Послание Римлянам. Размышления в малой группе. Гл.14, ст.13-21

Павел говорит о различном понимании ритуальных заповедей верующими. Он призывает относиться к этим различиям снисходительно, если люди живут для Христа. 

Существуют нравственные и ритуальные заповеди. Павел обсуждает именно ритуальные — соблюдение субботы, пищевые ограничения, праздники. Он подчеркивает, что главное — любовь к Богу и жизнь для Христа, а не внешние атрибуты веры.

Ветхозаветный пророк Исаия также говорил о приоритете нравственных заповедей над ритуальными. 

Павел призывает фокусироваться на сути веры, а не спорить о деталях ритуалов, если человек искренне любит Христа. В вечности эти различия потеряют значение, так как верующие будут постоянно пребывать с Богом.

Стих 13: «Не станем же более судить друг друга, а лучше суди́те о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.»

Павел переворачивает проблему: вместо осуждения, которое часто служит самовозвышению, он предлагает заботу о других. Осуждение — это плотское желание, унаследованное после грехопадения, но Павел призывает заменить его на действия, угодные Богу и полезные всем.

Вместо осуждения размышляйте, как не дать брату повод споткнуться. Это лучше для вас, для брата и для Царствия Божьего. Приложите усилия, проявите изобретательность, как делаете это ради себя в других ситуациях. При этом Павел не призывает грешить ради брата, а учит избегать соблазна, не нарушая Божьих заповедей.

Пример: если из-за пищи брат огорчается, ты поступаешь не по любви. Не губи пищей того, за кого умер Христос.

Стих 14: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что‐либо нечистым, тому нечисто.»

Павел, развивая мысль после 13-го стиха, говорит: не будем осуждать друг друга, а лучше подумаем, как не стать для брата причиной преткновения или соблазна. Он переводит внимание на себя: «Я уверен в Господе, что во мне нет ничего нечистого ритуально, но если кто-то слабый в вере считает иначе, для него это нечисто». Павел подчеркивает, что его ритуальная чистота не главное. Важнее, как его действия влияют на брата.

Если твоя религиозная практика соблазняет брата — не просто несогласного, а именно брата во Христе, — есть смысл, а порой и обязанность поступиться своими стандартами ради спасения его души. Преткновение может надолго оставить человека в горечи. Многие знают это чувство: кто-то исполняет заповедь, не греша, но тебе это непонятно или неприятно, и внутри остается осадок.

Стих 15: «Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер»

Если ваш брат огорчается из-за пищи, вы поступаете не по любви. Не стоит разрушать отношения из-за еды, ведь Христос умер за всех. Например, если вы едите свинину, а кто-то из вашего окружения против, лучше убрать ее из виду, чтобы не смущать других. Это касается не только пищи, но и других различий, таких как традиции или обряды. Важно находить общее и уважать друг друга, даже если взгляды различаются.

Например, в молитвенных собраниях с представителями других конфессий, таких как харизматы или англикане, стоит сосредоточиться на общей вере во Христа, а не на различиях. Духовная зрелость проявляется в умении оставлять свои предпочтения ради единства. Это касается и общения с людьми разных культур. 

Главное — сохранять любовь и уважение, несмотря на различия, и помнить, что вера объединяет.

Стих 16: «Да не хулится ваше доброе.»

Давайте разберемся честно, является ли плохим то, что я не ем свинину, исходя из 16 стиха. Никак, это не плохо само по себе. Плохим будет, если я стану превозноситься над другими или осуждать их из-за этого. 

Мое личное воздержание от свинины — это доброе дело. Но оно станет негативным, если я буду смущать или притеснять тех, кто ее ест.

С другой стороны, если я имею свободу есть свинину, зная, что в этом нет большой разницы, это тоже доброе дело согласно 16 стиху. Но плохим будет, если я стану гнобить тех, кто привык ее не есть по своим убеждениям.

Главное — не превозноситься своей позицией и не осуждать чужую, основанную на искренних убеждениях. Бог разрешил есть свинину не потому, что это нормально, а чтобы избежать споров при благовестии язычникам.

Стих 17: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.»

Царствие Божие — это не соблюдение ритуальных законов, а нечто большее, на что они указывают. Наша задача — помочь брату увидеть за этими законами сердце Христа, Его любовь к грешникам, за которых Он пошел на смерть.

Праведность, мир и радость в Духе Святом происходят не спонтанно, а когда мы познаем любовь Бога к нам лично. Невозможно возрастать в любви к Христу, погрузившись в суету и пренебрегая общением с Ним.

Если сам не растешь духовно, на какого Христа ты можешь указать другим? Ты будешь лишь тыкать людям законы, не имея ничего большего. Когда мы ослабеваем в отношениях с Христом, на первый план выходят ритуальные законы, которые легче соблюдать внешне.

Стихи 18-19: «Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак, будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.»

Тот, кто служит Христу, угоден Богу и достоин одобрения людей. Поэтому нам нужно стремиться к миру и взаимному назиданию. Мы должны стараться, чтобы наши ритуальные привычки не становились препятствием для братьев и сестер.  

Почему ритуалы, вроде «я не курю, не матерюсь», выходят на первый план? Потому что отношения с Христом ослабли. Когда любовь к Нему остывает, мы начинаем опираться на внешние формы праведности. Но этими формами никого не вдохновишь. Например, можно указать другим на их мат, но как это сделать? Просто прикрикнуть или мягко попросить? А лучше — объяснить, что это неугодно Христу. Если же мы только осуждаем, не упоминая Христа, нас назовут святошами, которые любят порядок, а не Бога.  

Главное — показать, что вы любите Христа. Но это невозможно, если вы сами Его не любите. Начните с себя. Если вы вдохновлены Христом, сможете вдохновить других. Если же вы цепляетесь за внешнюю праведность, то не вдохновите никого — это как собирать плоды с гнилого дерева.

Стихи 20-21: «Ради пищи не разрушай де́ла Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.»

Не разрушай дело Божье из-за пищи. Лучше воздержаться от того, что может соблазнить или обидеть брата. Если ты уверен, что можно есть что-то, имей это убеждение пред Богом, но не осуждай себя, если решишь не делать этого.

Если ты считаешь неправильным есть свинину, но все равно ешь, это хуже. Сомневающийся осуждается, ибо все, что не по вере — грех. Он идет против своей совести.

Но если брат твой еще немощен в вере и считает это запретным, не настаивай на своей свободе перед ним. Не фокусируйся на этом вопросе, а покажи ему взаимоотношения с Христом на практике.  

Если ты духовно силен, займись вопросами роста во Христе, а не ритуальными правилами. Оставь этот спорный вопрос в стороне ради немощного брата. Главное — не идти против совести и не разрушать дело Божье из-за пищи.


Главные мысли:

1. Царство Божие не в ритуалах, а в духовных ценностях:
— Царство Божие заключается не в ритуальном соблюдении заповедей, а в мире, радости и единстве во Святом Духе, особенно между сильными и слабыми братьями.
2. Закон указывает на Христа:
— Закон дан, чтобы направить людей к Христу и Его сердцу, раскрывая Его любовь и характер.
3. Исполнение закона не должно мешать:
— Наше соблюдение закона не должно становиться препятствием для других, чтобы они могли видеть Христа через нас.


Качества Бога:

1. Дающий мир и радость во Святом Духе: Бог дарует мир и радость через праведность Христа, вменённую верующим.
2. Понимающий приоритеты: Бог сосредоточен на главном — внутреннем, а не внешнем; ценит суть, а не форму.
3. Человеколюбивый: Несмотря на различия в ритуальном исполнении, Бог желает, чтобы люди открывали Христа и находили в этом радость.
4. Заботливый: Бог заботится о сохранении мира в человеке, чтобы никто не соблазнился, не потерял связь с Ним, и чтобы все стремились к единству с Богом.
5. Последовательный: Бог действует поэтапно: сначала закладывает фундамент — любовь к Христу и вера в Его искупление, а затем строит на этом внешние проявления. Без фундамента внешние действия теряют смысл.

Практическое применение:

1. Если Христос владычествует в сердце, нет нужды спорить о ритуальных заповедях. Слабый брат со временем достигнет верного понимания через любовь сильных братьев во Христе.
2. Вместо осуждения слабого брата, помогать ему, не подавая повода к соблазну.
3. Перенимать качества Христа — помогать, не быть соблазном для других, проявлять мудрость.
4. Переходить от ритуальности к нравственному самосознанию, основанному на Христе.
5. Главное практическое применение — любить Христа и заражать этой любовью окружающих братьев и сестер.
6. Учиться возрастать в любви к Христу — тогда все остальное (правильное понимание, применение) приложится.
12:36
79
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...