Стихи 17-24: «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.»
Павел переключает темы и обращает внимание на иудеев. Он призывает их посмотреть на себя. Иудеи уверены, что знают Бога, закон и являются путеводителем слепых. Но почему они не учат самих себя? Почему крадут? Почему делают другие грехи? Например, злоупотребляли денежными пожертвованиями для храма, продавали идолов и религиозные сосуды ради личного обогащения.
Мы тоже часто нарушаем заповеди. Например, скачивание книг и музыки без разрешения авторов — это воровство. Обидно, что христиане не всегда осознают, что это воровство. Павел говорит о фарисеях, чьё главное упование было на то, что они исполняют закон. Но если вы считаете, что у вас всё правильно, то почему нарушаете? Они хотели красиво выглядеть перед людьми, как Саул, но при этом не слишком помнили и обращали внимания на Бога. Они даже убивали язычников, которые заходили в храм не во двор язычников.
Стихи 25-28: «Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.»
Павел бьёт в точку самоидентификации. Для иудеев обрезание было знаком народа, который посвятил себя Богу. Со временем иудеи начали вкладывать совсем другой смысл в обрезание. Они гордились им и возвышались над другими народами, хотя жили безбожно, примерно как язычники. Пример с косынкой: если жена послушна Богу, но не носит косынку, то она выполнила заповедь. То же самое с обрезанием. Если за обрезанием ничего дальше не последовало, то оно становится бесполезным.
Важна вера и упование на спасительную благодать Христа. Именно поэтому апостолы на первом соборе решили не обрезать язычников. Их объединила другая сила, и были знамения для этого: схождение Святого Духа и говорение языками. Когда человек рождается свыше, он признаёт свой грех, свою вину и начинает молиться. Молитву, конечно, можно подделать, но у верующего есть отношения с Богом. Он становится частью церкви и постоянно освящается, изменяясь к лучшему.
Павел об этом пишет, но очень коротко. Если обрезать язычника, он не станет верующим. И если иудея обрезали на восьмой день, то он тоже не стал верующим. Если я в церкви, то я верующий? Не обязательно. Но если я верующий, то я буду обязательно в церкви.
Подчёркивается главная проблема фарисеев: они искали похвалы от людей, но не от Бога. Потому что не получится искать похвалу от Того, Кого ты не знаешь. Есть такое определение: Святого Духа нельзя похулить, если Его не знаешь. Таня С. добавляет, что если человек знает Святого Духа, то не сможет Его похулить. Хула — это оскорбительные слова или нагружение имени Бога меньшим смыслом, чем на самом деле, до извращения. Они имя Бога наградили атрибутами зла.
Поэтому если ты не знаешь Святого Духа, можешь похулить Его. Именно потому, что ты Его не знаешь. Иудеи не искали похвалы от Бога, потому что они Его не знали. Для них Его похвала была абстракцией, а важнее был статус перед людьми. Поэтому язычница, которая просила крошки со стола, знала Бога лучше, чем иудеи. Тома добавляет, что Иисус оценил веру этой язычницы, а иудеи — нет. Люди, которые переносили трудности, приходили к вере чаще. Бог даёт трудности иногда только для того, чтобы привести человека к Себе.
Некоторые приходят в церковь только для того, чтобы найти свободные уши и пожаловаться на трудности. Это не является истинной верой. Вера должна быть основана на глубоком понимании и признании Бога, а не на внешних проявлениях или желании получить одобрение от окружающих.
Таким образом, Павел призывает нас к самопроверке и переоценке своих действий и намерений. Важно не просто следовать букве закона, но и стремиться к истинной вере, основанной на любви и благодарности к Богу. Только тогда мы сможем стать настоящими учениками Христа и примером для других.
Главные мысли:
1. Самодовольство иудеев: Высокое самомнение иудеев стало препятствием для их прихода к Богу. Они гордились знанием закона, обрезанием и своим статусом, но не жили по закону.
2. Божья нелицеприятность: Бог смотрит на сердце человека, а не на внешние ритуалы или обряды.
3. Истинная вера: Спасение приходит через веру и упование на благодать Христа, а не через внешнее соблюдение религиозных обрядов.
4. Проблема фарисеев: Они искали похвалу от людей, а не от Бога, потому что не знали Его.
5. Трудности и вера: Трудности часто становятся инструментом, через который Бог приводит человека к Себе.
Качества Бога:
1. Нелицеприятен: Бог оценивает человека по его внутреннему состоянию, а не по внешним заслугам.
2. Сердцеведец: Бог знает истинные мотивы и мысли человека.
3. Справедливый Законодатель: Его законы требуют исполнения, но важна вера, а не формальное соблюдение.
4. Хороший учитель: Бог воспитал Павла как ученика, который смог учить других истине.
5. Использует трудности для блага: Бог допускает испытания, чтобы привести людей к Себе.
Практическое применение:
1. Исполнение Божьих заповедей: Стремиться жить по заповедям и быть похожими на Христа.
2. Смирение: Не превозноситься над другими, особенно над неверующими.
3. Покаяние: Если есть грехи, осознавать их, каяться и стремиться изменить образ жизни.
4. Отношения с Богом: Углублять личные отношения с Богом, а не ограничиваться внешними обрядами.
5. Осознание грехов: Понимать, что даже повседневные поступки (например, незаконное скачивание контента) могут быть грехом, и избегать их.
6. Искать славы от Бога: Стремиться к похвале от Бога, а не от людей.
Заключение
Истинная вера проявляется не в соблюдении религиозных формальностей, а в живых отношениях с Богом, смирении, покаянии, изменённой жизни и уповании на благодать Христа.