В начале обсуждения, вспоминая прошлый разбор Послания к Римлянам, немного поговорили о самоугождении.
Существует несколько способов угождать себе, но два из них наиболее радикальны.
Первый — это конфликт: вы сталкиваетесь с человеком, который, по вашему мнению, ошибается, не соглашаетесь с ним, не пытаетесь объяснить или наставить, а просто разрываете общение, ставя на нем крест.
Второй вариант связан с либерализмом, который мы уже обсуждали. Это подход, когда считается, что правы все — каждый по-своему, и нужно принимать друг друга с любыми отклонениями. Это не имеет ничего общего с библейским богословием, так как отрицает твердое понимание истины, за которое можно держаться и на которое можно опереться в трудностях. Либерализм — это постмодернизм, где у каждого свои принципы, и в итоге человек, а не Бог, становится главным.
Есть и третий вариант, похожий на либерализм, — угодничество людям. Это когда вы убеждены в своей правоте, но не хотите вступать в конфликт с тем, кто думает иначе. Вы молчите, избегая споров, но тем самым ставите свой комфорт выше истины. Это тоже форма богословия, где главным становится человек, а не Бог. Истина же одна, и ее нужно доносить, потому что от этого зависит жизнь человека.
Бывает, что разногласия не влияют на практику жизни, но способ толкования Писания (герменевтика) определяет многое. Если мы закрываем глаза на ошибки в толковании, мы даем понять, что с истиной можно обращаться как угодно. Нужно мудро работать с человеком, помогая ему утвердиться в правильной герменевтике, а не угождать себе, избегая конфликтов.
Итак, есть три способа угождать себе:
1. Конфликт и разрыв общения.
2. Групповой либерализм, когда все считаются правыми.
3. Личный либерализм, когда вы избегаете споров ради комфорта.
Все эти подходы неправильны, так как ставят человека выше истины.
Стих 7: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.»
Седьмой стих делает важный вывод из предыдущих рассуждений. Он вытекает из шестого стиха: «Бог терпение и утешение да дарует вам быть в единомыслии между собой по учению Иисуса Христа».
Нам нужно единомыслие не по каким-то абстракциям, а конкретно по учению Христа. Цель этого единомыслия: «чтобы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца». Невозможно вне контекста единомыслия об учении Христа одними устами и сердцем славить Бога.
Далее следует: «Поэтому принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию». Как же Христос нас принял?
Хороший пример — история с блудницей (Ин. 8). Христос сказал ей: «И я тебя не сужу… Ступай и больше не греши». Это принятие в славу, но с условием. Говоря «больше не греши», Он констатировал её грех. Она заслужила наказание, но получила сверхъестественное прощение. Результатом должно стать изменение — власть над грехом.
Принимать друг друга, как Христос принял нас, не означает говорить людям, какие они хорошие. Это значит показывать другую дорогу: «Ты шёл туда, теперь тебе туда». Не ты Христа берёшь с собой на свой путь, а Он тебя берёт на Свой — с другими целями и смыслом.
Мы встречаем людей, идущих в противоположном направлении, с неприятными нам взглядами и образом жизни. В церкви ситуация легче, но всё равно есть те, кто «не в ногу марширует». Мы принимаем их, понимая их неправильное направление, чтобы помочь им идти верно. Это не значит молчать и просто тащить их за собой — нужно обозначить их ошибки, хотя форма подачи важна.
Ни либерализм, ни резкое отрубание отношений не подходят. Текст не о том, чтобы быть «мягкими и пушистыми». Христос не говорил блуднице, какая она замечательная — Он подтвердил её вину, но проявил сверхъестественную милость.
В контексте «слабые» — это законники, смущающиеся из-за несоблюдения правил. «Сильные» должны не просто приспосабливаться к слабым, а обозначать правильную позицию: «Я с тобой не согласен, Писание говорит о другом, но моё отношение к тебе выше этого вопроса». Нельзя говорить «и ты прав, и я прав» — это обман.
Принять человека — значит сохранить общение вопреки расхождению богословий, терпеливо относиться к его заблуждениям (если они не касаются основ Евангелия). В сложных вопросах (как триединство Бога) важно различать искреннее непонимание от упрямого неверия.
Стихи 8-9: «Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам, а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: «за то буду славить Тебя [Господи] между язычниками и буду петь имени Твоему».»
Павел приводит пример двух групп слабых верующих: обрезанных, которые не знают Бога глубоко и не понимают Его сердца, и язычников, вообще далеких от истины. Христос принял и тех, и других, несмотря на их радикальные различия. Павел обращается к сильным в вере, призывая их находить консенсус, но не жертвуя истиной.
Сильные должны понять, идет ли слабый по пути веры. Если нет, то и обрезанным, и язычникам нужно Евангелие с нуля. Но если речь о слабых, уже принявших учение Христа, но имеющих проблемы с обрезанием, кашрутом или соблюдением дней, то сильные должны помочь им идти дальше, а не отталкивать.
Павел сам — пример радикального законника, ставшего апостолом язычников. Он знает, как трудно пройти путь от заблуждений к истине, и сожалеет, что на этом пути ему не встретились христиане, которые помогли бы, а не осуждали. Поэтому он учит сильных быть поддержкой для слабых, помогая им идти по пути веры.
Стих 10: «И еще сказано: «возвеселитесь, язычники, с народом Его».»
Стих этот перекликается с шестым стихом, где говорится о единодушном прославлении Бога язычниками и евреями. Это сложно для обеих сторон: язычники никогда не знали истины, а радикальные евреи всю жизнь полагались на неукоснительное соблюдение закона. Учение Христа для них — вызов, ведь оно говорит, что закон не спасает, а нужно полное доверие и посвящение Христу.
Пример — Павел, радикальный законник, который учит Петра, указывая на его лицемерие. Павел говорит, что ни они, ни их отцы не смогли нести бремя закона, и возлагать его на других — ошибка.
Стих 11: «И еще: «хвали́те Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы».»
Стихи «хвалите Господа все язычники и прославляйте Его все народы» в либеральном богословии могут быть поняты как призыв к бездумному веселью и восхвалению Бога — просто «Аллилуйя!» и релакс. Но прославлять Бога вне контекста истины невозможно. Важно понимать: какого Бога мы славим, за что и какие Его черты? Иначе можно прославлять кого угодно, как, например, в индуизме, где спрашивают: «О каком боге речь?»
Истинное прославление опирается на знание истины: Бог свят, мы грешны, Он нас искупил. Чем глубже мы понимаем Его святость и благодать, тем больше причин для хвалы, как у Павла. При этом Павел, преображаясь в образ Христа, всё хуже думал о себе, но доверял оценку только Богу. Главное — осознавать, что мы, несмотря на слабости, Божьи дети, которых Он ведёт.
Народные представления о Боге часто далеки от истины, поэтому узнать Его можно только через Писание. Христос принимает славу, наполняя нас Своим Словом и истиной. Наша ценность — в том, сколько истины мы вмещаем, а не в наших собственных качествах, которые часто искажены. Самооценка возможна только через призму Божьей истины.
Стих 12: «Исаия также говорит: «будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут».»
Исайя говорит: «Будет корень Иессеев, чтобы владеть народами, и на Него язычники возложат надежду». Моя надежда — не на себя, а на Христа, который простит меня и наполнит Своей истиной. Я уповаю не на отсутствие проблем, богатство или удачу, а на то, что Бог сделает меня подобным Ему. Эта надежда — для спасённых, предызбранных, и она в том, что Христос уже всё совершил, а теперь преобразует меня, вытесняя грех.
Бог ненавидит грех и уничтожит его, но при этом сохранит человека, хотя мы с грехом едины. Это сверхъестественный процесс: Бог создаёт нового человека, сохраняя личность, но очищая от греха. Это не просто копия, а новое творение, которое преображается капля за каплей, подобно крови с Голгофы, делающей всё новым.
Стих 13: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою.»
Абстрактная земная надежда, вроде «авось пронесёт», не даёт твёрдой уверенности и радости. Надежда, о которой пишет Павел, — иная: на неё можно поставить всё, как купец, продавший всё ради жемчужины. Это уверенность, что Бог вытащит нас из греховного болота, преобразит и сделает подобными Себе. Мы будем стоять в небесной славе, свободные от греха, полностью посвящённые Христу, без сомнений и преград.
Эта надежда достойна того, чтобы ради неё пройти земную жизнь, но она возможна только через Святого Духа. Без Него всё сводится к пустому «авось». Писание говорит о твёрдой уверенности, которую Дух подтверждает в сердце: Бог доведёт нас до небесной радости, где не будет слёз, проблем, войн, болезней и зла. Всё это — источник нашей радости, ибо Дух Святой вопреки миру утверждает: «Ты не тот, но Я тот, и Я тебя доведу».
Главные мысли:
1. Христос принял нас в Свою славу, чтобы мы познавали истину и славили Его.
2. На пути освящения мы должны принимать и поддерживать немощных, понимая, что все находятся на разных этапах духовного роста.
3. Даже апостол Павел нуждался в помощи и поддержке, что подчеркивает важность взаимопомощи среди верующих.
4. Познание Божьей истины позволяет нам славить Бога и преобразовываться, сохраняя свою личность, но становясь новым творением.
5. Наша ценность определяется не самооценкой, а тем, сколько истины и Бога в нас.
6. Принятие слабых и наставление их на путь Христа делает нас инструментом Божьих обещаний, чтобы все узнали истину.
7. Жизнь в интересах Христа означает помогать страждущим обрести благодать и спасение, служа как избранному народу, так и язычникам.
8. Надежда, исходящая от Бога, наполняет нас небесной радостью, миром и верой, обеспечивая духовный рост.
Качества Бога:
1. Святой и истинный
2. Милостивый
3. Бог надежды
4. Служитель (диаконос) — омывающий ноги ученикам
5. Дающий благодать
6. Заботливый
7. Собиратель душ со всех концов мира
8. Терпеливый
9. Бог славы
10. Принимающий немощных и слабых
11. Преображающий людей
12. Дарующий радость и мир
Практическое применение:
1. Тщательно изучать Библию, познавать Слово Божье.
2. Делиться библейскими знаниями с теми, кто слабее в этом, набравшись терпения.
3. Просить Бога о даровании спасительной веры и утверждения в истине через Духа Святого.
4. Просить Духа Святого пробуждать в нас предвкушение радости вечности со Христом.
5. Остерегаться отвлечения на суету, которая делает нас малопродуктивными христианами.
6. Жить с упованием не только на земную жизнь, но устремляя взгляд в вечность.
7. Помнить, что цель христианина — небо, а не устройство земной жизни.
8. Прославлять Бога и восхищаться Им за то, какой Он и за все Его дела.
9. Стать служителем для слабых, как Христос стал служителем для обрезанных ради истины.
10. Понимать, что все мы в какой-то мере слабы и должны служить друг другу, снося немощи друг друга.
11. Жить нравственностью небесной, которая взращивает в нас похожесть на Христа.
12. Радоваться не земному устройству, а тому, что угодили Христу.