Стихи 1-2: «Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие.»
Итак, подведём итоги. Павел поместил иудеев в ту же группу, что и других неверующих из первой главы. Все злодеи и все неиудеи объединены в одной группе неверующих. Какой же смысл тогда быть иудеем? Если разницы нет, зачем сохранять свою идентичность?
Иисус у колодца сказал самарянке, что спасение от иудеев. Это указывает на то, что польза от иудеев и от обрезания действительно есть. У них есть Слово Божье. Самаряне создали своё поклонение, гибрид поклонения Богу и идолам, а у иудеев был закон и правильное поклонение.
Иисуса не все видели и слышали, мы узнаём об этом из Слова. Поэтому если человек рождается свыше, он рождается от Слова. А слово — у иудеев. Не испорченное, не переделанное, то самое, которое нужно для спасения.
Второй стих говорит о преимуществах во всех отношениях. О каких сферах идёт речь? Во-первых, Слово. Одна из участниц добавляет, что Бог дал им закон, который включает политические и санитарные законы. Ментальность, воспитанная в канве Слова, привела к процветанию. И эта ментальность способствует благовестию. Им легче говорить о Христе. Благословление в Аврааме также играет важную роль. Второй участник добавляет, что это единственный народ, который знает своё происхождение от самого начала. Это влияет на их ментальность. Народ, который не размылся, не пропал, сохранил свою идентичность — это обещание Бога, которое Он выполнил. Бог заботился о народе: вывел их из рабства, кормил манной. Но они оставались неверующими, поэтому возгордились.
Стихи 3-4: «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем».»
Нации появились как результат греха людей по действию Бога. Третий стих возвращается к теме, о которой говорилось во второй главе. Бог обещал размножить евреев, но они стали неверны. Разрушит ли это обещания Бога? Нет. Он также благословляет тех, кто благословляет евреев. Поэтому антисемитизм ничем не оправдан. Часто антисемиты ссылаются на слова кричащих о распятии Христа: «Кровь Его на нас и наших детях!» Но кричала какая-то одна группа, а ненависть распространилась на весь народ.
Четвёртый стих напоминает нам, что человек лжив. Даже Авраам выдавал Сарру за сестру, а не жену. Но, несмотря на это, Бог держал Своё обещание, данное Аврааму, потому что Он верен.
Стих 5: «Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому рассуждению).»
Пятый стих говорит о нашей неправедности, особенно о неправедности иудеев. Если грешишь, и наш грех прославляет Бога, то почему Бог гневается? По человеческому рассуждению вроде бы не надо за это наказывать. Но это именно человеческое мнение. Потому что Бог ненавидит грех. Настя добавляет, что они считают, что на их плохом фоне Бог особенно хорошо выглядит. Эта логика выросла из человеческих рассуждений. Вероятно, Павел слышал подобные слова.
Стих 6: «Никак. Ибо иначе как Богу судить мир?»
Невозможно, чтобы Бог был несправедлив. Если тебе так показалось, то у тебя что-то с логикой. Бог судит мир, и Он не может быть несправедливым. Это правильно, что Он будет судить мир, потому что другого справедливого кого-то нет.
Стихи 7-8: «Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.»
Эти стихи показывают, что Павел работает с конкретными чьими-то мнениями. Он им противостоит, занимается апологетикой. Кто так говорит, получит по заслугам, потому что они извращают истину о Боге. Люди некоторые считали, что грех человека ярче показывает Бога. И призывали грешить, чтобы видели больше славы Божьей. Приписывали слова эти Павлу.
Стихи 9-18: «Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». «Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их». «Уста их полны злословия и горечи». «Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира». «Нет страха Божия перед глазами их».»
Девятый стих указывает на то, что у иудеев нет преимущества. Вернее, оно есть, но они им не воспользовались. Перечислены признаки грешного человечества. Никто не ищет Бога. Считают, что каждый ищет Бога по-своему. Но Писание ставит диагноз всему человечеству: все совратились, все негодны, никто не делает добро, все обманывают. Они врут, клевещут. Это ведёт к убийству. Пример — в телевизоре. Гортань — открытый гроб. Злословие и горечь. Люди часто говорят злые слова. Не обязательно мат, но не добрые слова. Результат извращённого лживого сердца — пролитие крови. Они не знают пути мира. Мир начинается с Бога. Их нравственный выбор: они не хотят мира, им кровопролитие ближе. Нет страха Божьего. Живут как хотят. Сами определяют, что хорошо и что плохо.
Стихи 19-20: «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.»
Девятнадцатый стих поднимает вопрос о том, что Ветхий Завет написан только для евреев. Но сущность закона — любить Бога и любить людей — адресована всему человечеству. Если у меня нет отношений с Богом, то я не могу выполнить закон. Сформулированный закон показывает грех, проявляет неправильное отношение к Богу. Если вы сравниваете себя с людьми, то вы выглядите хорошо. Но если сравнивать себя с Богом, то видны все проблемы. Чем ближе ты к Богу, тем больше проблем в себе находишь.
Главные мысли:
1. Евреи и их преимущество: Иудеи имели уникальное преимущество — знание Слова Божьего, закона, правильного поклонения и обетования. Однако они им не воспользовались, живя так же неправедно, как и другие народы.
2. Божья верность: Даже если люди неверны, Бог остаётся верным Своим обещаниям и исполняет их.
3. Все люди грешны: Никто не ищет Бога сам по себе, все люди лживы, негодны, склонны к злу и не знают путей мира.
4. Божья справедливость: Бог ненавидит грех и справедливо судит мир, потому что только Он является истинно праведным судьёй.
5. Закон выявляет грех: Закон показывает греховность человека и его неспособность жить в соответствии с Божьими стандартами без отношений с Ним.
Качества Бога:
1. Верный: Бог всегда исполняет Своё слово, даже если люди неверны.
2. Суверенный: Он управляет историей и сохраняет Свой народ, несмотря на их грехи.
3. Справедливый Судья: Бог праведно судит мир, ненавидит грех и наказывает за него.
4. Любящий: Он продолжает заботиться о Своём народе, несмотря на их неверность.
5. Исцеляющий от духовной слепоты: Бог открывает людям их греховность и ведёт к истине.
Практическое применение:
1. Познавать Бога: Углублять знание Слова и Божьего характера, чтобы осознавать свои грехи и несовершенства.
2. Покаяние: Признавать свою греховность перед Богом и стремиться избавиться от неё через Его силу.
3. Смирение: Не превозноситься над другими, а понимать, что все люди грешны и нуждаются в Божьей благодати.
4. Страх Божий: Жить с осознанием Божьей святости и справедливости, исполняя Его волю.
5. Отношения с Богом: Развивать личные отношения с Богом, чтобы иметь силы исполнять Его закон и жить праведно.
Заключение:
Знание Бога и Его Слова даёт преимущество, но оно требует правильного отклика — веры, покаяния и праведной жизни. Бог остаётся верным и справедливым, даже если люди неверны, и через Свой закон Он показывает греховность человечества, чтобы привести его к Себе.