Стихи 6-8: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.»
«Ибо» — это слово указывает на причинно-следственную связь; оно подтверждает предыдущие фразы и служит доказательством того, что говорилось ранее. Седьмой стих вроде бы выбивается из повествования, представляя собой эмоциональную вставку. Однако «ибо» этого стиха подтверждает то, что говорилось в первых шести стихах: любовь Божья излилась в сердца наши, потому что Иисус Христос умер за нас, нечестивых.
Непонятно, как Святой Дух в нас изливает любовь. Излияние любви Святым Духом — это процесс, который требует объяснения. Как это делается? Иисус Христос умер за нас. Мы услышали боговдохновенное слово, Евангелие. Один из участников добавляет, что когда есть человеческая надежда, люди видят только то, что существует материально. Например, старые люди не рожают детей. Но если люди рождаются свыше, они начинают видеть духовную реальность сквозь физическую. Человек начинает видеть Бога за всем, что происходит на земле, и его надежда сосредоточена только на Нём.
Восьмой стих логически продолжает мысль: когда мы были грешниками, мы не могли обратиться к Богу. Он сделал это, когда мы были совсем плохими. И мы стали условно хорошими. Спасёмся от гнева. Будучи оправданы вчера, мы спасаемся жизнью Христа сегодня. У нас есть косяки, мы не ангелы. И то, что Бог тебя любит любого, должно нас поднимать. Бог не будет ждать, когда ты станешь праведным. Он знает, что ты слаб. Он спас тебя не потому, что ты хороший, а потому что Он хороший.
Стихи 9-11: «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его. И не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили ныне примирение.»
Текст направлен на поддержку слабых христиан или тех, кто оступился. Это не значит, что Бог одобряет всё, что мы делаем. Но наш опыт говорит, что то, что мы делаем сейчас, кажется нам хуже того, что было до покаяния. Просто мы сравниваем свои поступки со святостью Бога и Его стандартами. И это нам кажется ужасным. А если сравнить себя сейчас и себя в прошлом, то видно, как мы изменились. И у нас сейчас другой образ мыслей. Состояние сердца до обращения и сейчас — две большие разницы.
Вопрос спасения имеет два основных аспекта: спасение от гнева Божьего и спасение от грехов. На верующем человеке гнев Господа не проявляется, а только воспитательные моменты. Одиннадцатый стих напоминает нам, что всего этого мало, мы хвалимся Богом.
Стихи 12-14: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.»
Двенадцатый, тринадцатый и четырнадцатый стихи говорят о том, что от Адама до Моисея не было сформулированного закона. Однако смерть как наказание за грех была. Закон был, потому что Бог говорил с людьми. Настя добавляет, что Бог сказал, чтобы не ели плодов конкретного дерева. Они это нарушили. Это был такой закон. Отстранённость от Бога и был грехом. Бог есть истина. И что в Его глазах хорошо — это хорошо, и что плохо — плохо. Главная проблема людей не в том, что они делают, а в том, какие они. Проблемы у людей внутри. Адам является образом будущего.
Греховное желание в сердце есть всегда. И если человек не бодрствует, оно превращается в сделанный грех. Когда человек кается в греховных мыслях, это не совсем правильно. Является ли грехом то, что мы думаем? Да. Об этом говорится в последней заповеди. А станет ли этот грех воплощённым грехом или нет — не настолько важно. Важно понимать, что грех начинается с мыслей, с сердца. В раю греховных желаний не было до того, как не появился змей. Грех появился в мыслях, а если он проявляется, то грех усугубляется. Дьявол подкидывает мысли, а мы можем их либо отвергнуть, либо послушать.
Стих 15: «Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.»
Пятнадцатый стих представляет поразительное утверждение. Если кто-то заболел и заразил остальных, это нам понятно. А вот чтобы кто-то выздоровел и заразил здоровьем остальных — для нас это представить странно. Этот парадокс подчеркивает уникальность и мощь Божьей любви и спасения. Он показывает, что спасение не просто избавляет нас от грехов, но и даёт нам возможность передать эту любовь и исцеление другим.
Мы видим, что наше спасение — это не просто избавление от грехов, но полное изменение жизни. Мы становимся новыми людьми, которые живут по законам любви и справедливости. Это процесс, который требует постоянного усилия и доверия Богу. Мы должны научиться различать Божье от человеческого, искать Его волю и следовать ей.
Главные мысли:
1. Бог являет Свою любовь, не дожидаясь, когда человек станет безгрешным.
2. Источник духовной силы – жертва и воскресение Христа, дающие оправдание и поддержку в повседневной жизни.
3. Грех зарождается в мыслях, поэтому важно следить за внутренним состоянием и осознавать корень проблемы.
4. Человек начинает надеяться на Бога, переосмысливая происходящее с духовной точки зрения, а не ограничиваясь земными надеждами.
5. Цель Божьей милости – не только простить грехи, но и преобразовать жизнь верующего, давая ему силы жить праведно.
Качества Бога:
1. Любящий: Бог любит людей «когда они еще грешники» и не ждет от них совершенства.
2. Милостивый и прощающий: Бог не наказывает по справедливости грешника, а проявляет милость; прощение «вменивается» человеку по вере.
3. Оправдывающий: Он снимает вину с грешника благодаря искупительной жертве Христа.
4. Ходатай: Бог, через Христа, выступает за нас перед Собой же, открывая путь к личным отношениям с Ним.
5. Изобилующий благодатью: Бог изливает на верующих силу жить праведно и дает все необходимое для духовного роста.
Практическое применение:
1. Принятие Божьей любви: Осознанное понимание, что Бог любит нас не по нашим делам, а по Своей благости, побуждает к искренней благодарности и доверию Ему.
2. Надежда на Бога: В любых трудностях не ограничиваться материальным взглядом, а искать Божий замысел и Его поддержку, зная, что Он силен совершить даже то, что кажется невозможным.
3. Бодрствование над мыслями: Поскольку грех зарождается в сердце, важно учиться различать и отвергать неправильные мысли и желания, заменяя их на истину Слова Божьего.
4. Радоваться оправданию: Понимать, что мы «спасены от гнева» и находимся под отцовским воспитанием Бога, должно вдохновлять жить праведно, а не вести к безответственности.
5. Рост в святости: Сосредоточиться на том, чтобы благодарной жизнью откликаться на Божью милость, сотрудничая с Ним в преображении характера и поступков.
6. Прославлять Бога: В тексте звучит мысль, что мы не только принимаем благодать, но и «хвалимся Богом» – в словах и делах свидетельствуем о Его любви и благости людям вокруг.