Стих 17: «Итак, я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу,»
Павел говорит о благодати, данной ему Богом быть служителем Христа у язычников. Он подчеркивает, что приношение язычников ценно не из-за его усилий, а потому что оно освящено Духом Святым.
Павел хвалится не своими достижениями, а только тем, что Бог совершил через него. Даже внешне благочестивые дела, совершенные с неправильной мотивацией, могут быть частью мирового зла и восстания против Бога.
Парадокс: человек может делать «добрые дела» (кормить голодных, помогать слабым), но если мотивация неверна — это становится частью попытки дьявола создать мир без Бога. Как в «Божественной комедии» Данте: красивое лицо скрывает чудовищное тело. Грех привлекателен внешне, но разрушителен в сути.
Павел это понимает. Он, будучи ревностным служителем закона, гнал христиан, считая себя праведным, но позже осознал, что был частью зла. Встреча с Богом перевернула его мировоззрение: прежние ценности рухнули, и Бог начал строить в нём новый храм веры на ином основании. Даже религиозность, если она служит человеку, а не Богу, становится мертвой и языческой. Истинный христианин живёт не ради личного блага, а ради Христа, и только это определяет ценность его дел.
Стих 18: «ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере, словом и делом,»
Павел следует важному принципу: он не выдумывает и не преувеличивает ради привлечения людей в христианство, обещая «пирожки и пряники», и не умалчивает о том, что Бог совершил в его жизни. Он стремится прославить Бога, точно рассказывая о Его делах, считая это важным не только для себя, но и для других. Этот подход применим к каждому: Бог действует в нашей жизни не для того, чтобы мы замкнулись на себе, а чтобы мы делились Его благодатью с миром, воспитывая благодарное сердце.
Павел подчёркивает: нельзя приписывать Христу то, чего Он не совершал через нас, или говорить о том, в чём мы не уверены. Важно быть точным и уверенным, что это действительно дело Бога, а не плод наших фантазий или совпадений. Поэтому так важно спрашивать себя: «Действительно ли это сделал Бог?» Если да, мы обязаны об этом свидетельствовать, не оставляя Божью славу в тени.
Стих 19: «силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика.»
Павел не спекулирует о своём служении. Некоторые пытаются вырвать из контекста упоминания о знамениях и чудесах, утверждая, что это обязательная часть христианского служения сегодня. Но важно понять главную цель Павла: «чтобы благовествование Христово распространено от Иерусалима до окрестностей Иллирика».
Чудеса были средством, а не целью — они служили распространению Евангелия. Нельзя впадать в крайности: ни утверждать, что чудеса сегодня не нужны, ни настаивать, что они обязательны для каждого верующего.
Некоторые служители (как упомянутый Шаповалов) настаивают: «если Евангелие не работает, надо что-то исправлять», имитируя чудеса для подтверждения своего служения.
Важно помнить особую роль апостолов — они не только распространяли церкви (что делают и современные служители), но и устанавливали канон писания, формировали основание веры. Именно поэтому их служение сопровождалось особыми знамениями.
При всей своей активности и успехах Павел оставался смиренным. Бог использовал испытания (жало в плоть, болезни, гонения) как средство для сдерживания его гордыни. Павел понимал: «Достаточно тебе благодати Моей», и осознавал, что его немощь — это защита, через которую действует Божья сила.
Стих 20: «Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании,»
Важный принцип, который должен быть перед глазами: мир полон людей, не знающих Христа, хотя многие считают себя христианами, особенно в православии, не понимая сути христианства. Возникает парадокс: жатвы много, но огромное число «христиан» — номинальные, не имеющие никакого духовного основания. Разговаривая с ними, приходится начинать с нуля, как с язычниками, ведь их религиозность часто хуже пустоты — это поле, засеянное дьяволом. Даже среди протестантов встречаются неверующие, внешне входящие в круг верующих, но не знающие Бога.
Павел говорит, что не благовествовал на чужом основании, а шёл туда, где Евангелие не проповедовали. Но как это применить сегодня, когда «чистых» территорий почти нет? Например, считать ли православных язычниками или «чужим основанием»? В большинстве случаев — язычниками, ведь вероятность встретить среди них истинно верующего мала. Однако принцип «один насаждает, другой поливает» показывает, что служения разные: благовестники закладывают основание, а пастыри и учителя взращивают. Сегодня важно различать, нужно ли человеку благовестие или взращивание, задавая ключевой вопрос: знает ли он Христа?
Пример с Пасхой: человек, годами ходящий на богослужения, видит в празднике лишь обряд, а не Христа. Ему нужно благовестие, а не взращивание, ведь он «не слышал и не знает». Люди часто принимают за христианство обряды, традиции, но не Христа, как в истории с «чурчхелой», когда подделку принимают за оригинал, а потом отвергают всё. Главное в благовестии — показать Христа, а не религию или обряды. Простой тест: спросить, какая главная заповедь. Если ответ не о любви к Богу, человек, скорее всего, не знает Христа. А если знает, спросить: «Как ты любишь Бога? Расскажи о ваших отношениях». Без личных отношений с Богом вера — профанация, как клуб любителей семейной жизни без брака. Хождение в церковь не делает верующим, как поход в гараж не делает машиной. Главное — Христос.
Стих 21: «но, как написано: «не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узна́ют».»
Павел подчёркивает важность благовестия там, где Христос ещё не известен, чтобы «не имевшие о Нём известия увидели, и не слышавшие узнали». Это не только о втором пришествии, но и о реальном, фактическом благовестии в его время, подтверждённом пророчествами. Сегодня этот принцип побуждает нас действовать: благовестие — не опция, а долг, и оно произойдёт с нами или без нас, ведь это ключевой этап вечной истории. Каждый момент времени ценен, и лучшее, что мы можем делать, — благовествовать, собирая «жемчужины» для вечности.
Вопрос в том, как люди увидят Христа через наше благовестие? Не фанатика, а Христа. Это возможно, если мы сами влюблены в Него, а не просто следуем религиозным шаблонам. Любовь к Христу нельзя изобразить — она либо есть, либо нет. Дух Святой действует с двух сторон, открывая глаза слушающим, но ожесточённым сердца князь века сего может закрыть.
Пример из жизни: попытка поделиться Евангелием встречает сопротивление, когда люди, считающие себя «православными», отвергают его, не понимая сути. Важно сохранять спокойствие, проявлять любовь и задавать вопросы, показывающие, что без Христа их вера пуста. Благовестие — не размахивание мечом, а терпеливое свидетельство.
Павел «играл в долгую»: не просто благовествовал, но утверждал церкви, готовил учеников, строил на века. Этот принцип важен и сегодня. Быстрые «пятиминутные евангелизации» имеют место, особенно для тех, кто в отчаянии, но истинное благовестие — это стабильная, последовательная жизнь во Христе. Люди начинают слушать, когда видят не спектакль, а подлинную веру, отличающуюся от мира. Явить Христа — не дело пяти минут, а дело всей жизни. Благовестие — это не разовая акция, а постоянное свидетельство о Христе через любовь и верность, чтобы люди увидели Его в нас.
Главные мысли:
1. Через благовестие незнавшие Бога услышат и обратятся к Нему.
2. Всё, что делал Павел, делал через него Христос.
3. Похвалы достойны только те дела, которые делает Иисус Христос через нас.
4. Наше Евангелие должно прославлять только Христа, ничего не утаивая и не домысливая в Его учении.
5. Христос должен быть центром благовестия, христианской жизни и целью всего бытия.
6. Если мы сбились с пути, нужно «перепрокладывать маршрут» и возвращаться ко Христу.
7. Единственное имя, достойное прославления — имя Христа (в противовес желанию людей «создать себе имя», как при строительстве Вавилонской башни).
8. «Старался благовествовать» — это призыв к действию для каждого верующего.
9. «Горе нам, если мы не благовествуем» — отсутствие благовестия указывает на жизнь без Христа.
Качества Бога:
1. Трудолюбивый — Бог неустанно трудится через Павла, покоряя людей вере.
2. Сильный — проявляет Свою силу, распространяя Евангелие от Иерусалима и далее.
3. Преображающий души — изменяет сердца людей через благовестие.
4. Дающий силу благовествовать — наделяет Своих служителей силой для проповеди.
5. Источник истины — является основанием и источником истины, которую несёт Евангелие.
Практическое применение:
1. Благовествовать постоянно, как завещал Христос («благовествовать, благовествовать и благовествовать»).
2. Стремиться, чтобы Бога было много в нашей жизни и в нашей проповеди.
3. Помнить: если Бога в жизни много, Он сам позаботится о возможностях для благовестия.
4. Задавать себе вопрос: «Много ли Христа в моей личной жизни?» (если Его много, благовестие будет естественным).
5. Активно искать возможности для благовестия в повседневной жизни (как в примере с поликлиникой).
6. Не стесняться говорить о своей вере и спрашивать людей: «Вы слышали Евангелие?»
7. Использовать личное свидетельство о том, что Бог сделал в вашей жизни.
8. Прославлять Бога при разговоре с людьми, выражать свою любовь к Нему и рассказывать о своих отношениях с Ним.
9. Задавать людям вопрос о сути их веры: «Если с живым Богом у вас нет взаимоотношений, то зачем вся эта религиозная возня?»
10. Напоминать, что весь закон основан на любви к Богу, а не на внешних обрядах.