Послание Римлянам. Размышления в малой группе. Гл.16:1-13

Эта глава и это место, вероятно, требует разъяснений от исследователей, которые могли бы подробнее рассказать о каждом упомянутом имени, опираясь на исторические данные. Возможно, стоит обратиться к толкованию МакАртура, если там есть дополнительная информация.

Хочу обратить внимание на важный момент: какую пользу несёт приветствие, которым Павел завершает письмо в Рим, обращаясь ко всем верующим? Это пример того, как много людей трудятся в церкви — не только лидеры, но и мужчины, и женщины с разными ролями. Упоминание Акилы с домашней церковью намекает на существование как больших общин, так и малых групп общения.

Удивительно, как много людей Павел помнит и ценит, даже если не называет каждого по имени. Это говорит о его внимании к тем, с кем он пересекался в служении. Примечательно, что он пишет в римскую общину, где никогда не был, но знает множество людей, вероятно, встречавшихся ему в других местах. Это показывает, что верующие активно перемещались, возможно, занимаясь миссионерской деятельностью.

Ещё один момент: Павел пишет из региона, находящегося под властью другой державы, но его сердце сосредоточено на духовных ценностях, а не на мирских конфликтах. Это напоминает слова Христа: «Царство Мое не от мира сего».

А теперь представьте: хотели бы вы быть в таком списке приветствий? Например, «приветствуйте Татьяну, сестру возлюбленную» — и что дальше? Что бы о вас сказали? Мы можем думать: «А что я такого делаю?» Но служение — это просто посвященная жизнь, без поиска признания. Кто-то мог бы быть отмечен, например, как «любящий Господа и заботливо угощающий всех чаем». Это тоже важно.

Главное, что люди из списка Павла не искали славы. Они просто служили, а Господь Сам выделяет их труд, как свет, который не может быть скрыт.

Стих 1: «Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.» 

Дьякониса – это служительница. В первых церквах не было формальных «погон» – важно было реальное служение. Кто из вас считает себя служителем? Если вы служите ради Христа, а не просто как «винтик» в системе, то вы – диакон или дикониса, независимо от того, напишут это о вас или нет. Бог видит мотивы сердца.

Павел выделяет дьяконису – сестру, готовую не только принимать, но и отдавать. Её нужно принять «как прилично святым». А кто здесь святой? Все мы. Значит, и принимать её нужно достойно, обеспечивая её нужды. Это общее дело всей церкви.

Обратите внимание: послание адресовано не одной общине, а нескольким в одном городе. Их объединяет не организация (типа РСХВЕ или ЕХБ), а вера и местоположение. Нет жёсткой иерархии – только естественное взаимодействие. Когда святые общаются, они учатся друг у друга, и это мягко направляет их к Божьей воле.

Стих 2: «Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.»

Павел призывает помочь Фиве «как прилично святым», потому что она реальная служительница – не просто носит звание, а доказала это делами. Она помогала многим, в том числе самому Павлу.

Это не про «вечную беженку», которая только просит, но сама ничего не делает. В церкви не должно быть тунеядцев, которые живут за чужой счет, не трудясь. Писание осуждает лень (Притчи 6:6-11, 2 Фес. 3:10).

Здесь же – другой случай:

— Фива уже послужила и заслужила поддержку.
— Она не обуза, а сестра, которая и дальше будет трудиться.
— Павел лично ручается за неё, а не просто просит «помочь кому-то».

Церковь должна помогать трудящимся, а не поощрять ленность. Фива – пример достойной поддержки.

Стихи 3-4: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, — которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, — и домашнюю их церковь.» 

Прискилла и Акила — семейная пара, всегда упоминаемая вместе, что необычно. Оба служили, и, похоже, Прискила была особенно активна, возможно, обучая женщин, хотя ее роль не противоречит запретам на учительство женщин в общем собрании. Свидетельство — не то же, что учение, и ее активность зависела от духовного роста.

Интересно, что Павел называет Прискиллу первой, что нетипично для того времени и указывает на ее значимость. Христианство вообще изменило статус женщин, сломав социальные стереотипы. Однако важно, чтобы женщина не выходила за рамки библейских принципов, иначе это может быть опасно.

Оба «полагали голову» за Павла – буквально рисковали жизнью. Это яркий пример жертвенного служения, контрастирующий с коринфской церковью, где больше внимания уделялось духовным дарам и внешним проявлениям.

Стих 5: «Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.»

Епенет был, вероятно, первым уверовавшим через проповедь Павла в этом регионе и стал его любимым учеником. В некоторых рукописях вместо «Ахайя» указана «Асия» (Малая Азия), что означает, что Епенет был первым христианином в этой провинции.

Стих 6: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.»

О Мариам исторически известно мало. Слова «много трудилась» указывают на тяжелый труд до изнеможения. Вероятно, она несла служение в Римской церкви с момента её основания. Павел мог узнать о ней от Прискиллы и Акилы.

Ее труд — это не работа ради денег или личной выгоды, а самоотверженное служение Христу, часто в ущерб собственному благополучию. Такая характеристика — редкое и мощное свидетельство, пример для подражания, хотя таких людей в истории немного.

Стих 7: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.»

Андроник и Юния были буквальными родственниками Павла, которые находились с ним в заключении, вероятно, в соседних камерах. Они уверовали во Христа раньше Павла, что примечательно, учитывая, что в то время Павел (тогда Савл) был жестоким гонителем христиан.

Возможно, они оказались в тюрьме из-за помощи, которую оказывали Павлу во время его заключения, так как заключенные не могли выжить без внешней поддержки. Власти могли арестовать их, выяснив их связь с Павлом и разделение его взглядов.

Стих 8: «Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.» 

Амплий – распространенное имя среди слуг императорского дворца того времени. Возможно, он был одним из рабов дома Цезаря, упомянутых в Послании к Филиппийцам. В императорском дворце существовала практика давать определенные имена слугам, возможно даже переименовывать их (подобно тому, как переименовали Даниила в Вавилоне).

Примечательно, что Павел выделил Амплия отдельной строкой, а не включил в общий список, и назвал его «возлюбленным», что указывает на особые отношения между ними, хотя подробности этой связи неизвестны.

Стих 9-10: «Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне. Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.»

Урбану и Стаху даны такие же характеристики, как мы уже видели.

Характеристика «испытанный во Христе», данная Апеллесу, говорит о серьезных испытаниях, через которые он прошел. Это не были мелкие бытовые трудности, а значительные испытания веры.

В контексте раннего христианства, когда верующие постоянно жили под угрозой преследований, такая характеристика указывает на особые обстоятельства, выделяющиеся даже на фоне общей опасности. Подобно тому, как на войне особо отмечают храбрость отдельных бойцов, Павел выделяет Апеллеса среди тех, кто и так ежедневно рисковал за веру.

Это свидетельство о каком-то значимом событии или серии испытаний, которые Апеллес достойно преодолел, что стало известно в христианской общине.

Стих 11: «Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.»

Иродион был еще одним родственником Павла. Интересно примечание о домашних Наркиса – Павел уточняет «тех, которые в Господе», что указывает на его осведомленность о том, что не все в доме Наркиса были верующими.

Подобное уточнение Павел делает и в отношении дома Аристовула (из предыдущего стиха). Возможно, сам Наркис, как и Аристовул, не был верующим, но некоторые из его домочадцев или слуг приняли христианство.

Это показывает, что Павел хорошо знал ситуацию в римской общине и конкретных семьях, направляя приветствия точно тем, кто разделял веру во Христа.

Некоторые исследователи полагают, что Наркис был секретарем императора Клавдия. Если это так, то верующие находились в двух семьях императорского дворца.

Удивительно, что христиане были в семьях императорского дворца — от слуг до высокопоставленных лиц. Это показывает, как Божий Дух может действовать в любом контексте, делая людей посвященными, несмотря на влияние власти и богатства.

Представьте себя в таком «дворцовом» окружении, где все материальные вопросы решены: квартира, машина, высокая зарплата, социальные гарантии. Как это повлияет на вашу духовную жизнь? Скорее всего, негативно, ведь «дурные сообщества развращают добрые нравы», а власть и богатство — испытания, которые сложно пройти даже верующим. Примеры Давида и Даниила показывают, что это возможно, но крайне трудно.

Эти люди, будучи при «небожителях», попали в список Павла не случайно — их вера и посвящение были исключительными. Они не стремились во власть, а служили Богу на своем месте, как сказано: «кто в чем призван, в том и оставайся». Их присутствие во дворце, возможно, помогало передавать информацию о Павле и даже смягчить его участь, как при первом аресте в Риме. Это напоминает случаи в Евангелиях, где верующие во дворце Ирода сообщали важные сведения. Бог ставит Своих людей в ключевые места, чтобы через них действовать, но это не призыв стремиться к власти, а пример верности на своем месте.

Стих 12: «Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.»

Труд для Господа, которым занимались Трифена, Трифоса и Персида, не приносил финансовой выгоды – это было служение на отдачу. В то время люди жили гораздо беднее, чем современные христиане, и такое посвящение требовало настоящей жертвы.

Возникает вопрос: как они могли так много трудиться для церкви, не пренебрегая собственными семьями и домами? Это проявление «божественной сверхрациональности» – когда человек посвящает себя Богу, Господь заботится о его нуждах, часто неожиданными путями.

Это не «евангелие процветания», а принцип доверия Богу: «Ты позаботься о Моем, Я позабочусь о твоем». Бог не всегда дает изобилие, но ежедневно проявляет заботу в малом, делая нас зависимыми от Него и укрепляя отношения с Ним.

Эти люди не стремились увековечить свои имена в Писании, но Бог прославил их за искреннее служение.

Стих 13: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.»

Исследователи считают, что Руф был сыном Симона Киринеянина, несшего крест Иисуса и, вероятно, уверовавшего при этой встрече. «Избранный» может указывать на его широкую известность благодаря исключительному труду и любви к Богу.

Мать Руфа не была родной матерью Павла, но, вероятно, заботилась о нем во время миссионерских путешествий. В христианской среде возможны такие близкие отношения, когда пожилую женщину искренне называют матерью, что иллюстрирует слова Христа: «кто оставит мать… ради Меня, получит во сто крат».

Это подчеркивает уникальность церкви как настоящей семьи. Если церковь не стала для человека семьей, это означает, что он либо только вживается в общину, либо вообще неверующий. Связь между христианами, соединенными Духом Святым, должна быть даже сильнее, чем между кровными родственниками.

Быть членом церкви – значит быть частью семьи, где люди делятся друг с другом, заботятся друг о друге и помогают в нуждах, включая материальную поддержку, как когда Павел собирал средства для голодающей иерусалимской церкви.

Главные мысли:

1. Верующие люди образуют единую Божью семью, где все служат друг другу как родные.
2. В церкви возможна особая интеграция и близость отношений благодаря действию Святого Духа.
3. Христианская любовь имеет сверхъестественный характер, отличающий учеников Христа от других людей.
4. По словам Иисуса: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.»

Качества Бога:

1. Любящий (проявляется в разных формах любви между верующими)
2. Объединяющий (создает небесное родство между людьми через Духа Святого)
3. Заботливый (проявляет заботу через членов церкви друг о друге)
4. Чуткий (внимателен к нуждам и переживаниям верующих)
5. Служащий (служит людям и призывает их служить Ему и друг другу)
6. Благословляющий (делает служение друг другу не обузой, а радостью и благословением)

Практическое применение:

1. Не отказываться от служения в церкви, стремиться к тому, чтобы войти в «список» верных служителей
2. Проверять себя на соответствие духовным качествам, которые ценил апостол Павел
3. Любить друг друга и всех святых в контексте церкви
4. Служить друг другу с радостью и посвящением
5. Вливаться в церковь как в свою семью, сознательно принимая решение открываться и быть уязвимым 
6. Доверять Богу, что такое открытое отношение к церкви – правильное решение
7. Писать письма и интересоваться жизнью других верующих
8. Дружить с другими церквами, поддерживая единство тела Христова
9. Позволять Богу раскрывать нас, если мы замкнуты, чтобы наш свет не был скрыт «под столом»
08:34
10
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...