Стих 1: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего»
Павел переходит от теории к практике, давая конкретные наставления. При этом он не приказывает, а умоляет братьев, показывая пример любящего служителя. Его принципиальность сочетается с самопожертвенной любовью — он даже готов был отдать своё спасение ради спасения своего народа.
Такой подход важен не только для церковных служителей, но и для всех верующих в их повседневных отношениях — будь то родители, начальники или супруги. Важна целостность характера — нельзя быть одним человеком в церкви и другим в обычной жизни.
Христианин не может отказаться от стремления быть первым, так как это связано с заповедью любви к ближнему. Но первенство достигается через служение другим, как учил Христос. При этом важно не просто выполнять действия, а иметь правильное состояние сердца — любящее и заботливое отношение к ближним.
«представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего»
Павел призывает представить тела в живую жертву Богу, что означает полную отдачу себя из любви к Нему. Важно понимать, что христианская жертва всегда связана с любовью, в отличие от языческих представлений.
Апостол умоляет об этом, понимая, что такая жизнь намного лучше для верующих, хотя они сами могут этого не осознавать (как ребенок, не знающий, что море лучше бассейна).
Призыв к «разумному служению» показывает, что христианство — это не слепой фанатизм, а осознанная вера. Когда неверующие сталкиваются с разумным объяснением веры, они часто удивляются, ожидая встретить «зомбированных» людей. Однако истинное христианство предполагает здравое рассуждение, хотя главное — это личная встреча с живым Богом.
Стих 2: «и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.»
Павел показывает противопоставление: жизнь по своей воле (как живет мир) против жизни по воле Божьей. Чтобы перейти от одного к другому, нужно преобразование ума.
Человек не оставит свои убеждения, пока не увидит основательность нового пути. Это происходит через опыт взаимодействия с Богом, когда верующий видит, что Божьи решения оказываются лучше собственных. Сначала этот опыт накапливается в краткосрочной перспективе, затем в более долгосрочной.
Преобразование ума — это одновременно работа Святого Духа и наша ответственность. Через практику и Писание мы учимся видеть реальность другими глазами и доверять Божьей воле, которая оказывается благой, угодной и совершенной.
Христианин стоит перед выбором: либо сообразовываться с веком сим (жить своим умом для себя), либо развиваться по Божьему замыслу. Отказ от стремления быть первым — это как раз проявление мирского мышления.
Напротив, верующий должен понять свою уникальность во Христе и максимально использовать данные ему дарования для служения в теле Христовом. Павел умоляет об этом, зная, что такой путь — наилучший для верующих.
Стих 3: «По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.»
«По мере веры» не означает измерение количества веры, которую Бог дал каждому. Речь идет о различных дарованиях в теле Христовом, где каждый член имеет свое особое служение.
Каждый верующий ответственен именно за то дарование, которое ему дано. Нет смысла сравнивать себя с другими или выходить за рамки своего призвания. Как писал Павел коринфянам, все дары даны для служения друг другу в любви и взаимном укреплении.
Стихи 4-5: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.»
Главное — не технические навыки или способности, а состояние сердца. Даже если человек обладает особыми дарами (пророчество, учительство), важнее всего любовь. Как говорил Павел коринфянам, он покажет «путь превосходнейший» — любовь важнее любых духовных даров.
Бог дает каждому определенные дары как инструменты для служения в любви. Цель не в том, чтобы возвыситься над другими, а в том, чтобы помогать ближним возрастать, используя данные Богом дары для служения в любви.
Стихи 6-8: «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием.»
Павел приводит не исчерпывающий список даров и служений, а показывает главный принцип — дух служения. Важно не только что делать, но и как: раздавать нужно в простоте, благотворить с радушием.
Обсуждается значение фразы «пророчествуй по мере веры» (стих 6). В контексте первой церкви, когда библейский канон еще не был сформирован, пророки играли важную роль в защите церкви от ереси.
Пророк — это тот, кто провозглашает волю Божью. Даже сегодня, передавая другим библейские истины, человек выступает в роли пророка в меру своего знания Писания.
Что касается увещевания, это часть проповеди наряду с наставлением, ободрением и обличением. Увещевание подразумевает мотивацию и поддержку человека, который знает истину, но испытывает трудности в её исполнении.
В мире люди могут совершать похожие действия (раздавать, благотворить), но без правильного сердца — для самоутверждения или просто для галочки, без искренней заинтересованности в людях. Христианское служение отличается именно правильным духом и мотивацией.
Стих 9: «Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру»
Метафора тела Христова показывает, что верующие, как части тела, могут функционировать только вместе. Невозможно быть верующим или проявлять духовные дары вне контекста церкви — это подобно отделенным частям тела, которые не могут жить сами по себе.
В церкви все становится на свои места, служения работают гармонично. Только в контексте церковного тела метафора обретает смысл — разные члены, составляющие единое живое целое.
Главные мысли:
1. Истинная жертва верующего, по примеру Христа, должна быть основана на любви Божьей и направлена не на себя, а на служение другим во славу Бога. Это преобразование происходит через обновление ума, отделение от мира и следование Божьему стандарту, явленному в Его Слове, при помощи Святого Духа.
2. Павел как пастырь учит практической духовной жизни через служение ближним в Божьей любви.
3. Доверие Божьему разуму возможно благодаря опыту взаимоотношений с Ним.
4. Духовное развитие происходит через действие Святого Духа и наше участие.
5. Как Бог жертвует для нас, так и мы должны жертвовать для других, подражая Ему.
6. Каждый верующий должен использовать данные Богом дары для служения, не сравнивая себя с другими.
7. Дары эффективны только когда основаны на любви к Богу и людям.
8. Любовь — это «клей», который создает функциональную церковь из разных людей.
9. Бог создал человека нуждающимся в доверии Ему, и в этом заключается высшее счастье.
Качества Бога:
1. Благой
2. Милостивый
3. Любящий
4. Нежный
5. Бережный (в обучении)
6. Заботливый
Эти качества проявляются как в Ветхом, так и в Новом Завете, и особенно видны в том, как Бог относится к верующим и как организовал служение в церкви.
Практическое применение:
1. Применять дары в церкви
2. Определить свои дары (они должны быть очевидны для окружающих)
3. Быть открытым и активным в церковной жизни
4. Доверять Богу
5. Помнить и ценить опыт взаимоотношений с Богом
6. Прикладывать усилия к изучению воли Божьей
7. Служить прилежно
8. Думать о себе скромно по мере веры
9. Использовать дары для созидания церкви, а не для себя
10. Не сообразовываться с веком сим (не жить своим умом)
11. Заменить свою волю на волю Божью