Стихи 13-14: «Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в [сродниках] моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?»
Апостол Павел в послании к Римлянам рассуждает о спасении евреев и язычников, подчеркивая, что его служение направлено на спасение всех, но особое внимание уделяет своему народу.
Стихи 15-16: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.»
Павел видит своё апостольство как инструмент для достижения этой цели, а не повод для хвастовства. Он говорит, что отвержение евреев дало примирение язычникам, но принятие их станет «жизнью из мёртвых».
Павел напоминает язычникам не превозноситься перед «ветвями» — евреями, отломленными из-за неверия. Это временное состояние, и Бог может вновь привить их. Он призывает к смирению и признанию общих корней. Важно помнить, что Божий замысел спасения включает всех, и даже временное непослушание служит большей цели.
Вопрос о предопределении и спасении остаётся открытым, но Павел показывает, что Бог управляет всем с целью милости и примирения.
Апостол Павел в своих посланиях подчёркивает важность смирения и осторожного отношения ко всем людям, особенно к евреям, как избранному народу Божьему. Он предостерегает христиан от осуждения и превозношения, напоминая, что спасение – это не заслуга человека, а милость Божья.
Бог временно «заключил в непослушание» евреев, чтобы язычники могли войти в Его Царство, но Он не отступил от Своего народа полностью. Павел указывает, что евреев ожидает восстановление, и это должно вызывать уважение и доброжелательность. Превозношение перед евреями противоречит христианской любви и пониманию Божьего плана.
Антисемитизм, который возникал на разных этапах истории, связан с человеческой завистью и отдалением от Бога. Он чужд истинному христианству, где ценятся равенство и уважение. Божий завет с евреями сохраняется, и их история показывает пример Божьей верности и благословения.
Стихи 19-22: «19 Скажешь: „ветви отломились, чтобы мне привиться“. 20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. 21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. 22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости [Божией]; иначе и ты будешь отсечен.»
Павел предупреждает язычников, чтобы они не гордились перед евреями, сравнивая их с привитыми ветвями на дереве. Природные ветви отломились из-за своего неверия, и на их место были привиты новые. Но это не повод для высокомерия: язычники должны помнить, что они питаются от корня, который принадлежит евреям, и что их спасение – это результат Божьей благодати, а не их собственных заслуг.
Если Бог, несмотря на долгие годы заботы и обетований, не пощадил природные ветви за их неверие, то тем более он может поступить строго с привитыми ветвями, если они возгордятся и отпадут от веры. Павел напоминает, что гордость и осуждение других людей, особенно тех, через кого Бог явил свой замысел, могут привести к падению.
Антисемитизм, корни которого лежат в зависти, разрушает не только межличностные отношения, но и саму религиозную среду, откуда он начинает распространяться. Как пример, Павел показывает, что высокомерие язычников может проявляться в том, что они считают евреев отходами, забывая, что их собственное спасение стало возможным благодаря израильскому народу. Это приводит к параллели с прививкой растений: плоды привитых ветвей уступают по выживанию натуральным плодам, так как они менее устойчивы к внешним условиям.
Стихи 23-24: «Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.»
Также Павел указывает, что спасение язычников – это не конечная цель. Божий план охватывает всех, и когда язычники войдут в полноту спасения, Бог снова будет работать с Израилем, чтобы исполнить весь свой замысел. Поэтому всем стоит помнить о своей зависимости от Бога, пребывать в смирении и избегать осуждения других.
Павел предостерегает верующих от гордости и самоуверенности, напоминая, что их место в Божьем плане – это результат благодати, а не их собственных заслуг. Он использует образ масличного дерева: язычники, как дикие ветви, привились к дереву Израиля, заменив природные ветви, которые были отломлены из-за неверия. Но привитым ветвям следует помнить, что они держатся корнем дерева, и не гордиться перед другими ветвями, чтобы не быть отсечёнными.
Павел акцентирует внимание на противоположности гордости – страхе Божьем. Этот страх – не просто уважение к Богу, а осознание того, что гордость может привести к отвержению. Гордость становится основой для многих грехов, и её последствия опасны. Если Бог не пощадил природные ветви за неверие, то тем более он строго поступит с теми, кто не удержится в вере.
Павел подчёркивает, что спасение невозможно потерять для истинно верующих, но предупреждение должно побуждать к смирению и стойкости. Те, кто действительно стали частью Божьего дерева, не будут превозноситься над другими. Они должны помнить, что верующие из всех народов, включая евреев и язычников, спасаются одним способом – через веру и привитие к Божьей благодати.
И наконец, Павел выражает надежду, что природные ветви, то есть евреи, снова будут привиты, если пребудут в вере. Божий план охватывает всех, и верующим важно оставаться в благости Божьей, чтобы не отпасть и не оказаться вне Божьего замысла.
Стихи 25-26: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, [до времени], пока войдет полное [число] язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.»
Евреи начали рассеиваться ещё в VI веке до н. э., и их корни распространились по всему миру. Многие фамилии с окончаниями, как «-ский», возникли на территориях Польши, Белоруссии и Украины, где они жили. Но это больше вопрос традиции и места проживания, чем чистокровного происхождения.
Апостол Павел пишет о будущем спасении Израиля. Он упоминает ожесточение евреев, которое позволило язычникам обрести спасение, но подчёркивает, что весь Израиль спасётся. Это относится к оставшимся евреям, которые обратятся к Богу в последние времена, во время Великой скорби.
Бог в Своём плане уделяет особое внимание спасению Израиля, используя этот период как концентрат Своей благодати. Остаток евреев войдёт в церковь, но это не значит, что Израиль как народ замещён церковью. Они сохранят свою уникальную роль в Божьем замысле, а их спасение произойдёт через веру во Христа, как и у всех верующих.
Невозможно быть с Богом вне Его семьи. Невозможно быть частью вселенской церкви, не участвуя в жизни поместной.
Во время Великой скорби церкви на земле уже не будет — она будет вознесена. Те, кто обратится ко Христу в этот период, спасутся через веру, проходя тяжёлые испытания. Эти спасённые не являются церковью, а представляют остаток, особенно среди евреев. Они будут спасены в условиях огромного давления, когда события Великой скорби заставят многих пересмотреть свои убеждения.
Выражение «головня из огня» относится не к периоду скорби, а к людям, чья вера была поверхностной. Они спасаются как бы на грани, лишь благодаря Божьей милости. Это также может касаться тех, кто приходит к Богу в последний момент. Однако смысл фразы из Писания больше касается богословия — человек вроде верующий, но его вера ненадёжна, не основана на глубоком знании и понимании Слова.
Главные мысли:
1. Церковь во времена Великой скорби: Люди, спасённые во времена Великой скорби, являются частью Церкви, как вселенской, так и поместной, если есть возможность общаться с другими верующими.
2. Важность сообщества верующих: Один человек, уверовавший на необитаемом острове, становится частью Церкви, но если он избегает общения с другими верующими, это может свидетельствовать о его неискренности.
3. Предупреждение Павла: Не гордитесь тем, что вы привиты к Божьей лозе, но бойтесь отпасть, ибо антисемитизм и гордость — это грехи, которые Бог строго наказывает.
4. Спасение для всех: Спасение доступно как для евреев, так и для язычников. Все начинают с одинаковой линии, признавая свою нужду в Божьей милости и покаянии.
5. Роль покаяния: Иоанн Креститель учил, что все, и евреи, и язычники, должны прийти к Богу с покаянием и признанием своей нужды в спасении.
Качества Бога:
1. Строгий — Бог строго судит за гордость и антисемитизм.
2. Милостивый — Он даёт спасение всем через покаяние и веру, независимо от национальности.
3. Верный — Бог выполняет Своё обещание и не отвергает Своих избранных.
4. Справедливый — Бог наказывает за грехи, но также даёт шанс на покаяние и спасение.
5. Сильный — Бог обладает мощью спасать и поддерживать Своих людей.
Практическое применение:
1. Бояться Бога: Осознай, что спасение — это не твоя заслуга, а Божья милость. Страх Божий помогает сохранять правильную смиренность.
2. Не возноситься над другими: Будь осторожен в своих оценках, не гордись тем, что ты спасён. Бог может спасти любого.
3. Стремиться к единству: Если есть возможность общаться с другими верующими, обязательно используй её, потому что Церковь — это семья Божья, и важно быть в общении.
4. Покаяние: Признавай свою нужду в Божьей милости, не полагаясь на свои заслуги. Ожидай, что все должны начать с покаяния и веры, независимо от их прошлого.