Стих 22: «Сие-то много раз и препятствовало мне прийти к вам.»
В 22-м стихе говорится, что Сатана многократно препятствовала Павлу посетить Рим. Причина — в 20-м стихе: он стремился проповедовать там, где имя Христа ещё не известно, чтобы не строить на чужом основании. В Риме уже была церковь, поэтому Павел трудился над расширением Царства Божьего на новых территориях. Теперь же, когда все доступные земли охвачены, он пишет: «Мне больше некуда идти, пора к вам». Он давно хотел посетить Рим, и теперь, направляясь в Испанию, планирует заглянуть по пути.
Впечатляет его посвящённость — путешествия тогда занимали месяцы, без современных средств передвижения, но он пишет об этом так просто, будто «зайдёт заодно». Это обличает нас, часто неготовых приложить даже минимальные усилия для служения.
Недавний опыт показал: когда мы отложили суету и поехали служить в реабилитационный центр, Бог неожиданно открыл новые возможности для нашего дела. Стыдно, что нам нужны такие материальные подтверждения. Мы находим множество оправданий бездействию, хотя доехать до центра — это не сравнить с путешествием Павла в Рим. Главное отличие: Павел не мог прийти не из-за работы, а из-за более приоритетного служения.
Стихи 23-24: «Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание прийти к вам, как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти.»
Павел планировал через Рим отправиться в Испанию, надеясь, что римляне проводят его. А мы утратили такое рвение. Приводится пример Николая Скопича, который говорил о церквях на Украине: «Господь призывал нас идти, но мы сидели на своих местах, пока не грянула война. Теперь мы расселись по всему миру, приехали в христианские страны. И какие у нас цели? Найти работу получше, чем на Украине. Первый год мы ещё шли, но на второй-третий опять уютно устроились в своих церквях».
Павел же пишет: «Как только отправлюсь в Испанию, зайду к вам, надеюсь насладиться общением». Его сердце радовалось общению с верующими, в этом он видел цель. А мы? Дома верующих нет, говорить о духовном не с кем — это тяжело. Но ещё хуже, когда дома есть верующие, а общения нет: сидим в компьютерах, избегаем разговоров, хотя речь не о быте, а о духовном. «Всё знаем», — думаем мы, размякая в собственной теплохладности. Павел жаждал общения с римлянами, а мы порой не ценим тех, кто рядом.
Стихи 25-26: «А теперь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, ибо Македония и Ахаия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме.»
География Павла поражает своей интенсивностью. Будучи успешным фарисеем, он мог бы жить комфортно, не напрягаясь, но ради Христа отказался от всего. Теперь он пишет: «Иду в Иерусалим, чтобы послужить святым». Павел всегда был сосредоточен на Иерусалиме — своей родине и духовной базе. Даже в миссионерских путешествиях его сердце оставалось привязано к Иерусалимской церкви, откуда он вышел. Он не мыслил себя одиноким пилигримом, но частью единого тела церкви, как кровь, циркулирующая в организме, полностью зависимая от него.
Здесь он говорит о своей нужде, которая звучит банально — материальное служение. Многие сторонние люди могут сказать: «Опять о деньгах», но в церкви мы понимаем, как важно поддерживать друг друга. Павел шёл в Иерусалим, чтобы передать подаяние, собранное в Македонии, Ахаии и других местах, для бедных святых. Конечно, он мог служить и словом, и общением, укрепляя веру, но здесь речь конкретно о деньгах. При этом Павел не считал себя выше других апостолов в Иерусалиме, где и без него было достаточно духовного окормления.
Стих 27: «Усердствуют, да и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном.»
Македония и Ахаия «должны» Иерусалиму, потому что оттуда вышло Евангелие. Иерусалимские апостолы и евангелисты благовествовали в этих регионах, благодаря чему там возникли церкви. Это создаёт духовную связь и взаимную ответственность, включая материальную поддержку. Речь не о том, чтобы выжимать деньги из бедных в пользу богатых, как, например, в Ватикане, а о принципе сообщающихся сосудов: где больше — перетекает туда, где меньше, чтобы уравновесить.
Церкви, связанные духовным родством, должны знать о нуждах друг друга и помогать. Современные примеры, вроде миссионерских «филиалов», показывают, что поддержка часто идёт в одну сторону, но не всегда возвращается, даже если «филиал» становится богаче. Павел же прямо пишет: язычники, получив духовное от Иерусалима, обязаны помочь материально — не богатым, а бедным святым. Он говорит открыто, не боясь обидеть, подчёркивая долг взаимопомощи.
Стихи 28-29: «Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отправлюсь через ваши места в Испанию, и уверен, что когда приду к вам, то приду с полным благословением благовествования Христова.»
Павел уверен, что придёт к римлянам «в полноте благословения Христова». Но что это значит? Может ли он прийти без этого благословения? Вряд ли, учитывая его посвящённость. Служение Христу так устроено: чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. Павел, апостол язычников, нёс свет Евангелия, радуясь общению с иерусалимскими святыми, и через это Христос прославлялся. Его миссия — как сообщающиеся сосуды: служение другим не опустошает, а наполняет ещё больше, чтобы нести дальше.
Участница отметила, что в подстрочнике нет слова «благовествование» — речь о «полноте благословения». Это не меняет сути: Павел уверен, что его приход принесёт радость, общение и духовное обогащение для всех. Он не просто получит что-то от римлян, а придёт уже наполненным, чтобы поделиться. Это Божья математика: отдаёшь — и Бог приумножает. Пример из Малахии о десятине иллюстрирует материальный аспект, но здесь речь о духовном — Павел полон Духа, благодати, поклонения, а не материальных благ.
Его уверенность основана на опыте: он знает, что Бог всегда поддерживает тех, кто служит. Павел не просто раздаёт, а получает больше, чтобы идти дальше. Он пишет: «Уверен, что приду к вам с полным благословением Христовым», потому что практика показала — Бог верен, и каждый шаг в служении умножает духовные ресурсы.
Стихи 30-32: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, дабы мне в радости, если Богу угодно, прийти к вам и успокоиться с вами.»
Павел умоляет римлян молиться за него, призывая именем Господа Иисуса Христа и Любовью Духа. Он просит избавления от неверующих в Иудее, чтобы его служение в Иерусалиме было благоприятно святым, и чтобы потом с радостью прийти к римлянам и отдохнуть с ними. Он понимает, что главная опасность ждёт именно в Иерусалиме, но видит этот этап служения важнейшим.
Упоминание Господа и Любви Духа — мощные аргументы для верующих, но не для иудеев или язычников, для которых Дух Святой — пустой звук. Для христиан же это должно быть очевидно: Любовь Духа — реальность, побуждающая к действию. Павел не просто везёт деньги, но и свидетельства Божьей славы, новости о жизни церквей, что в те времена было бесценно, в отличие от нашего информационного изобилия, обесценивающего такие вести.
Павел не самонадеян: он знает, что без молитв ничего не получится, даже при его опыте и духовной силе. Его цель в Иерусалиме — не благовестие неверующим, а поддержка святых, поэтому он просит защиты от противников христианства. Он действует осознанно, различая задачи служения, и не полагается только на себя, а просит молитв церкви, подчёркивая свою зависимость от неё. Павел — не самодостаточный «апостол апостолов», а часть тела Христова, нуждающаяся в поддержке братьев и сестёр, что и делает его служение живым и эффективным.
Стих 33: «Бог же мира да будет со всеми вами, аминь.»
Почему Павел говорит именно о «Боге мира»? Он мог бы сказать «Бог любви» или «Бог устройства», но выбрал «Бог мира» именно в контексте жизни римлян и своего разговора с ними.
В окружающем нас хаосе (войны, конфликты, семейные ссоры, проблемы на работе) только Бог может дать настоящий мир. Никакие земные опоры (алкоголь, наркотики, деньги, даже добрые соседи) не могут дать подлинного мира – все они ненадежны.
Павел знает это и просит молиться, чтобы Бог мира дал спокойствие в сложной ситуации в Иерусалиме, где его душа неспокойна. Он не ищет мира извне, а обращается к истинному источнику.
Без мира между нами невозможна радость общения – будут лишь споры, скандалы и недовольство. Мы проходим через это, пока Бог не приводит нас к «острову мира», где говорит: «Я – Бог мира. Я допускал эти испытания. Ты пробовал справиться сам, набил шишек. Теперь иди, я всё сделаю».
Главные мысли:
1. Павел выполнял роль «соединительной трубки» между разными церквями, объединяя их в единый организм, и эту функцию он не утратил до сегодняшнего дня.
2. Павел воспринимал церковь в Риме как часть общей большой церкви, где все друг другу родные, несмотря на то, что никогда их не видел.
3. Служа другим, Павел сам получает благословение, а Бог использует его как инструмент для распространения благословений, показывая единство церкви как живого организма.
4. Путешествие Павла было построено на служении миру в Иерусалиме, и его служение зависело от братьев и сестер, их молитв.
5. Павел, будучи апостолом язычников, «как ледокол пробивал лед неверия», но при этом нуждался в поддержке для выполнения своего предназначения.
6. Павел учит, что жизненные штормы допущены Богом, и попытки справиться своими силами ведут к неудачам; только Бог может дать мир и решение.
Качества Бога:
1. Бог мира
2. Щедрый
3. Полный любви/дающий любовь
4. Связующий (разрушивший преграды между язычниками и евреями)
5. Спасающий
6. Достойный доверия
7. Крепкая башня
8. Тот, на кого можно опереться
9. Обеспечивающий
10. Усматривающий материальные нужды
Практическое применение:
1. Благовестие является благословением не только для неверующих, но и для самих верующих.
2. Верующие должны заботиться друг о друге как внутри своей церкви, так и поддерживать членов других церквей, поскольку все являются одним телом Христа.
3. Быть внимательными к нуждам других, особенно учитывая, что современные верующие часто находятся в положении «богатых», способных помогать другим.
4. Оказывать не только материальную, но и духовную и молитвенную поддержку, которая часто более необходима.
5. Практиковать «жертву общительности» — уделять время общению с людьми, выслушивать их нужды без спешных советов.
6. Служить другим, даже когда сам чувствуешь себя «бедным», чтобы Бог приложил больше благодати, мира и радости.
7. Помогать другим справляться с их слабостями может помочь преодолеть собственные слабости.
8. Признавать взаимозависимость верующих друг от друга — никто не может справиться со всем самостоятельно.