Стихи 21-26: «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.»
Люди, вооружаясь идеей грешить, чтобы ярче увидеть святость Божью, на самом деле начинают терять адекватное восприятие этой святости. Чем больше они погружаются в грех, тем меньше способны видеть святость, вплоть до полной потери. Именно это и произошло с человеком: он перестал видеть Бога. Как написано, все лишены Славы Божьей, и это является следствием увеличения греха. Увеличение греха в моей жизни никак не увеличит святость Божью, а только навредит мне: я перестану видеть, понимать и иметь какое-либо отношение к этой святости. Можно сказать, что я потеряю интерес прославлять Бога.
Грех — это, в первую очередь, отсутствие любви к Богу. Всё остальное — это детали или способы, которыми мы проявляем эту нелюбовь.
19-20 стихи поднимают важный вопрос: кому говорит закон? Относится ли это только к евреям? Стих говорит: «закон говорит состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом». То есть, закон касается всех, и весь мир становится виновен перед Богом.
Мы обсуждали, что одна культура осуждает другую, и они будут судимы по своему законодательству. Если они верят, что, например, изнасилование — это не грех, то для них это не грех. Однако, внутренняя природа противоречия в голове у язычников или тех, кто не знает закона, не отменяет их вины перед Богом. Существование внутренних противоречий и внутренних законов доказывает, что существует некий абсолютный законодатель, что существует механизм законотворчества.
Стих говорит и о тех самых язычниках, у которых есть совесть. Их совесть доказывает, что они тоже под общим для всех законом Божьим. Она доказывает, что концепция добра и зла существует. Именно об этом говорит Павел.
Если уберём закон, но оставим понятие греха, понятие добра и зла, пропадёт ли всё, что противится Богу? Пропадёт ли факт абсолютной святости Бога? Нет, они не пропадут. Но для стороннего наблюдателя грань между добром и злом не будет ясна. Зло может начать мимикрировать под добро. Мы видим это постоянно: грешники придумывают оправдания, почему они не грешны, и то, что они делают, это хорошо. Для этого и был дан закон, чтобы провести чёткую грань между добром и злом. Грех уже существует, а закон нужен, чтобы познать его, чтобы не быть слепыми, чтобы понимать, куда не следует идти. В этом смысле, Закон Божий, данный людям, является великолепным инструментом для ориентации в мире. Он помогает разобраться, что хорошо, а что плохо, настроить совесть правильно.
21 стих указывает на то, что независимо от закона был грех, и была правда Божья. Закон просто помог разобраться, отделить одно от другого, провёл чёткую границу между добром и злом. В чём конкретно эта праведность Божья проявилась? Праведность — это свойство, в данном случае Бога. Он всегда говорит правду, потому что Он праведный. Здесь речь идёт не о том, что Он сказал, а о том, какой Он.
Праведность существует независимо от закона. Закон является скорее продуктом праведности, но не наоборот. Божья праведность делает что-то, что может происходить независимо от закона. Речь идёт о том, что спасение человека Богом производится независимо от исполнения закона. Для Бога исполнение закона не является аргументом при выборе кого-то для спасения. Бог возвышается над этим, Он праведен и может спасти человека независимо от его дел.
Если бы надо было выбрать кого-то получше для Царства Божьего, а тех, что похуже, отправить в ад, то Бог просто бы всех утилизировал. Но независимо от того, что сделали избранные, Бог решает их спасти. Исайя говорил: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились». Речь идёт не о болезнях, а о том, что все мы, как овцы, совратили с пути, каждый на свою дорогу, и Господь возложил на Него грехи всех нас. Вот от чего мы исцелились.
Пророкам было открыто, что их пророчества служили не им самим, а нам. Это то, что ныне проповедуется вам в Евангелии. Петр делает тот же вывод, что и Павел: благодать Божья дарована нам. В Исайи 53:11 сказано: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольствием; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт». Здесь описан инструмент, каким образом благодать будет действовать в нашей жизни: мы станем способны познавать Его, в контексте спасения.
В Бытие 15:6 сказано: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Независимо от закона явилась правда Божья, потому что предполагалось, что к Богу будут приходить по вере.
Стихи 27-28: «Где же то́, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.»
Концепция о том, что к Богу можно приблизиться только исполняя Закон, очень живуча. Выполни определённый набор требований, напрягись, и только потом Бог обратит на тебя внимание. Здесь же написана полная противоположность этой идее. Нет различия между язычниками и евреями, между теми, кто выполняет закон и кто не выполняет. Все согрешили и лишены славы Божьей. Поэтому речь идет обо всем мире, который весь стал виновен перед Богом.
Часто можно встретить мнение, что верующие — это и православные, и католики, и даже свидетели Иеговы. Здесь же апостол Павел конкретизирует, о какой вере идёт речь, какая вера спасает. Он пишет: «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе».
Важно признать, что все согрешили. Если мы это отрицаем, то игнорируем огромный кусок истины. На этом, собственно, и спекулируют православные и католики, утверждая, что благодать нужно стяжать через церковные таинства: исповедь, причастие, пост, молитву. Но в тексте нет никаких церковных таинств, только оправдание даром, по благодати, благодаря тому, что сделал Иисус Христос.
Христос искупил грехи человечества настолько сильно, что Его жертва не просто отменила гнев Божий, но и превратила его в милость. Эта жертва была достаточной для искупления всех грехов, как прошлых, так и будущих. Поэтому нет необходимости отрабатывать новые грехи, как учат православные и свидетели Иеговы. Если следовать такой логике, то получается, что мы вообще не искуплены Богом, поскольку Христос искупил только те грехи, которые были до момента распятия.
Пример католиков, которые практикуют ежедневную исповедь и причастие, чтобы получить прощение грехов, не имеет библейского основания и противоречит учению о достаточности жертвы Христа. Верующий человек не может хвалиться своими делами, а оправдывается только верой в Иисуса Христа. Было бы странным, если бы Бог решил оправдать только грехи прошлого, не учитывая грехи, совершенные после обращения к вере.
В Библии есть тексты, которые говорят о том, как поступать с грехами, совершенными верующими людьми. Верующий человек не имеет права утверждать, что у него нет греха, поскольку это было бы не только глупостью, но и оскорблением Бога. Православные считают, что благодать нужно стяжать, накапливать святость, чтобы её хватило на спасение. У них нет той точки, о которой говорится в Писании: «Мы признаём, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона».
Поэтому православие — это не христианство, это религия неверующих людей. В ней много «фишек» для достижения каких-то заслуг, что типично для язычества. Это манипуляция Богом своими делами, через достижения они пытаются заставить Бога что-то сделать. И вообще в православии история, предание — главнее Библии. Что тут можно сказать? Театр абсурда.
Хотя здесь написано предельно просто. Текст очень прост, чтобы никто не хвалился. Бог спасает своей праведностью: Он отдал своего Сына в умилостивление, в жертву Самому Себе, чтобы явить свою праведность, восторжествовать над справедливым гневом милостью и принять нас в свои объятия.
Главные мысли:
1. Спасение по благодати: Человек оправдывается исключительно Божьей благодатью через веру в Иисуса Христа, независимо от дел закона или каких-либо достижений.
2. Грех и его последствия: Грех отделяет человека от Бога, лишает его способности видеть Божью святость и понимания Его природы. Грех – это проявление нелюбви к Богу.
3. Роль закона: Закон дан для того, чтобы показать разницу между добром и злом, выявить грех и направить людей к Богу. Однако спасение не зависит от исполнения закона.
4. Божья праведность: Божья праведность существует независимо от закона. Она является основой спасения, которое достигается через жертву Христа.
5. Жертва Христа: Искупительная жертва Иисуса Христа достаточна для прощения всех грехов – прошлых, настоящих и будущих. Человеку не нужно «зарабатывать» спасение через дела или ритуалы.
6. Все согрешили: Все люди без исключения виновны перед Богом и нуждаются в спасении. Нет различий между евреями и язычниками – все лишены славы Божьей.
7. Христианская вера: Спасительная вера – это вера в Иисуса Христа и Его искупительную жертву, а не в церковные обряды или человеческие усилия.
Качества Бога:
1. Праведный: Бог абсолютно свят, праведен и ненавидит грех. Его праведность проявляется в спасении людей через жертву Иисуса Христа.
2. Милостивый: Божья милость превозмогает Его справедливый гнев, и через Христа Он прощает грехи верующих.
3. Справедливый: Бог судит мир по Своему закону, но спасение дарует по благодати, чтобы никто не мог хвалиться своими делами.
4. Верный: Бог исполняет Своё обещание о спасении через веру, независимо от человеческих заслуг.
5. Любящий: Величайшее проявление Божьей любви – это жертва Иисуса Христа за грехи всего мира.
Практическое применение:
1. Проповедь Евангелия: Напоминать окружающим, включая православных, католиков и других, что спасение – это дар Божьей благодати, а не результат человеческих усилий или религиозных обрядов.
2. Покаяние: Постоянно признавать свою греховность перед Богом и благодарить за Его милость и прощение.
3. Смирение: Осознавать, что спасение не зависит от личных заслуг, дел или достижений, и не хвалиться своей праведностью перед другими.
4. Изучение Писания: Углублять знание Библии, чтобы укреплять веру в благодать и праведность Божью, а также различать добро и зло.
5. Освящение: Стремиться к жизни, которая отражает Божью святость, благодаря искуплению, дарованному через Христа.
6. Благодарность за жертву Христа: Жить с осознанием величия искупительной жертвы, которая прощает все грехи – прошлые, настоящие и будущие.
7. Обличение заблуждений: Разоблачать ложные представления о спасении через дела, ритуалы или обряды, указывая на достаточность жертвы Христа.
Заключение:
Спасение – это дар Божьей благодати, основанный на жертве Иисуса Христа. Оно доступно каждому, кто признаёт свою греховность и принимает эту благодать через веру. Закон дан, чтобы показать грех и направить к Богу, но спасение происходит исключительно благодаря Божьей праведности и милости.