились, поэтому рассказ о «корбан-песах» пересказывается на праздничной трапезе, а на столе её символически представляет «зро́а» — жареная баранья голень (куриное крыло, горло или ножка) которые не употребляются в пищу, но участвуют в самом седере.
Во время праздничного ужина существует обязанность выпить четыре чаши вина (или виноградного сока). Это относится и к мужчинам, и к женщинам. Их должен выпить даже самый бедный человек. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного" (Малахия 4:5).
Заповедь предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Маца для праздника выпекается в течение предпраздничных недель. В ортодоксальных еврейских общинах мужчины традиционно собираются в группы для совместного ручного выпекания специальных листов мацы, Маца должна выпекаться за 18 минут, иначе начнётся процесс брожения и маца станет некошерной на Песах.
Во время праздничного ужина рядом с главой семейства, который обычно ведет седер, кладут подушку: она символизирует комфорт праздничной трапезы, которую в древности совершали полулежа. Самый младший из присутствующих детей задает ему четыре традиционных вопроса: