Наш разбор Послания Римлянам начался с цитаты Сперджена «Я могу знать все доктрины Библии, но если я не познаю Христа, ни одна из них не сможет меня спасти». Но также верно и обратное: говорить, что любишь Христа, но не изучать Его слово — это ложь. Любовь к Богу основана на Его стандартах, которые Он сам объяснил.
Нельзя разделять знание о Боге и любовь к нему. Если человек говорит, что любит Христа, но не изучает Писание — это неправда. И наоборот — просто изучать тексты без живых отношений с Богом тоже неправильно. Нужен баланс: через изучение Писания мы узнаём Бога и учимся видеть его действия в своей жизни. Без этого фундамента невозможно правильно понимать практическую сторону веры.
Вспоминая уже разобранные стихи Послания, было замечено, что 13 и 14 стихи связаны между собой. В ранние времена христианства гостеприимство к другим верующим было рискованным делом — можно было самому попасть под гонения. Поэтому в Писании тема гостеприимства сразу связана с благословением гонителей.
Сейчас ситуация изменилась. В современном обществе преобладает идея, что все религии равноценны и каждый может верить во что угодно. Из-за этого христианство поставили на один уровень с любыми другими верованиями, даже с пародийными религиями вроде пастафарианства (религии «летающего макаронного монстра»). Серьезные гонения на христиан остались в основном только в радикальных мусульманских странах.
Стих 15: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.»
Призыв «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» — это про настоящую любовь и жертвенность. Когда мы по-настоящему любим человека, мы готовы отложить свои чувства и настроиться на его волну — будь то радость или горе.
Часто мы делаем наоборот: если нам грустно, мы можем осуждать чужую радость, или если радостно нам — не хотим вникать в чужое горе. Это показывает недостаток любви, потому что мы не готовы жертвовать своими чувствами ради другого человека. Настоящая любовь требует этой жертвы — умения войти в положение другого и разделить его чувства.
Стих 16: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;»
Призыв к единомыслию — это тоже о любви и жертвенности. Настоящее единомыслие возможно, только когда люди готовы меняться и искать общее решение.
Есть две ситуации:
1. В важных вопросах веры — нужно вместе изучать Библию и искать правильный ответ.
2. В «серой зоне», где нет чётких библейских указаний — обе стороны должны искать компромисс, идти навстречу друг другу. Это тоже проявление любви, где больше любит тот, кто больше готов уступить.
Нельзя просто настаивать на своём — Писание обязывает нас искать решение, которое устроит обоих.
Призыв «не высокомудрствовать» означает не считать себя умнее всех. В обсуждениях и спорах нужно быть открытым к чужому мнению и опыту, особенно когда собеседники примерно равны по знаниям и опыту в вере.
Правильный подход — не настаивать упрямо на своём, а предлагать свои доводы и внимательно слушать аргументы другой стороны. Нужно допускать, что кто-то может знать то, чего не знаешь ты. Это часть смирения и путь к настоящему единомыслию, а не ситуации, где один давит авторитетом, а другой вынужден молчать.
Смирение — это не когда ты полностью согласен, а когда ты, имея своё мнение, готов уступить и подчиниться. В христианстве это особенно важно, потому что мы всегда остаёмся учениками и никогда не можем сказать, что знаем всё.
Это противоположно мирскому стремлению быть лучше всех и господствовать над другими. В христианстве единственное допустимое «первенство» — это первенство в служении другим и взаимной любви. Можно стараться «обгонять» друг друга только в почтительности и любви к ближнему, даже если эта любовь не взаимна.
Эти принципы работают не только в церкви, но и в обычной жизни, кроме ситуаций, когда речь идёт о защите веры.
Стих 17-18: «никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.»
Христиане должны стремиться к добру и миру со всеми людьми, даже с теми, кто настроен враждебно. Это не значит, что всегда получится достичь мира — само христианство часто ставит нас в оппозицию к миру. Но важна наша позиция:
— Не отвечать злом на зло
— Быть готовым обнять, а не ударить в ответ
— Прилагать постоянные усилия для достижения мира
— Быть готовым жертвовать своими интересами ради мира
— Регулярно спрашивать себя: «Всё ли я сделал для достижения мира?»
«Пекитесь о добром» — это активный, постоянный процесс, а не пассивное ожидание.
Стих 19: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь.»
Христианин должен понимать, что зло существует и заслуживает наказания, но право судить и наказывать принадлежит только Богу. Когда мы пытаемся мстить сами, мы:
— Поддаёмся греховному желанию быть судьёй
— Берём на себя функции, которые нам не принадлежат
— Наполняем своё сердце негативом
— Возвращаемся к старым греховным привычкам
Лучший путь — отдать ситуацию в руки Божьи и простить обидчика, помня о том, сколько нам самим простил Христос. Такое прощение может даже привести человека к Богу. При этом можно использовать законные способы решения проблемы (например, обращение в суд), но без личной мести и злобы.
Когда Бог говорит «Мне отмщение, Я воздам» — это не предположение, а гарантия. Бог обязательно разберётся со злом: либо грех будет искуплен через Христа, либо человек понесёт наказание. И часто это видно даже в земной жизни.
Стих 20: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья.»
Призыв отвечать добром на зло (накормить врага) — это не способ навлечь на врага божью кару, как иногда думают. Это возможность показать другой мир, где вместо ожидаемой агрессии человек встречает любовь. Такой неожиданный ответ может привести человека к покаянию (как в древнем египетском обычае с горящими углями на голове — знаком раскаяния).
Мы призваны действовать иначе, чем мир, потому что нам самим прощено больше. Как Иов, нужно больше разбираться в отношениях с Богом, чем искать возмездия обидчикам.
Стих 21: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.»
Суть в том, что существует два пути реакции на зло: ответить злом или победить его добром. Если человек отвечает злом на зло, он терпит духовное поражение. Промежуточного варианта здесь нет — либо ты отвечаешь злом, либо добром. При этом важно понимать, что простое неответное зло еще не означает победу добром. Человек может не отвечать злом из страха или просто зная, что так нельзя, механически следуя правилам. Но истинная победа добром возможна только через искреннюю любовь к обидчику, когда это идет от сердца, а не просто от знания правил. Такая способность отвечать добром на зло должна основываться на новой природе человека, дарованной через спасение во Христе. Это не просто воздержание от ответного зла, а активное проявление добра и любви к тем, кто причиняет зло.
Главные мысли:
1. Быть мудрым означает следовать путем смиренных и доверять решение всех вопросов Богу.
2. Важно не просто механически отвечать добром на зло, но научиться получать от этого внутреннее удовлетворение и искреннюю радость.
3. Все практические шаги берут начало в Любви Христа, и через неё проявляются такие качества как благословение гонителей, единомыслие, смирение, неответ злом на зло.
4. Мщение не является методом верующего человека — все сложные ситуации нужно доверять Богу.
5. Смирение означает принятие мнения другого человека и готовность к изменениям, но не обязательно согласие.
6. Христианская любовь должна проявляться ко всем: к верующим, неверующим и даже к врагам.
7. Смиренный человек умеет прощать, жертвовать своими чувствами и освобождает душу от негатива.
Качества Бога:
1. Справедливый (включая справедливое воздаяние за беззаконие)
2. Всеведущий
3. Знающий все сердца людей
4. Направляющий к добру
5. Благословляющий
6. Дарующий покаяние
7. Побеждающий зло добром
8. Желающий распространения добра
Практическое применение:
1. Побеждать зло добром
2. Опережать других в добром отношении
3. Учиться жертвовать своими чувствами и эмоциями
4. Проявлять эмпатию (сочувствие, сострадание, понимание)
5. Радоваться с радующимися
6. Переустроить мышление: осознать, что покаяние ценнее мести
7. Показывать неправильность поступка вместо ответного зла
8. Стремиться быть в мире со всеми
9. Учиться размышлять по стандартам Бога, а не земным
10. Жить победой Христа и удерживать эту победу