Вначале участники немного вернулись назад, к предыдущим стихам.
Стихи 10-11: «потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.»
Рассматривая связь между 10 и 11 стихами Послания к Римлянам, где говорится «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют к спасению», важно понимать исторический контекст. В те времена исповедание Иисуса Христа Господом было крайне опасным делом. Верующие рисковали не просто быть осмеянными — им грозила смертная казнь, побитие камнями, отсечение головы. Насмешки были наименьшим из возможных последствий.
Павел подчеркивает, что вера верующих людей обязательно должна выражаться через исповедание Христа Господом в том мире, где они живут. Несмотря на все опасности, они будут это делать, потому что «не постыдятся». Хотя люди могут насмехаться и осуждать, для Павла главным оценщиком происходящего является Бог. Именно в Его глазах верующие не будут постыжены, именно Его одобрение имеет значение. Эта уверенность в Божьем одобрении давала верующим силу исповедовать Иисуса Христа Господом даже перед лицом смертельной опасности.
Через анекдот о Малюте Скуратове раскрывается важная мысль о том, что вера должна быть настолько крепкой, чтобы преодолеть иллюзию безопасности, которую мы все лелеем в своих сердцах. В мире, поглощенном грехом, настоящей безопасности не существует — смертельный риск присутствует всегда, будь то болезни, смерть или другие опасности. Мы не можем быть уверены даже в том, что доживем до конца собрания.
Ключевой вопрос не в том, существует ли риск, а в том, ради чего и ради кого мы готовы рисковать. Павел утверждает, что если человек рискует ради Христа, даже жизнью, он не будет постыжен. Это существенный признак истинно верующего человека. Причем речь идет не просто о готовности терпеть насмешки, а о контексте, где проповедь действительно смертельно опасна.
Стихи 12-13: «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.»
В вопросе спасения Павел подчеркивает, что нет различия между иудеем и еллином. Несмотря на преимущества иудеев (им были даны отцы, пророки, через них пришло слово), в вопросе спасения все равны. У иудеев нет преимущества перед еллинами, а у еллинов нет недостатков, которые помешали бы им спастись во Христе. Один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его, и всякий призывающий имя Господне спасется. Опасность проповеди Христа существовала для всех народов одинаково.
В отличие от современной иллюзорной терпимости, во времена первых христиан проповедь была смертельно опасна во всех народах. Павла казнили язычники-римляне, Христа — иудеи. Реакция на проповедь Христа была одинаковой у всех народов — стремление уничтожить Слово. В этом смысле не было разницы между иудеем и эллином — все, верующие в Христа, подвергались опасности, но и все одинаково не будут постыжены в своей вере.
Говоря о спасении, важно понимать его глубинный смысл. Спасение — это не только избавление от грехов, как было сказано в благовестии Ангела Марии, но прежде всего это любовь к Богу. Главный грех — это нелюбовь к Богу, которая проявляется в том, что мы не осознаем своей постоянной нужды в Нем. К сожалению, даже верующие люди редко чувствуют, что Бог — их главная потребность во всех жизненных ситуациях, будь то отдых или желание расслабиться.
Как Иисус говорил ученикам о пище, которую они не знают, так и сейчас многие не чувствуют истинного голода по Богу, не могут насыщаться Им. Нужно переучивать свое чувствование, чтобы потребность в Боге превышала все другие земные нужды. Главное проявление греха — это именно неосознание нашей крайней нужды в Иисусе Христе во всех сферах жизни.
Стихи 14-15: «Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!»
Павел выстраивает целую цепочку «кордонов» между человеком, нуждающимся в спасении, и самим спасением: как призывать того, в кого не уверовали? Как веровать в того, о ком не слышали? Как слышать без проповедующего? Как проповедовать, если не будут посланы? Каждое звено этой цепи подчеркивает невозможность человека спастись самостоятельно, опровергая идею о том, что люди могут сами выбрать Бога.
Говоря о «прекрасных ногах благовествующих», Павел указывает на истинную красоту — красоту Христа. Дело не в физической красоте ног или человека, а в том, чему служит всё существо человека. Мертвый не может служить Богу — только живой, которого Бог воскресил, наделил новым смыслом и желаниями. Красота в понимании Бога — это не внешняя привлекательность или мудрость, а живое существо, вдохновленное Христом, идущее благовествовать ради спасения умирающих, даже перед лицом смерти.
Вопрос «как проповедовать, если не будут посланы» обращен к нам. Парадокс в том, что мы часто представляем себя рвущимися в бой проповедниками, которых только нужно послать, а в реальности наоборот — нас посылают, а мы не хотим идти, занятые своими делами и целями. Это ставит перед нами практическую дилемму: либо топтаться на месте с мертвыми, либо жить для истинной красоты — благовествования мира.
Стихи 16-18: «Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия. Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.»
В этом фрагменте раскрывается важная проблема благовествования — отсутствие видимой эффективности проповеди часто становится причиной того, что люди перестают активно благовествовать. Возникает искушение переложить это служение на других — тех, «кому дано», у кого есть особые дарования или больше здоровья. Многие хотели бы иметь «набор чудес», чтобы сделать проповедь более эффективной.
Однако Павел напоминает, что «вера от слышания, а слышание от слова Божьего». У нас есть Слово Божье, и мы можем сделать так, чтобы мир его услышал. При этом важно понимать, что даже Израиль, который был максимально подготовлен к приходу Христа исторически, социально и информационно, не принял Его.
Проповедующий Евангелие уподобляется Христу, простирающему руки к непослушному и упорному народу. И наоборот — отказ от проповеди фактически означает уподобление дьяволу, единственному, кому невыгодно распространение истины. Это ставит перед христианами серьезную дилемму: либо уподобиться Христу через проповедь, несмотря на риск и отсутствие видимых результатов, либо отказаться от этого служения. При этом возникает вопрос: если человек действительно услышал и поверил, то где его «прекрасные ноги» благовествующих?
Стихи 19-21: «Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным. А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне. Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.»
В завершающей части беседы подчеркивается парадоксальная ситуация с евреями, которым «так много было дано», но они не достигли цели. Это служит предостережением для всех верующих — «не гордись над отсеченными».
Особое внимание уделяется фразе «Меня нашли не искавшие Меня» — здесь содержится и позитивный момент (нашли), и негативный (не искали). Это подчеркивает незаслуженность спасения и должно вызывать большую благодарность к Богу. Как сказал Христос: «кому больше прощено, тот больше любит». При этом отмечается, что со временем христианской жизни это острое чувство благодарности может притупляться — первые неумелые попытки благовествования часто были более угодны Богу, чем нынешнее молчание тех, кто знает, что говорить.
Подчеркивается, что Евангелие распространяется не к ищущим (ибо «никто не ищет Бога»), а к тем, кто не ищет. Часто люди, задающие множество вопросов о вере, делают это не для того, чтобы услышать ответ, а чтобы утвердиться в своем неверии. Поэтому проповедь требует активного «вторжения» в ложный образ мышления людей, чтобы освободить «измученных», которые даже не осознают своего положения.
Участники делятся личным опытом благовествования и размышляют о природе поиска Бога. Приводится пример служения умирающей женщине, которая до последнего момента отвергала веру, и противоположный пример женщины-беженки, которая, никогда не задумывавшись о Боге, приняла Евангелие и активно участвует в церковной жизни.
Обсуждается важный вопрос о том, как люди приходят к вере. Хотя может казаться, что некоторые люди «ищут» духовности, пробуя разные религии и философии, в библейском смысле «никто не ищет Бога». Все эти духовные поиски ничем не отличаются от поиска счастья в карьере или материальном благополучии — это просто разные варианты человеческого поиска смысла жизни.
Единственным критерием истинного действия Святого Духа является принятие полноты Евангелия — признание святости Бога, Его праведного суда и своей полной греховности. Когда человек встречается с истинным Евангелием, оно точно соответствует «дыре в форме Бога» в его сердце, и происходит удивительное — Бог становится близким, оставаясь при этом святым и величественным.
Путь к духовной зрелости постепенный. Бог призывает нас, но из-за испорченной натуры мы ищем не там. Когда слышим Евангелие, понимаем — это то, что искали.
Дух Святой работает в человеке еще до благовестия. Разница между ищущими в мире и предызбранными к спасению может быть незаметной.
Нам мешает благовествовать страх отвержения, нежелание напрягаться, боязнь выглядеть смешно. Это плотское, и стыдно за это.
С опытом верующие становятся «дядьками» — теряют простоту в общении. Трудно преодолеть себя, зная, что будут споры.
Препятствия в нас самих. Если не благовествуем — мы не под властью Христа. Нужно «подковыривать» людей, чтобы достучаться до их сердец.
Главные мысли:
1. Нужно продолжать говорить о Боге, даже если результат не виден сразу. Это как «по капельке» — эффект может проявиться позже.
2. Важно преодолевать свое нежелание благовествовать и страх перед отвержением.
3. Познание Бога и наполнение Им дает смысл жизни и заполняет внутреннюю пустоту.
4. Христианин должен учиться быть радостным и благодарным за спасение. Это требует усилий.
5. Благовестие — это риск, но Бог призывает нас к этому. Нужно говорить Евангелие, даже если людям кажется, что им это не нужно.
6. Изучение истины должно вести к радости во Христе. Это одна из целей познания Бога.
Качества Бога:
1. Красивый (не только внутренне, но и во всех аспектах)
2. Возбуждающий ревность у Своего народа для их спасения
3. Милующий тех, кто не ищет Его
4. Терпеливый («Целый день я простирал руки мои к народу непослушному и упорному»)
5. Настойчивый в Своей любви к людям
6. Дающий силу для проповеди Евангелия
7. Спасающий через веру в Него
Эти качества показывают Бога как любящего, милосердного, терпеливого и активно действующего для спасения людей, даже когда они противятся Ему.
Практическое применение:
1. Нужно не просто обсудить тему благовестия, но довести разговор до конкретных действий.
2. Завтра стоит посвятить время размышлению о причинах нежелания благовествовать, а затем попробовать на практике.
3. Важно помнить, что в проповеди нужно полагаться не на себя, а на силу Евангелия и Бога.
4. Следует быть готовым благовествовать даже тем, кто кажется незаинтересованным. Можно прямо спросить: «Вы знаете, что идете в ад?»
5. Полезно размышлять о примерах из Библии (Исаия 65, апостол Павел), показывающих настойчивость в проповеди даже упорному народу.
6. На церковной молитве по четвергам нужно особо молиться о благовестии, вспоминая обсуждение.
7. Главное — не уставать нести Евангелие, помня, что в нем заключена сила Божья для спасения.