Мы затронули вопрос о том, что христианин немыслим без органической принадлежности к церкви — не просто как формальный член, прихожанин или гость, а как часть семьи. В семье трудно скрыть проблемы, не доверять друг другу или не поддерживать в трудностях. Церковь во многом схожа с семьей: если дома вы открыты, делите радости и горести, а в церкви держитесь отстранённо, как в «кружке по интересам», то, скорее всего, вы не являетесь её живой частью.
Стих 21: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает.»
Но как это заметить, если вы живёте обособленно, без тесного общения?
В настоящей церкви «шило в мешке не утаишь». Ранние христиане были плотно вхожи в дома друг друга, проводили собрания по домам, преломляли хлеб. Одинокий странник, заходящий изредка, никогда не столкнется с такими проблемами — никто не узнает, что он ест.
Заметьте, текст говорит «не делать ничего такого» — это касается всего, что нарушает представления брата о правильном. И здесь нет оговорки «когда тебя видят» — это указание действует всегда.
Быть частью церкви — это не только привилегия, но и испытание, ведь жить открыто непросто. Поэтому многие предпочитают оставаться «гостями», избегая глубокой вовлечённости.
Итак, Павел призывает избегать любых действий, которые могут смутить брата, причём не только на виду, но и вообще. Это возможно лишь в условиях тесных церковных отношений, что и подчёркивает контекст его слов.
Стих 22: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.»
Если я верю, что свободен во Христе есть свинину, но окружен немощными братьями, где мне иметь эту веру? Только дома, а на виду нет? Или вообще только в себе?
Ответ в самом стихе: эту веру нужно иметь в себе, внутри. Я внутренне свободен, но ради братьев могу не есть. Если же меня окружают верующие, достаточно сильные в вере, чтобы не соблазняться моими действиями, проблемы нет.
Что касается вина — это особый вопрос. Иисус использовал вино, не сок. Писание осуждает не само вино, а упивание им, кроме случаев лечения или причастия.
Важно понимать: если в нашей поместной церкви есть слабые братья с определенными проблемами, лучше ради них ограничить свою свободу, чтобы не разрушалось дело Божье. Это ограничение касается не только публичных действий, но всей жизненной практики.
Фактически, будет сложно смотреть брату в глаза, утверждая, что воздерживаешься от свинины, если тайно ешь её дома. Врать нельзя. Если братья могут в любой момент спросить: «Ты реально не ешь или только здесь не ешь?» — что ты ответишь?
В стихе сказано: «Ты имеешь веру? Имей её в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает». Если я убеждён, что свинину есть можно, и у меня нет сомнений, но рядом слабые в вере, мне нужно держать эту веру внутри, а не спорить. Если человек не понимает свободы во Христе, то важнее говорить с ним о Евангелии, а не о свинине. Ради созидания церкви стоит пожертвовать своей свободой, чтобы слабый брат со временем обрёл свободу и перестал осуждать.
Но что, если в церкви большинство зрелых считает, что свинину есть можно, а приходит новичок, который против? Должны ли все ради одного отказаться? Сначала нужно понять, верующий ли он и часть ли церкви, а не просто случайный гость. Если он растёт в вере, но этот вопрос его «треножит», то ради него можно всем воздержаться. Это не проблема — в бедных регионах вообще мясо не едят, и вопрос не стоит. Главное — созидание церкви.
А если наоборот — один не ест свинину, а все едят, должен ли он ради большинства начать? Запрет на свинину не отменён, но в истории с Петром Бог показал, что ради благовестия можно быть гибким. Например, если неверующие пригласили за стол, отказ от их еды может закрыть возможность свидетельства. Стол в те времена символизировал близость, и отказ мог обидеть. Но если еда — идоложертвенное, от неё нужно отказаться, ясно заявив о своей вере в истинного Бога. Всё зависит от цели — благовестия и созидания, а не личных предпочтений.
Что насчет освященных православных яиц и куличей на Пасху? Они не считаются идоложертвенными, потому что православные не приносят их идолам. У них просто искаженное богословие — они обрызгивают еду святой водой, но не поклоняются каким-то языческим богам. Это скорее «пустопорожнее суетно» — ни пользы, ни особого вреда, кроме искажения истинного значения Пасхи.
Когда речь идет о возможных языческих корнях традиций, важно не углубляться в исторические теории, а спросить у самих людей, какое значение они вкладывают в эти обряды. Как с радугой — то, что ЛГБТ-сообщество использует её как символ, не значит, что мы должны отказаться от Божьего знамения.
То же с блинами на Масленицу. Если посмотреть на исторические корни праздника — да, там есть языческие элементы. Но большинство людей сегодня едят блины не для поклонения богу солнца или весны, а просто потому что «так принято» или «вкусно». Здравый смысл подсказывает, что проблемы нет, если ты просто ешь блины, не придавая этому мистического значения.
У нас есть два исключения из правила «ешь с благодарением»:
1) когда через это преткнется брат
2) когда я ем у язычников, и они конкретно это приносили в жертву.
При этом, если вы хотите использовать такие ситуации для евангелизации, можно в простоте сердца сказать: «Ребята, но ведь это же языческая традиция, Бог этого не любит». Главное — иметь правильное библейское понимание и применять его мудро в разных ситуациях.
Главные мысли:
1. Внутреннее состояние и убеждение имеют решающее значение
○ В наших действиях важно внутреннее состояние сердца
○ Если мы искренне уверены, что что-то можно делать, и это не противоречит нашей вере, то это действительно можно
2. Свобода в отношении обрядовых заповедей
○ Христианам дана свобода в отношении некоторых обрядовых заповедей
○ Применять эту свободу можно только когда:
— Мы понимаем значение обряда (не форму, а суть)
— У нас правильно сформулирована цель
3. Целенаправленное применение свободы или принципиальности
○ Главная цель — спасение души
○ Контекст определяет подход:
— С неверующими: свобода не быть принципиальным в обрядовых вопросах ради благовестия
— С верующими: готовность пожертвовать личными религиозными практиками, чтобы слабые братья/сестры не преткнулись
4. Жертвенная любовь в церковной общине
○ Отношения в церкви должны быть близкими и основаны на любви
○ Готовность жертвовать личной свободой ради духовного роста других
○ В этом проявляется истинная христианская любовь
5. Всё делать во славу Божию
○ Принцип из 1 Коринфянам 10 главы может служить руководством, но требует правильного понимания и применения
Качества Бога:
1. Внимательный к нуждам людей
2. Заботливый, особенно о слабых
3. Бережно относится к немощным («трости надломленной не переломит»)
4. Милосердный, не осуждающий
5. Ставит человеческие нужды выше обрядовых заповедей
6. Ценит, когда люди ищут решение своих проблем у Него
7. Различает истинные нужды от надуманных проблем
8. Любящий, «лелеет» слабых
9. Терпеливый, не обличает «в огне»
10. Практичный, признает важность удовлетворения базовых потребностей (как в случае с Давидом и хлебами предложения)
Практическое применение:
1. Взаимоотношения в церкви
- Быть внимательными друг к другу
- Знать сильные и слабые стороны братьев и сестёр, чтобы не стать источником преткновения.
- Больше общаться и узнавать друг друга, чтобы понимать, что может смутить или соблазнить.
- Открытость в церкви
- Жить как «открытая книга», доверяясь друг другу, чтобы избегать обид и недоразумений.
- Открытость помогает строить отношения на фундаменте Святого Духа, где обличение принимается с благодарностью, а не с обидой.
- Учитывать болевые точки
- Пример: еда во время собрания может смутить некоторых, поэтому важно обсуждать такие вопросы, чтобы учитывать чувства других.
- Пример: формат онлайн-церкви может смущать некоторых, поэтому нужно быть готовыми к диалогу и объяснениям.
2. Применение свободы в обрядовых заповедях
- Понимание цели и контекста
- Осознавать значение обрядовых заповедей (не форму, а суть) и цель их применения.
- Решать, проявлять ли свободу (игнорировать заповедь) или принципиальность (соблюдать её), исходя из контекста и аудитории.
- Контекст применения свободы
- С неверующими: проявлять гибкость в обрядовых вопросах, чтобы не оттолкнуть их от веры (например, не акцентировать внимание на еде).
- Со слабыми верующими: жертвовать своей свободой, чтобы не соблазнить их и помочь в духовном росте (например, воздержаться от еды, которая может смутить).
3. Общий принцип действий
- Действовать с любовью и мудростью
- Все решения (о свободе, принципиальности, приглашении новых людей, формате собраний) должны основываться на любви к ближнему и цели спасения души.
- Учитывать контекст, чтобы не стать камнем преткновения, а быть поддержкой для других.