14. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак.
15. Ибо Он говорит Моисею: «кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею».
16. Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.
17. Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле».
18. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.
19. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»
20. А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»
21. Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?
22. Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23. дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
24. над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
25. Как и у Осии говорит: «не Мой народ назову Моим народом, и не возлюбленную — возлюбленною».
26. «И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, там названы будут сынами Бога живого».
27. А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется;
28. ибо дело оканчивает и скоро решит по правде, дело решительное совершит Господь на земле».
29. И, как предсказал Исаия: «если бы Господь Саваоф не оставил нам семени, то мы сделались бы как Содом и были бы подобны Гоморре».
30. Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры,
31. а Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности.
32. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения,
33. как написано: «вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится».
(Послание к Римлянам 9:14-33)
Беседа затрагивает сложную тему божественного предопределения и справедливости, используя примеры из Библии, такие как история Фараона и рассуждения Павла. Центральная мысль – Бог волен миловать или наказывать, и Его действия направлены прежде всего на прославление Его самого. Эта воля, по мнению говорящего, находится за пределами человеческого понимания справедливости.
Аргументация строится на идее первородного греха, который делает все человечество достойным вечного ада. Помилование отдельных людей, таким образом, представляется актом божественного благоволения, а не справедливости в человеческом понимании. Приводится пример Иакова и Исава, где помилование одного кажется несправедливым по отношению к другому, но, по мнению говорящего, эта «несправедливость» есть проявление божественной свободы и не подлежит человеческой оценке.
Критикуется антропоцентричный подход к пониманию божественных действий, где люди пытаются судить о справедливости божественных решений с точки зрения земной морали. В качестве аналогии используется притча о горшечнике и глине: Бог, как горшечник, имеет право распоряжаться творением (людьми) по своему усмотрению. Говорящий предостерегает от неправильного толкования этой аналогии в церковной практике, где её иногда используют для оправдания иерархических различий. В заключении подчёркивается необходимость смирения перед Богом и отказа от попыток оспаривать Его решения. Вся дискуссия призывает к принятию парадоксальной божественной свободы и ограничению человеческой логики при попытках постичь божественные замыслы.
Эта беседа затрагивает сложные богословские вопросы о Божьем гневе, милости и плане спасения, используя в качестве примера историю Адама и Евы. Ключевая идея – несоответствие между Божьим долготерпением и человеческим восприятием справедливости. Люди, видя, что смерть после грехопадения не наступила мгновенно, формируют искаженную картину справедливости, не исходя из первоначального Божьего приговора. Жизнь человечества после грехопадения рассматривается не как знак Божьего благословения, а как временное отсрочка, дарованная Богом для явления Его славы.
В центре обсуждения — контраст между «сосудами милосердия» и «сосудами гнева», иллюстрируемый примером евреев и язычников. Бог, согласно этой интерпретации, не просто отменил Свой приговор, а использует это время, чтобы проявить Свою славу, присоединяя язычников к Завету, к «корню» – евреям, прививая дикую маслину к культурному дереву. Это не замена одного народа другим, а расширение Божьего плана спасения. Спасение, по мнению участников, не зависит от соблюдения закона, а даруется по вере, и только «остаток» из обеих групп (и евреев, и язычников) обретет спасение. Евреи, искавшие праведности через закон, не достигли её, в отличие от язычников, призванных Богом к вере. В заключение подчеркивается скорое наступление «дела решительного», связанного с исполнением Божьего плана и явлением Его полной славы. Образ «семени» указывает на сохранение веры как суть того «остатка», который будет спасён, а не физическое происхождение.
Главная проблема, с которой работает текст, — это кажущееся противоречие между Божьей суверенностью (Бог выбирает, кого спасти) и человеческой ответственностью (человек должен принять спасение). Текст пытается разрешить это противоречие, утверждая, что спасение целиком зависит от Божьего избрания, а не от заслуг человека. Это, по сути, кальвинистская позиция, противопоставляющаяся арминианской, которая подчёркивает свободу воли человека в принятии спасения.
Обращение к евреям в конце текста служит иллюстрацией. Евреи, связанные с Законом, столкнулись с неспособностью достичь праведности через соблюдение закона. Это подчеркивает беспомощность человека перед Богом и необходимость Божьего милосердия, которое предоставляется по Его суверенному выбору, а не за какие-либо заслуги.
Ключевой момент – цитата из Римлян 9: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Это служит центральным аргументом в пользу предопределения. Бог избрал Иакова, ещё до их рождения и дел, что подчеркивает безусловность Божьего выбора. Текст основывается на утверждении, что у Бога нет неправды, и поэтому Его избрание, каким бы парадоксальным оно ни казалось, должно быть принято как истина.
Текст демонстрирует, что понимание Божьего предопределения не должно строиться на человеческой логике или желании найти простой, удобный ответ. Автор текста подчеркивает невозможность дать исчерпывающий ответ на вопрос почему Бог избрал одних, а не других, и призывает к смирению перед тайной Божьего суверенитета. Основной вывод: спасение — это дар, полностью зависящий от Божьей благодати и предопределения, а не от человеческих усилий или заслуг.
Ключевой тезис беседы – Бог суверенен во всём, включая проявление милости и испытания верующих. Его долготерпение не является несправедливостью, а даёт людям возможность выбора. Испытания, по мнению участников, — это не искушения, а инструменты, посредством которых Бог помогает человеку познать Его самого, а не себя. Познание себя возможно только в контексте познания Бога. Бог знает заранее, как человек отреагирует на любое испытание, так как Его знание о человеке превосходит человеческое понимание. Упоминается пример из Писания о предпочтении Иакова Исаву, и примеры из жизни Моисея и фараона, как иллюстрации Божьей суверенности. В завершении беседы подчёркивается, что цель испытаний – не самопознание, а познание Бога и последующее изменение самого себя через это познание.
Обсуждение затрагивает сложные богословские вопросы о Божьей справедливости, предопределении и свободе воли, используя в качестве примера библейские истории, такие как примеры Иакова и Исава. Центральной темой является попытка объяснить кажущуюся несправедливость в Божьем выборе, когда одни люди спасаются, а другие нет, несмотря на их усилия или их отсутствие.
Участники обсуждения подчеркивают Божью суверенность и всемогущество, утверждая, что всё происходит по Его воле, будь то по прямому изволению или допущению. Они противопоставляют это арминианству, где, по их мнению, преувеличиваются человеческие способности и недооценивается абсолютный контроль Бога над всеми процессами, включая мысли и действия человека.
Спор о «справедливости» разрешается утверждением, что человеческое понятие справедливости не может адекватно вместить Божьи пути. Бог имеет право судить, и Его милость — это дар, а не заслуженная награда. Упоминается, что попытки людей заслужить спасение своими делами (как в случае с евреями) не приводят к успеху, в отличие от спасения язычников, получивших спасение исключительно по Божьей милости.
Далее участники утверждают, что понимание Божьего плана спасения должно основываться на Его абсолютной власти и предопределении, а не на человеческих представлениях о справедливости и заслугах. Они отвергают идею о том, что человек способен самостоятельно достичь спасения, подчеркивая необходимость Божьего вмешательства и действия Святого Духа. Вопрос о Божьем допущении зла остается открытым, но признается, что объяснение этого выходит за рамки человеческого понимания.
Участники размышляют о сложных богословских вопросах предопределения и свободы воли, о взаимосвязи человеческих усилий и Божьей благодати в деле спасения. Центральной темой является попытка ведущего примирить кажущееся противоречие между активными действиями человека в борьбе с грехом («действуйте так, будто всё зависит от вас») и полной зависимостью от Божьей воли («когда молитесь — знайте, что всё зависит от Бога»). Он подчеркивает необходимость «непрестанной молитвы» и признаёт, что понимание этих вопросов ограничено человеческим разумом, приводя к «дискомфорту» и необходимости смирения.
Ссылка на диспут Шевченко и Коломийцева иллюстрирует существование «чёрного ящика», в котором свобода выбора и Божье предопределение сосуществуют, приводя к спасению. Автор использует аналогию с Иисусом Христом, одновременно Богом и человеком, подчеркивая невозможность полного человеческого постижения божественной истины. Важным моментом является признание собственной ограниченности («бедный я человек», «я глина») и упование на Божью волю.
Приводится пример из послания Павла, где спасение одних объясняется верой, а неудача других — попытками достичь праведности по закону. Это иллюстрирует Божью благодать, дарованную независимо от человеческих заслуг. Отмечена важность «живой веры», способной расти.
Интерпретация комментария МакАртура к пророчеству о том, что «не Мой народ будет назван Моим народом», показывает, как Бог может привести и евреев, и язычников к одинаковому положению перед Ним, подчеркивая Божью суверенную волю в спасении. Главный вывод — невозможность полного понимания божественных планов, призыв к смирению и упованию на Божью благодать. Все происходит по Божьей воле, даже непонимание и «блуждания» в поисках истины.
Участники пытаются понять, как соотносятся Божья суверенность и человеческая свобода воли, исходя из библейских текстов. Спор начинается с вопроса о точке отсчета для понимания справедливости, приводящей к обсуждению первородного греха и истории Евы в Эдемском саду.
Далее, обсуждение фокусируется на парадоксе Божьей доброты и справедливости. Один из участников высказывает мысль, что Бог «слишком добр, чтобы быть справедливым», что вызывает дискуссию о Божьей милости, которая, по мнению участников, превосходит человеческое понимание справедливости и служит прославлению Бога.
Главные мысли:
1. Приоритет познания Бога над самопознанием: Главная цель – познание Бога, а истинное самопознание является следствием этого процесса. Стремление к самопознанию без Божественного контекста может привести к самообману и духовной деградации.
2. Божья суверенность и милосердие: Бог имеет абсолютное право решать судьбы людей, проявляя как справедливость, так и милосердие. Человек не вправе оспаривать Его решения.
3. Испытания как средство духовного роста: Трудности и испытания – это не наказания, а инструменты, используемые Богом для духовного развития человека.
4. Смирение и послушание Божьей воле: Принятие Божьей воли как высшего авторитета является ключом к духовному росту и спасению.
Качества Бога:
1. Суверенность: Абсолютная власть и независимость в принятии решений.
2. Милосердие: Готовность простить и помиловать.
3. Справедливость: Наказание за грехи и нарушение Его воли.
4. Любовь: Вдохновение Святым Духом, поддержка и стремление к духовному росту человека.
Практическое применение:
1. Фокусировка на познании Бога: Избегать чрезмерного самоанализа и сосредоточиться на изучении Божьего слова и общении с Ним.
2. Принятие Божьей воли: Смирение и доверие Богу в любых обстоятельствах, принятие как положительных, так и негативных событий как Его промысла.
3. Понимание испытаний: Рассмотрение трудностей как возможности для духовного роста и укрепления веры.
4. Отказ от самооправдания: Понимание собственной ничтожности перед Богом и отказ от попыток заслужить Его благосклонность.