Стихи 18-23: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего».
Павел сопоставляет обновление духа с земным страданием. Он говорит о мучениях живой природы и ее ожидании освобождения. Это требует изменения в человеке, ведь именно мы, как эпицентр творения, должны стать свободными от смерти, чтобы и природа смогла обновиться. Как только дела станут нормально у человека, так и творение будет исцелено.
Важно подчеркнуть, что для верующих трудно полностью избавиться от суеты, поскольку мы, как грешные люди, относимся к земным ценностям. Это приводит к непониманию ценностей вечного мира, ведь мы еще не были в раю, и можем только надеяться на лучшее.
МакАртур обращает внимание, что «стенание» подразумевает глубокое сожаление о грехе, живущем в нас. Это подчеркивает, что состояние мира и его стандарты отличает от Божьих ценностей.
Стих 24: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?»
«В надежде». Мы живем в ожидании исполнения Божьих обетований, хотя еще не переживали их полностью. Надежда здесь представляет собой центральный элемент нашей веры.
Если бы Иов заранее знал, что с ним произойдет, он мог бы просто терпеть, не зная о том, как его страдания прославят Бога. Это приводит к мысли, что наши испытания могут открывать величие Божье, когда мы на самом деле не знаем, что с нами происходит.
Стих 25: «Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.»
«Ожидаем в терпении». Павел акцентирует, что терпение и надежда — это наши инструменты, чтобы пройти через испытания. Мы должны питаться Словом и общением, чтобы расти в духовных взаимоотношениях.
Актуальность примера о «покойниках» подчеркивает важность активного стремления к Богу. Мы не всегда понимаем свои слабости, но Дух Святой знает, как поддерживать нас в этом.
Не стоит уповать на внешние блага как на знаки Божьей благосклонности. Истинное богатство – это внутреннее преображение.
Стихи 26-27: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией.»
Наша слабость проявляется в недостатке веры. Здесь важна помощь Святого Духа, который поддерживает нас, особенно в моменты, когда мы не знаем, как молиться. Это можно сравнить с «врачебным консилиумом» внутри Троицы, когда Дух ходатайствует за нас. Он знает наши переживания и слабости, и даже когда мы не можем выразить свои нужды, Он стоит перед Богом и просит о нас. Это огромная поддержка и утешение.
Стих 28: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.»
«Все содействует ко благу». Страдания призваны служить для благословения — один подходит к Богу через страдания, а другие ищут гнева и наказания.
В жизни каждого человека есть страдания, которые могут быть похожи как у верующих, так и у неверующих. Однако цели этих страданий могут радикально отличаться. Основной акцент следует делать не на внешних обстоятельствах, а на внутреннем состоянии, ведь Царство Божье уже внутри нас. Страдания верующего призваны привести его к славе Божьей, тогда как страдания неверующего могут вести к суду.
Страдания, которые испытываем, призваны помочь нам понять, что жизнь без Бога не дает истинного счастья. В этом контексте даже те, кто не страдает, могут быть на грани обмана.
Лишь те, кто призван и любит Бога, могут воспринимать страдания как средство для изменения. Даже маленькое зерно любви, посеянное Духом Святым, со временем растет и укрепляется.
Стих 29: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.»
Призванные по Его изволению становятся подлинно подобными Сыну Божьему. Это подчеркивает важность любви к Богу, которую мы получаем благодаря Его благодати.
О глаголе «предузнал»: Обсуждая предузнание Бога, мы видим интересный аспект антропологии. Это слово подразумевает, что Бог знал всё задолго до создания мира, что ставит под сомнение представление о том, что Он «предузнал» в какой-то фиксированный момент. Он не просто заглядывает в будущее, а уже имеет знание о спасенных и осуждённых с самого начала. Этот аспект может вызвать вопросы, особенно у тех, кто пытается рассматривать поступки человека как определяющие их спасение.
Справедливость Божьего решения: Если Бог создал людей, зная, что некоторые из них не будут спасены, возникает вопрос «почему?». Это открывает возможность для глубокого размышления о Божьей справедливости и мудрости. Этот диалог помогает понять, что выбор Бога не зависит от человеческих действий, а укоренён в Его планах и суверенитете.
Заблуждения о предопределении: Важно донести до других, что предопределение — это не просто «ужасная» доктрина, а часть глубочайшего понимания суверенности Бога. Некоторые могут думать, что предопределение тесно связано с чьими-то выборами, однако, это понимание расширяет горизонты и помогает увидеть более комплексную картину — то, что многие предназначены к осуждению, не отменяет справедливости и мудрости Божьего плана.
Интересные переводы, такие как Десницкий и Еврейский Новый Завет, подчеркивают, что Бог заранее знал тех, кого предназначил преобразиться по образу Своего Сына. Это показывает, что знание Бога не является сугубо интеллектуальным, а связано с Его решением о том, как обращаться с людьми в зависимости от их путей.
Формулировка «тех, кого Он решил знать» добавляет глубину понимания: это вопрос решения Бога, а не его незнания. Это помогает объяснить, как Бог может говорить «не знаю вас» определенным людям, указывая на выбор неповиновения.
Стих 30: «А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.»
Павел использует глаголы в прошлом времени, чтобы подчеркнуть уверенность в исполнении Божьих обетований, включая дар Духа Святого, который прославляет верующих.
Главные мысли:
1. Ожидание исполнения спасения в терпении и надежде.
2. Страдания имеют различную цель: одни ведут к наказанию, другие — к славе Божьей.
3. Дух Святой подкрепляет нас в нашей слабости, когда мы не можем выразить свои нужды.
4. Осознание суверенности Бога и предопределения приводит к радости, когда мы видим Его мудрость и глубокое понимание нашего существования.
5. Знания о предопределении служат опорой в спорах и для укрепления веры, защищая от интеллектуальных сомнений.
6. Бог использует страдания для изменения нас, что подчеркивает Его заботу и любовь к нам.
7. Ожидание внутренней славы: Главная надежда должна быть направлена на то, что Бог делает внутри нас, а не на внешние обстоятельства.
8. Цель страданий: Мы страдаем не для того, чтобы нас сломать, а чтобы изменить, и в этом процессе раскрывается наша истинная природа.
9. Сравнение страданий: Страдания у верующих, в отличие от неверующих, имеют цель, которая приводит к славе и вечной радости.
10. Ободрение от Ходатайства: Ходатайство Духа Святого — это огромная поддержка, которая подчеркивает, что Бог не оставляет нас в наших слабостях.
Качества Бога:
— Всезнающий
— Близкий и заботливый
— Милостивый и суверенный
— Ходатай за нас
— Отец, который знает наши страдания и немощи.
— Верный и оправдывающий, дает надежду и поддержку через страдания.
Практическое применение:
1. Понимать свои страдания как необходимую часть лечения души.
2. Ожидание не исключает страданий, но преображает их для нашей духовной пользы.
3. Быть внимательными к помощи Духа Святого, которая укрепляет нас на пути.
4. Готовность к полемике: Укрепление своих знаний о предопределении помогает нам уверенно общаться с теми, кто имеет иные взгляды, и дает возможность делиться истиной о Божьей суверенности.
5. Рост в познании Бога: Эта доктрина лучше понимается в процессе духовного роста и познания, позволяя открывать новые горизонты в нашем понимании Бога.
6. Коммуникация с другими: Важно быть готовыми объяснить свою веру и теологические концепции, такие как предузнание и суверенность Бога, которые могут вызвать вопросы.
7. Стремление к росту: Нельзя забывать о необходимости активного стремления к Богу и духовному развитию, основанном на слове и общении с братьями и сестрами.
8. Правильное ожидание: Фокусируйтесь не на страданиях, а на том, что Бог приготовил для нас. Воспринимайте страдания как горькую таблетку для исцеления души. Мы должны помнить, что страдания могут быть частью нашего роста в вере и должны восприниматься как вызовы, которые ведут к большему единству с Христом.
9. Имперсонализация примеров: Важно применять примеры из жизни, такие как случай с Иовом, чтобы помочь другим понять концепцию предопределения и избрания Бога. Это делает теологические идеи более доступными и понятными.
10. Надежда в Духе Святом: Осознание того, что Дух Святой ходатайствует за нас, должно укреплять нашу веру и вдохновлять на то, чтобы еще больше стремиться к Богу.