Послание Римлянам. Размышления в малой группе. Гл.11, ст.1-10

Стихи 1-2: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал...»

В этой беседе обсуждается важная богословская проблема, связанная с отношениями между Богом и Израилем. Рассматривается вопрос о том, отверг ли Бог свой народ после того, как большинство израильтян не приняли Иисуса Христа. Участники подчеркивают, что такое предположение противоречит базовым атрибутам Бога — Его всеведению и верности. Если Бог знал заранее, что многие израильтяне отвергнут Христа (а как всеведущий Бог Он не мог этого не знать), и тем не менее дал обетования Аврааму и Давиду, значит, Он не мог потом просто «передумать» и отвергнуть Свой народ. Отмечается, что идея об отвержении Израиля стала основой для антисемитизма в католическом и православном богословии, что выразилось даже в конкретных канонических запретах. Однако, по мнению апостола Павла, такие выводы об отвержении Божьего народа несостоятельны.

Обсуждается важный богословский вопрос о том, как доказать, что Бог не отверг Израиль. Павел приводит себя в качестве примера — он сам израильтянин из колена Вениамина, и его Господь не отверг. Соответственно, Бог не отверг всех евреев. 

Стихи 2-4: «Или не знаете, что говорит Писание в [повествовании об] Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.»

Далее проводится параллель с историей пророка Илии, который думал, что остался единственным верным Богу, но Господь открыл ему, что сохранил 7000 человек, не поклонившихся Ваалу.

Стихи 5-6: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.»

Особое внимание уделяется концепции избрания по благодати. Подчеркивается, что спасение происходит исключительно по Божьей благодати, а не по делам человека. Благодать предшествует любым человеческим действиям — сначала Бог дает благодать, и только потом человек становится способным откликнуться на Божий призыв. Без действия благодати человек духовно мертв и не способен сам выбрать Бога.

Участники обсуждают, что даже кажущийся свободным выбор человека на самом деле является результатом действия Божьей благодати. Приводится пример из жизни верующих: когда они оглядываются назад на сложные решения и поступки, то понимают, что без Бога не смогли бы этого совершить, хотя в момент действия могло казаться иначе. Таким образом, спасение полностью зависит от Божьего решения, а не от человеческих дел или заслуг.

Обсуждается глубина и значимость первоначального отклика человека на Божий призыв. Подчеркивается, что это самое важное дело за всю вечность человека, и чем дольше верующий живет с Богом, тем больше осознает, что был неспособен совершить этот шаг без Божьей благодати.

Рассматривается кажущееся противоречие между Божьим предопределением и человеческой ответственностью. Важный момент: те, кто не избран, это те, кто не хочет быть с Богом. Неверно думать, что человек может искренне хотеть быть с Богом, но не быть избранным. Подчеркивается разница между истинным желанием быть с Богом и простым желанием избежать наказания. Избранному нужен сам Бог, а неизбранному — только Божьи блага.

Приводятся библейские примеры предопределения — история Исава и Иакова, фараона. Отмечается, что Божий суд совершается уже сейчас — через духовное ожесточение и усыпление тех, кто не избран. Это состояние описывается как «преддверие ада» — отсутствие взаимоотношений с Богом и духовная мертвость.

В обсуждении поднимается важный вопрос о людях, которые уходят из церкви. Проводится различие между двумя типами ухода: когда человек уходит из церкви, где неверно преподается Евангелие, и когда уходит из-за личных предпочтений при правильном учении. Подчеркивается, что истинно верующий, даже уходя из конкретной церкви, продолжает искать общения с Богом и другими верующими.

Приводится пример людей, которые долго посещали церковь, но потом ушли совсем. Это сравнивается с притчей о плевелах и пшенице — внешне похожи, но природа разная. Плевелы живут для себя, и когда их интересы входят в конфликт с требованиями Писания, они уходят. Для истинно верующего важен сам Бог, а не только получаемые благословения.

Отмечается, что иногда Бог может временно «перекрывать краники благодати», чтобы человек поднял глаза к небу. Но если человеку не нужен сам Бог, а только Его благословения, то такое отдаление может стать постоянным.

В обсуждении раскрывается важная тема отношения к Богу и Его дарам. Проводится аналогия с отношениями между отцом и ребенком: как ребенок может любить отца только за подарки или любить его самого независимо от даров. Подчеркивается, что любовь к Богу — это процесс обучения, а не врожденное качество.

Отмечается сложность полного отделения Бога от Его качеств и благословений. Человек создан так, чтобы нуждаться в Божьих качествах, но важен фокус внимания — направлен ли он на самого Бога или только на Его дары. Приводится пример с конфетой от папы: важно любить самого папу, а не только его подарки.

Затрагивается тема первородного греха — человек рождается, не любя Бога, хотя первая заповедь требует любить Его. В отличие от Адама, который сразу мог общаться с Богом, современные люди должны учиться любить Бога. При этом детям дается определенный «карт-бланш», хотя это не отменяет необходимости позже прийти к осознанной вере.

Стихи 7-10: «Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня. И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им; да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.»

В этой части обсуждения раскрывается понятие «духа усыпления». Подчеркивается, что Бог не делает нормального человека слепым — все люди рождаются духовно слепыми из-за греха. Когда говорится, что «Бог дал им дух усыпления», это означает, что Он не дал им духовной жизни.

Рассматривается вопрос справедливости в контексте спасения. По справедливости, весь мир не имеет права на жизнь, так как все рождаются грешниками. Первая «несправедливость» Божья в том, что грешники всё еще живы — это проявление общей благодати. Вторая «несправедливость» — в том, что Бог избирает некоторых для спасения. Но обе эти «несправедливости» оправданы жертвой Христа.

Отмечается важность правильной подачи этих истин в евангелизации. Новообращенным лучше говорить о безусловном спасении по вере во Христа, а не о предизбрании. Приводится образ врат рая: со стороны мира написано «Всякий, кто уверовал, спасется», а с обратной стороны — «Добро пожаловать!». До понимания истины о предизбрании нужно духовно дорасти.

Главные мысли:

1. О предизбрании:
— Бог сам выбирает Свой народ
— Бог даёт возможность отозваться на избрание
— Тема избрания учит смирению
— Предизбранные ищут Бога и находят, а неизбранные пребывают вне Его

2. О мотивации:
— Избранному нужен сам Бог, а не только Его дары
— Принять Христа означает пойти за Ним, а не ожидать, что Он пойдет за нами

3. О благодати:
— Божья благодать несопоставима с человеческими усилиями
— Среди израильтян Бог избрал остаток, который уверовал во Христа

4. О духовном росте:
— Важность правильного начального учения
— Необходимость правильного понимания инструментов благодати
— Бог использует даже болезни тела для врачевания души

5. О церковном опыте:
— Проблема неправильного преподавания Библии в церквях
— Важность живых отношений с Богом, а не формального следования

Качества Бога:

1. Суверенный
— Всё под Его контролем
— Ничто не происходит без Его ведома
— Всеведущий (знал всё заранее)

2. Верный
— Не отверг Свой народ
— Верен Своим обещаниям

3. Щедрый и благой
— Даёт блага даже неверующим
— Позволяет жить всем
— Благ даже к грешникам

4. Совершенный
— Не имеет начала и конца
— Обладает абсолютной святостью
— Способен передавать некоторые Свои качества (любовь, милосердие, верность)

5. Милостивый
— Даёт прощение
— Проявляет милость к грешникам
— Даёт благодать для спасения

Практическое применение:

1. В отношении к спасению:
— Быть благодарным за спасение, несмотря на нашу недостойность
— Сознательно избирать следовать за Богом
— Поклоняться Богу за Его милость

2. В развитии любви к Богу:
— Учиться любить Бога за то, какой Он есть, а не за Его дары
— Любить Бога даже если Он ничего не даёт
— Понимать, что взаимоотношения с Богом — это главное

3. В практической жизни:
— Сначала просить о благодати, потом действовать
— Помнить Божьи обещания
— Понимать, что все наши зависимости — инструменты для укрепления отношений с Богом

4. В духовном росте:
— Осознавать достаточность Божьей благодати
— Принимать, что взаимоотношения с Богом — это «точка минимума», которая должна нас восхищать
— Видеть в жизненных трудностях способ укрепления связи с Богом
15:27
10
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...