Стихи 14-15: «Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.»
Церковь — это семья, и Павел ярко показывает это, зная всех по именам, переживая за каждого, даже находясь далеко. Помните вопрос: что бы Павел написал о вас в своём списке? Мы сомневаемся, найдет ли он что-то хорошее, но его сердце, полное любви к Христу и церкви, точно бы разглядело в каждом лучшее. Эта любовь вдохновляет учиться у Павла — так же любить церковь, держать всех в сердце.
Церковь — не просто сообщество с одинаковыми обрядами, верой или рукоположенным священством, как считают некоторые. Без главного — любви и единства — всё это пустое. Подделки видны сразу, особенно на фоне Павла, который жил на отдачу, а не на получение, как учат на курсах менеджмента или психологии ради личной выгоды. Павел помнил всех, кого мог, подчеркивая равную значимость каждого в теле Христовом, и даже тех, кого не знал, включал в своё сердце, говоря: «Вам не тесно в сердцах наших».
Стих 16: «Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.»
Брат рассказал, как пришел в Баптистскую церковь «Ковчег» в Конькове, где братья неожиданно попытались поцеловать его в губы. Это застало его врасплох. Важно отметить, что такая практика не распространена во всех Баптистских церквях России. В нашем культурном контексте это может восприниматься неприлично или указывать на ненормальные наклонности.
Братья, конечно, не имели плохих намерений – они просто буквально следовали написанному. У нас традиционнее рукопожатие и объятия.
МакАртур хорошо объясняет: в ветхозаветные времена был обычай целовать друзей в лоб, щеку или бороду. Евреи в новозаветной церкви продолжили эту традицию, что было особенно ценно для новообращенных, от которых часто отказывались родные. Целование символизировало новое духовное родство.
В том культурном контексте это было нормально. Для отверженных всеми, кого никто не обнимал, не пускал за стол или в дом, церковь демонстрировала максимально близкое принятие.
Стих 17: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;»
Стих 17 логично вытекает из предыдущего контекста. Павел наслаждается общностью церкви, семейственностью и единством, о котором Христос говорил: «По любви узнают, что вы Мои ученики». Это ценно, в этом живет Христос и являет Свою славу.
Поэтому Павел умоляет: «Остерегайтесь производящих разделения и соблазны вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них». Здесь две крайности понимания. Первая – когда игнорируют этот текст, и люди с разным богословием находятся в одной церкви. Текст ясно говорит, что нельзя в одной церкви иметь людей с разным фундаментальным богословием. Такая церковь становится толерантным, либеральным сообществом без истинного единства.
Разделения могут быть доктринальными (например, кальвинисты и арминиане в одной церкви) или человеческими (конфликты между группами музыкантов, харизматов и других). Кто бывал в большой церкви, знает, что это частое явление.
Соблазны тоже разнообразны. Например, когда в церкви кто-то явно грешит, все знают, но пастор не реагирует. Это вызывает негодование у одних и ложное понимание у других, что «можно быть спасенным и жить по-старому».
Другой пример соблазна – бизнес-сообщества в церквях, особенно сетевой маркетинг. Они часто нацелены на уязвимых верующих с финансовыми проблемами. Такие структуры берут функции церкви и выносят их на обочину идеи торговли. Они построены на принципах церкви, но прославляют не Бога, а свой бизнес.
Павел умоляет, чтобы всего этого не было. Сюда входят очевидный грех, доктринальные ереси (иудействующие, гностицизм) и соблазны. Всё это разрушает церковь, крадет её силу и славу Божью, превращая в светское сообщество.
Говоря о двух крайностях понимания текста: первая – когда игнорируется грех, вторая – когда «рубится с плеча». Вместо следования библейскому принципу обличения (сначала наедине, затем с привлечением других), некоторые сразу применяют крайние меры.
Интересно, что обе крайности могут существовать в одной церкви с либеральным отношением к истине. К «удобным» людям грех игнорируется, а к «неудобным» применяется категоричность. Истиной манипулируют по ситуации.
Яркий пример – использование церкви как платформы для бизнеса. В Тушинской церкви некоторым разрешали вести бизнес в церковных помещениях, а другим отказывали. Когда Татьяна попросила разрешения провести обучение по массажному оборудованию (с целью евангелизации), пастор сначала категорически отказал, заявив, что «церковь – не место для бизнеса», хотя другим это позволялось. Позже он изменил решение.
Соблазны могут быть разными – от бизнес-схем до постепенного вовлечения верующих в неподобающие места (кафе, пивные и т.д.). Но Павел фокусируется на тех, кто производит разделения и соблазны, противопоставляя себя здравому учению.
Другая проблема – чрезмерная категоричность во второстепенных вопросах, не затрагивающих основные доктрины. Как в анекдоте о верующих, которые во всём согласны, но разделяются из-за материала чаши для причастия.
Павел умоляет избегать всего, что разрушает церковь — будь то ереси, искажающие доктрину, или соблазны, подрывающие любовь и единство. Иначе церковь теряет силу, славу Божью и превращается в светское сообщество, где правильные слова не отражают реальности.
Стих 18: «ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.»
Главная мысль текста — остерегаться тех, кто сеет разделения и соблазны, противоречащие учению, и уклоняться от них, ведь такие люди служат не Христу, а своим интересам, обольщая простодушных красноречием и лестью. Особенно уязвимы те, кто не утверждён в вере, не имеет твёрдых убеждений, соглашаясь с любым учением, как «тёплые» из Откровения. Через такие слабости пропихивают ереси, как в случае с церковью Шаповалова, где появлялись «золотая пыль», «алмазы» и «перья ангелов».
Важно заметить, что Павел обращается в первую очередь к крепким членам церкви, а не к простодушным, которые не способны распознать эти ситуации. Он не пишет только пастору, а перечисляет многих, кого знал – христиан не первого дня. Это призыв к твердым в вере реагировать на тех, кто производит разделения и вводит соблазны, особенно для защиты новообращенных.
Это ответственность каждого крепкого члена церкви за «иммунитет церкви к ересям».
Стих 19: «Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.»
Павел обращается к зрелым христианам, чья покорность вере известна, а не к новообращённым, и радуется за них, но желает, чтобы они были «мудры на добро и просты на зло». Что значит «мудры на добро»? Это призыв анализировать информацию и свои поступки с точки зрения Писания, проверяя их соответствие ему.
Как минимум, это означает, что мы должны прикладывать мудрость и интеллект к деланию добра. Но часто происходит обратное: к добру мы аморфны, а к раздражению и злу – готовы моментально. Неверующие достигли кульминации в изобретательности на зло, в изощренности.
Это напоминает притчу Христа о неверном управителе, где Он говорит, что «сыны века сего догадливее сынов света». Когда мирские люди хотят достичь своих целей, они прикладывают ум и честно добиваются результатов, вкладываясь в дело. А «дети Царства» так не поступают.
Павел призывает: используйте свои дарования и ум, чтобы продумать, как делать добро. И заметьте контекст – это написано в связи с устойчивостью в истине. Добро в отрыве от истины не существует. У нас третьего не дано – или добро, или зло. Всё, что соответствует воле Божьей и сознательно опирается на неё, является по определению добром.
Нам предлагается быть «мудрыми на добро» – прикладывать усилия к его деланию, и «простыми на зло» – не воспаляться, укрощать свои природные инстинкты, которые по умолчанию нас «отстреливают».
Стих 20: «Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.»
Павел подчёркивает, что победа над сатаной — дело Бога, а не человека. Заметьте разницу между этим и неправильным прочтением: «Верьте в себя, у вас всё получится, вы сможете». Писание говорит: не вы, а Бог сокрушит сатану. И делает Он это посредством Слова, которое нас преображает.
Павел призывает нас быть мудрыми на добро в контексте верного учения, объясняя это силой Божьей, которая в нас действует. Как в послании к Тимофею: когда всё будет плохо, «ты проповедуй слово». Это инструмент победы – быть мудрыми на добро в контексте истины.
Как победить грех? В Римлянам 1 сказано, что люди века сего «не заботились иметь Бога в разуме», потому Бог предал их превратному уму. А верующие заботятся иметь Бога в уме, уклоняются от делающих разделения, пребывают в истине – и это делает их мудрыми на добро.
Чтобы не делать зло, нужно делать добро. Пассивность в христианстве неприемлема. Христос сказал: «Кто не собирает, тот расточает. Кто не со Мной, тот против Меня». Бог спас нас на добрые дела. Если вас мучает проблема, возможно, вы просто не отдаете то, что должны отдавать. Начните отдавать – «блаженнее давать, нежели принимать».
Верующий не может быть постоянно аморфным к служению в Царстве Божьем. Нельзя просто иметь «ключик от рая в кармане» и жить как придется. Когда такие люди попадают в церковь с настоящим служением, происходит одно из двух: либо они преображаются, либо уходят.
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами» – это зеркальное отражение предыдущей фразы. Как Бог сокрушает сатану? Через Свою благодать и Духа Святого. Он побуждает нас быть мудрыми на добро, искать мудрости в Писании. Мудрость мира – это восстание против Бога, а истина Писания дает настоящую мудрость, ведущую в вечность.
Кто мудрее: образованный бизнесмен с империей или простая бабушка, любящая Христа? С точки зрения вечных инвестиций – бабушка. Мудрость века сего – объективная глупость: положить жизнь на то, чтобы гореть в аду.
Стих 20 – квинтэссенция послания к Римлянам: гимн сохранности верующих. Вас благодать поднимет, Бог удержит, но при этом не снимается роль верующего. Бог будет действовать через конкретного человека, побуждая его искать небесной мудрости и жить для добра в контексте Божьей истины.
Стихи 21-24: «Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание. Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.»
Павел завершает послание приветствиями, подчёркивая единство и любовь в церкви. Тимофей, Луций, Иасон, Сосипатр, а также Тертий, писавший послание, передают приветы, показывая, как тесно связаны верующие. Гай прославился странноприимством, принимая Павла и всю церковь, что в те времена было не только накладно, но и опасно, ведь христиане подвергались гонениям. Это конкретное выражение веры с риском для жизни, в отличие от современной пассивности, когда вера часто ограничивается словами. Павел упоминает и Ераста, городского казнохранителя, и Кварта, людей высокого статуса, которые тоже рисковали, будучи христианами.
Эти примеры заставляют задуматься: дойдёт ли наша вера до других, станет ли она «кирпичиком» для будущих поколений, особенно в условиях комфорта, когда нам не нужно бороться за выживание, как первым христианам?
Заканчивает Павел так же, как в 20-м стихе: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь». Он снова декларирует главную мысль послания: спасение по вере, жизнь по благодати. У нас нет своих сил, но когда в нас благодать, мы будем жить так, как здесь описано.
В последней главе ясно ощущается атмосфера жизни христиан – в их взаимоотношениях, в перечислении имен, в знании друг друга, в приветствиях. И среди этих приветствий – важнейшее предупреждение: «Умоляю, сторонитесь производящих разделения». Насколько важно, чтобы единство верующих и любовь между ними не были разрушены! Это буквально разрушает всё дело Христово.
Именно этим, а не чем-то другим, заканчивается послание к Римлянам.
Главные мысли по изучаемому тексту:
1. Царство Иисуса Христа не может быть разделено, и Церковь должна быть едина.
2. Бог призывает Церковь быть бодрствующей и исторгать из себя тех, кто производит разделения, соблазны и лжеучения.
3. Единство Церкви укрепляется через Божье Слово, которое объединяет и преображает.
4. Вера должна быть выражена практически (в плодах), а разделения являются главной угрозой этому проявлению веры.
Качества Бога:
1. Бог добра
2. Бог мира
3. Бог единства
Практическое применение:
1. Любить братьев и сестер в церкви
2. Заботиться иметь учение Господа в уме и сердце
3. Быть мудрыми на добро и простыми на зло (познавать добро, а не зло)
4. Изучать истину и защищать церковь от ереси (в контексте любви)
Главные мысли по всему Посланию к Римлянам:
1. Евангелие ярко сияет как основа веры, спасения и формирования Церкви.
2. Бог обладает силой утверждать верующих в истинном благовестии.
3. Церковь должна заботиться о слабых, проявлять милость и способствовать их духовному росту, сохраняя единство.
4. Верующие — дети Божии и сонаследники Христу, что требует внутреннего стержня, покорности Христу и отказа от двоемыслия.
5. Все содействует ко благу любящим Бога (Рим. 8:28), что является духовной защитой и ободрением.
6. Послание раскрывает духовную историю Израиля и человечества, показывая Божий план от Бытия до Откровения.
7. Структура послания: описание проблем мира, утверждение Евангелия как основы Церкви, решение практических вопросов жизни Церкви и защита ее единства.
8. Церковь должна быть защищена от разделений, чтобы сохранить «букет Христовой любви» и достичь конечной цели — прославления Бога.
Качества Бога, увиденные в Послании к Римлянам:
1. Бог мира.
2. Заботливый.
3. Бесконечно любящий.
4. Благой (добрый).
5. Защитник.
6. Учитель.
7. Жертвенный.
8. Созидающий.
Практическое применение из Послания к Римлянам:
1. Любить братьев и сестер в Церкви.
2. Благовествовать.
3. Уповать на Бога, что Он не позволит никому похитить нас из Его руки.
4. Утешаться общей верой во Христа в трудные времена.
5. Надеяться на будущие блага, приготовленные Богом в вечности.
6. Не стыдиться благовествования Христова.
7. Послушаться истине и исправлять свои грехи и пороки.
8. Заботиться о том, чтобы иметь учение Господа в уме и сердце, чтобы избегать разделений и соблазнов в жизни и в Церкви.
9. Быть мудрыми на добро и простыми на зло (изучать добро, а не зло).
10. Изучать истину и защищать Церковь от ереси с любовью и заботой, как пастырское служение.
11. Проявлять правильное отношение к власти (согласно учению послания).