Эта часть Послания к Римлянам — практически вторая Нагорная проповедь. Тема: поведение христианина. В третий раз говорим «Не мечтай о себе». Это важное правило, которое стоит запомнить.
Стих 9: «Любовь [да будет] непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;»
В послании к Римлянам Павел поднимает важную тему о природе любви в церкви. Ключевая мысль — «любовь да будет непритворна». Это не просто одно из наставлений, а принципиальное требование, за которым сразу следует «отвращайтесь зла». Здесь притворная любовь и есть то самое зло, от которого нужно отвращаться.
Эта проблема характерна для человеческой природы: как в светском обществе люди могут хвалиться своими умениями, так и в церкви верующие могут демонстрировать больше любви, чем имеют в действительности. Они показывают это через активное служение, ревностное отношение к церковным делам, но всё это может быть лишь внешним проявлением, не отражающим истинного состояния сердца.
Павел не просто указывает на проблему, но и даёт практические наставления, как развивать и проявлять подлинную любовь вместо показной.
Стих 10: «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;»
Призыв «будьте братолюбивы друг другу с нежностью» особенно важен, потому что нежность сложно подделать — она естественна только при искренней любви. Хотя найдутся «виртуозы», способные и это сымитировать, их будет очень мало.
Проявление нежности требует уязвимости, готовности «снять броню» и открыть своё сердце. Люди часто испытывают в этом потребность, что видно по популярности акций с бесплатными объятиями.
Особенно это касается братьев в церкви, которым по природе сложнее проявлять нежность, чем сёстрам. Павел специально использует слово «братолюбивы», а не «сестролюбивы».
Нежность — это не просто допустимое, а необходимое проявление истинной христианской любви в церкви.
Фраза «в почтительности друг друга предупреждайте» в современном переводе звучит как «старайтесь опередить друг друга в почтительности». Это прямо связано с заповедью о том, что больший должен стать слугой всем. Речь идёт о проявлении любви через почитание другого выше себя. При этом конкретные действия могут быть разными, в зависимости от ситуации, но суть в том, чтобы первым проявить уважение и почтение к другому человеку.
Стих 11: «в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;»
«В усердии не ослабевайте» относится ко всем ранее перечисленным проявлениям любви в церкви — к служению, почтительности, нежности, братолюбию. Важно не просто проявлять усердие в этом, но и не позволять себе ослабевать или уставать от проявления любви к братьям и сёстрам. Не должно быть такого отношения, как «надоело всех обнимать и проявлять любовь, нужно отдохнуть». Усердие в проявлении христианской любви должно быть постоянным.
Фразы «в усердии не ослабевайте», «духом пламенейте» и «Господу служите» представляют собой параллелизм — по сути, это синонимы, описывающие одно и то же разными словами. В русском языке слово «усердие» связано с корнем «сердце», что подчёркивает внутреннюю мотивацию.
Важное предупреждение: если христианин обнаруживает у себя усердие или духовное пламенение в чём-то, не связанном со служением Господу, это должно насторожить. Это может указывать на:
— появление ненужной привязанности
— возможный идол
— опасное увлечение духа чем-то неправильным
Для христианина усердие, духовное пламенение и служение Господу должны быть неразрывно связаны.
Стих 12: «утешайтесь надеждою; в скорби [будьте] терпеливы, в молитве постоянны;»
Павел говорит о неизбежности скорби в жизни христианина. Она приходит разными путями: через непонимание окружающих, через неприятие праведного образа жизни, который сам по себе обличает других людей, через обычные жизненные испытания — болезни и потери близких.
В этом контексте слова «утешайтесь надеждой» приобретают особый смысл для верующего человека. Речь идёт о единственной подлинной надежде — надежде на небеса, на встречу с Господом. Для неверующего такие слова утешения прозвучат пустым звуком, но для христианина это фундаментальная реальность, более значимая, чем земная жизнь.
При этом важно понимать: такое утешение не устраняет боль утраты или страдания, но даёт твёрдую опору в жизни, не позволяет земле качаться под ногами. Если же человек не имеет этой надежды как основы своей жизни, ему нужно начинать с самых основ Евангелия, с понимания Голгофской жертвы.
Скорбь всегда длится дольше, чем нам хотелось бы — даже если мы готовы к ней, она всё равно превышает наши ожидания. Именно поэтому Павел говорит о необходимости терпения. Хотя мы знаем, что любые скорби закончатся на небесах, где Господь утрёт каждую слезу, само ожидание этого момента требует особого терпения, которое можно получить только от Бога.
Павел, испытавший множество скорбей, знал, о чём говорит — терпение было первым признаком апостольства. Без стойкости, терпения и надежды даже малое испытание может сломить человека. А источник этой силы, способ превратить простую надежду в живое, вдохновляющее ожидание, подобное ожиданию невесты перед свадьбой, заключён в следующих словах стиха.
Молитва — это не просто один из способов решения проблем, это единственный истинный путь. Когда человек говорит «только не говорите про молитву», это показывает, что он ещё не понял её сути. Часто к настоящей молитве приходят, лишь испробовав все другие способы и набив шишки, пытаясь решить всё своим умом.
Молитва требует постоянства, и это непросто — каждый раз приходится себя «запинывать». Но с практикой этот барьер становится ниже, хотя полностью не исчезает никогда. Парадоксально, что многие воспринимают молитву как последнее средство («когда уже ничего не осталось»), тогда как она должна быть первым и главным инструментом.
Павел даёт три ключевых фактора для преодоления скорбей: надежда, терпение и постоянство в молитве. Без живых отношений с Богом через молитву невозможен рост веры — просто изучение библейских истин или богословия не даст настоящего духовного роста.
Стих 13: «в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.»
Павел говорит о принятии участия в нуждах святых и странноприимстве не как о тяжкой обязанности, а как о естественном проявлении христианской жизни. Главное отличие христианского мышления от нехристианского в том, что оно направлено не на получение, а на отдачу.
Принцип «блаженнее давать, нежели принимать» становится не просто абстрактной истиной, а яркой реальностью, приносящей настоящую радость. Если человек никогда не испытывал этой радости от служения другим ради Христа, значит, он упустил саму суть христианства. Это простой рецепт счастья — жить не для себя, а для других, находя в этом истинную радость и смысл.
Служение другим поначалу может вызывать неловкость и неудобство — это голос плоти, заботящейся о себе («что обо мне подумают?»). Но чем больше служишь, тем меньше обращаешь внимание на эти сомнения, предвкушая радость от служения.
Особое внимание уделяется странноприимству. В историческом контексте это было особенно важно: христиане избегали обычных гостиниц из-за их сомнительной атмосферы, а принятие странников могло быть даже опасным во времена гонений. И сегодня странноприимство требует определённой жертвы — нужно подстраиваться под чужие привычки и ритмы жизни, проявлять терпение. Но эта жертва благая, она укрепляет церковь, создаёт возможности для общения и радости, укрепляет связи между верующими.
Стих 14: «Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.»
Призыв «благословляйте гонителей ваших» очень сложен для исполнения. Даже в простых ситуациях, например, когда кто-то нарушает правила на дороге, первая реакция часто бывает раздражённой или даже гневной. Хотя со временем верующий учится молиться за других, даже за тех, кто создаёт проблемы.
Но Павел говорит о гораздо более серьёзных ситуациях. Он обращается к римским христианам во времена жестоких гонений, когда верующих использовали как живые факелы для освещения улиц. И в этом контексте призыв благословлять гонителей приобретает особую глубину — речь идёт не о мелких обидах незначительных людей, а о тех, кто реально может причинить серьёзный вред, даже смерть. Именно таких гонителей нужно благословлять, а не проклинать.
Призыв благословлять гонителей связан с главной целью христианина — строительством Царства Божьего. Когда нас обижают, естественная реакция — ответить тем же, но это только умножает зло. Если мы отвечаем злом на зло, мы разрушаем то, что призваны строить.
Важно понимать: нас не призывают любить само насилие или несправедливость — это было бы извращением. Речь о том, чтобы:
1. Сначала хотя бы не умножать зло
2. Затем научиться преодолевать негативные чувства
3. В итоге научиться обращать зло в добро
Это возможно только через молитву и работу Святого Духа. Часто такие ситуации даются нам не столько для влияния на обидчика, сколько для нашего собственного преображения, чтобы стать более похожими на Христа. Даже Павел, когда его ударили по щеке, сначала ответил резко, но тут же исправился — это показывает, что такая реакция возможна только в постоянной связи с Богом.
Главные мысли:
1. О природе христианской любви:
— Любовь должна быть непритворной и искренней
— Важен переход от желания получать к желанию отдавать
— Нужно проявлять нежность в отношениях с людьми
2. О практическом применении:
— Не умножать зло, а приумножать добро
— В ответ на зло благословлять искренне, а не «сквозь зубы»
— Строить Царство Небесное через практические действия
3. О средствах достижения:
— Три ключевых элемента: надежда, терпение, постоянство в молитве
— Необходимость постоянного духовного роста
— Получение сил через молитву
4. Об ориентире:
— Пример Иисуса Христа как образец для подражания
— Искренние взаимоотношения с Христом как основа
Качества Бога:
1. В отношении к грешникам:
— Благословляющий проклинающих Его
— Благословляющий тех, кто этого не заслуживает
— Долготерпеливый
— Многомилостивый
— Человеколюбивый
2. В отношении к верующим:
— Заботливый
— Сострадательный
— Любящий
— Терпеливый
— Учащий любви
3. Его природные качества:
— Сердцеведец (знающий сердца)
— Не любящий притворства
— Дающий силы любить и терпеть
— Желающий видеть людей подобными Себе
Особо подчёркивается способность Бога благословлять тех, кто был настроен против Него, что показывает Его безусловную любовь и милость.
Практическое применение:
1. Основа духовной жизни:
— Поддерживать искренние отношения со Христом
— Быть постоянным в молитве
— Развивать веру
2. Поведение в трудностях:
— Утешаться надеждой в скорбях
— Проявлять терпение
— Правильно реагировать на раздражающие ситуации
3. Отношение к другим:
— Проявлять искреннюю любовь и заботу к святым
— Воздавать добром за зло
— Благословлять обидчиков
4. Важные принципы:
— Помнить о трёх ключевых моментах (надежда, терпение, молитва) как в трудные, так и в спокойные времена
— Просить у Бога силы и мудрости для правильного реагирования на раздражение