Послание Римлянам. Размышления в малой группе. Гл.14, ст.6-13

Стих 6: «Кто различает дни — для Господа различает; и кто не различает дней — для Господа не различает. Кто ест — для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест — для Господа не ест, и благодарит Бога.»

В одной церкви могут быть разные взгляды на второстепенные вопросы. Мы уже говорили, что это не ересь. Но есть общее: все должны любить Бога, благодарить Его и жить для Него. Только в этом случае различия допустимы, и их нужно принимать.

Этот текст не о либерализме, где всё можно. Он конкретный: ты должен жить для Бога. Если это соблюдено, твои заблуждения могут быть приняты как немощь. Но если человек не ест свинину или соблюдает субботу, но при этом не видно его любви к Богу, этот текст к нему не относится.

Например, один не ест свинину, потому что любит Бога и хочет Ему угодить, хотя не понимает, почему это важно. Другой тоже не ест свинину, но его вера выглядит как сухие правила, без отношений с Богом. Первый случай — в рамках текста, второй — нет.

Стих 7: «Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя;»

Седьмой стих подчеркивает: никто не живет и не умирает для себя. Живем мы для Господа, умираем — тоже для Него. Но это относится только к верующим, у которых есть отношения с Богом, а не к неверующим.

Павел говорит, что главное — вера. Мы уже читали в Послании к Римлянам, что вера не абстрактная, а конкретная:
  • в святость Бога,
  • в искупительную жертву Христа,
  • в нашу грешность,
  • в спасение только через жертву Христа.
Если эта вера есть и ведет к отношениям с Христом, тогда остальное касается нас. Евангелие — это фундамент. На нем строится наш рост, жизнь в церкви, взаимная поддержка и уважение.

Стих 8: «а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни.»

Павел говорит о самых важных вещах в жизни человека — жизни и смерти, которые должны быть посвящены Господу для истинно верующих. Если человек так не живет, то остальные вопросы к нему не относятся. Павел определяет критерии, при которых различия во второстепенных вопросах допустимы — наличие истинной веры и отношений с Богом. Такие различия нужно воспринимать как возможность роста, а не осуждать категорично. Однако если за кажущейся мелочью скрывается серьезная ересь, то после обличений такого человека следует отстранить, как говорится в другом месте. Павел имеет в виду искренние заблуждения, а не результат серьезных ересей у действительно верующих людей.

Стих 9: «Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.»

Живем мы для Господа, умираем — тоже для Него. Христос умер, воскрес и ожил, чтобы владычествовать над мертвыми и живыми. Это главная цель Его прихода: не просто спасти нас от ада, а сделать нас Его рабами и утвердить Свою власть.  

Кто такие «мертвые» и «живые»? Можно понять двояко:  
— «Живые» — это предызбранные, уже верующие; «мертвые» — еще не рожденные свыше, но тоже предызбранные.  
— Или «мертвые» — это те, кто пойдет в ад, но Христос все равно их Владыка, потому что Его власть над всем.  

Но главное здесь: Христос умер не для того, чтобы владычествовать над теми, кто в аду, — для этого Ему не нужно было умирать. Он умер за предызбранных, чтобы владычествовать над ними. Можно ли включить сюда верующих, которые уже умерли? Возможно, но умершие во Христе не считаются мертвыми, ведь над ними нет власти второй смерти. Определение размыто, но главное — речь только о предызбранных. 

Если человек говорит, что принял Христа, но живет как раньше, он, скорее всего, не понял, что значит спасение. Спасение — это не только прощение грехов, но и подчинение Христу как Господину. Невозможно принять Его как Спасителя, но не как Владыку.

Главный смысл в том, что речь идет только о власти Христа над верующими, предызбранными Богом людьми. Христос умер и воскрес, чтобы владычествовать именно над ними, а не над неверующими, над которыми Он и так является Господом. Это подчеркивает серьезность осуждения Божьих рабов.

Стихи 10-12: «А ты что́ осуждаешь брата твоего? Или и ты, что́ унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога». Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу.»

Речь идет только о верующих — тех, у кого Христос Владыка. Павел строго предупреждает: не осуждай брата, это Божья функция. Осуждая, ты присваиваешь себе власть Бога.  

Почему Павел так категоричен? Осуждение брата — это грех, корни которого идут от грехопадения, когда люди захотели судить, как боги. Мы не имеем права выносить суждение о брате, даже если он заблуждается в мелочах, но искренне любит Бога. Это не грех, а его любовь к Богу важнее. Осудить такого человека — грех для осуждающего.  

Можно ли говорить с братом о его заблуждениях? Да, нужно, чтобы помогать расти. Но если разговоры заканчиваются ссорами, это уже не о заблуждении, а о проблемах в отношениях. Если человек ни в чем не растет, упирается и не слушает, возможно, он не верующий или еретик. Еретика после 1-2 предупреждений сторонятся, чтобы не было пустых споров.  

Если человек растет в других вопросах, но упирается в одном, тему можно оставить на время. Дух Святой даст спокойствие, а позже, на фундаменте веры, он сможет увидеть ошибку. Но если он против всего и не меняется, это признак «вечно учащихся, но не познающих истину». С такими общаться бесполезно.

Стих 13: «Не станем же более судить друг друга, а лучше суди́те о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.»

Не судите друг друга, а думайте, как не стать для брата причиной преткновения или соблазна. Если я вижу, что брат искренне верующий, но из-за моих действий или слов он может уйти из церкви, это моя ответственность. Мы часто не замечаем, как сами создаем почву для преткновения.  

Все мы грешны, и наши грехи могут быть очевидны для других. Любой грех может стать для кого-то соблазном. Писание учит: вместо того чтобы судить других, смотрите на себя. Осуждение — это «бревно» в глазу, более тяжкий грех, чем мелкие ошибки брата.  

Мы обязаны видеть грехи и заблуждения других, но не для осуждения, а чтобы помогать. Если брат заблуждается в мелочах, но любит Бога, мы не имеем права его судить. Надо покрывать его немощь любовью, разбираться вместе, но не клеймить.  

Если разговоры о заблуждениях заканчиваются ссорами, это уже другая проблема. Если человек ни в чем не растет и не слушает, возможно, он не верующий или еретик. Еретика после 1-2 предупреждений сторонятся. Но если он растет в других вопросах, тему можно оставить на время, молиться и ждать работы Духа Святого.  

Если же речь идет о явных грехах (например, блуд), это не заблуждение, а серьезный грех. Писание судит такого человека, и мы обязаны согласиться с этим, но не осуждать от себя. Если он не кается после обличений, он не брат, а церковь применяет дисциплину.


Главные мысли:

1. Осуждение брата является более тяжким грехом, чем его частные заблуждения или немощи («бревно» против «сучка»).
2. Мы должны быть внимательны к грехам друг друга, но не имеем права выносить окончательные вердикты и суды, узурпируя власть Бога.
3. Не будем больше судить друг друга, а лучше будем судить о том, как не ввести брата в соблазн или преткновение.
4. Мы должны видеть различие между случайными немощами/заблуждениями брата, которые нужно терпеть с любовью, помогая ему расти, и упорным нераскаянным грехом, требующим церковного вмешательства.
5. При отлучении за грех мы не осуждаем сами, а соглашаемся с судом Писания, что такой человек уже не может считаться братом.

Качества Бога:

1. Заботливый 
2. Бережно относящийся к душам верующих
3. Защитник
4. Судья
5. Вечный
6. Всевластный («предо Мной преклонится всякое колено»)
7. Источник жизни («Живу Я» — только в Нем истинная жизнь)
8. Единственный праведный Судья
9. Честный

Практическое применение:

1. Взирать на Слово Божие, внимать истине, чтобы не осуждать брата, а с любовью подходить к его проблемам.
2. Если перед нами брат во Христе, мы не должны становиться для него причиной соблазна или преткновения. 
3. Только Слово Божие может осудить человека. Если заблуждение не осуждается Словом, это территория для исправления и роста, где мы должны помогать, а не вредить.
4. Молиться и просить у Господа мудрости, чтобы избежать осуждения брата.
5. Научиться различать грех от искреннего заблуждения и поступать соответственно — грех обличать, а заблуждение покрывать любовью.
6. При обличении греха следовать библейскому сценарию: сначала наедине, потом с несколькими свидетелями и т.д. Делать это в духе миролюбия и любви.
7. Стараться принести истину и освобождение согрешающему брату, причиняя наименьшую боль, ради его духовного роста.
8. Помнить, что Бог ради второстепенных заблуждений не пожертвует главным — владычеством над человеком и его духовной жизнью. Он терпеливо исправит эти заблуждения.
11:26
81
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...