Грех появился не с появлением закона. Он появился после грехопадения Адама и Евы. Закон же появился позже и умножил грех. Речь идет о том, что благодаря закону грех стал более видимым. Павел тоже писал о себе как о первом из грешников. Познав Бога, мы начинаем понимать, насколько много греха в нас. И на этом фоне явно становится видимой изливающаяся на нас благодать. Она всегда была, но человек её не замечает. Просто осознание своего греха делает её видимой.
Стихи 1-4: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.»
Люди часто не понимают, что это значит, считая, что чем темнее ночь, тем ярче звёзды. Поэтому Павел говорит, что в грехе невозможно оставаться. Рождённый свыше не может хотеть грешить. Оступиться — да, может, но не сознательно грешить. Когда мы крестимся во Христа, мы крестимся в Его учение, погружаемся в него. Павел говорит о смерти, чтобы мы держались подальше от греха. В 4-м стихе он объясняет, что, в отличие от Христа, мы физически не умираем. Мы крестимся в учение, которое говорит, что Он умер за нас.
Если мы действительно крестились в смерть Христа, то это значит, что у нас уже новая природа, и грех для нас не характерен. Всё начинается с малости, с семечка, и новая природа разрастается всё сильнее. Старое ещё остаётся и порой очень мешает нам, но по настоящему рождённый свыше человек другой по природе. Мы умираем для греха и воскресаем для Бога.
Как Христос воскрес славой Отца, так и нам надо жить, ходить славой Отца. Воскресение — разовый момент. А ходить — это всю жизнь. Слава Отца — это выдающиеся качества Бога, которыми мы восхищаемся и которые познаём. Даже если на необитаемом острове нет никого, кроме нас и Бога, есть возможность славить Бога. Даже если людей вообще нет на этом острове, то слава Бога там точно есть. Восхищаться Богом, поступать так, как Он — это возможно только познав Его.
Христа воскресила сила Отца. Слово Божье — это выражение Божьего характера. И это не зависит от того, кто его читает или не читает (есть такая ересь, что Слово действует только тогда, когда его читают).
Стихи 5-6: «Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;»
В 5-м стихе говорится о подобии смерти и подобии воскресения. Христос не умирал ради греха. И Он всё время жил для Отца. А мы умираем для греха и начинаем жить для Отца. Поэтому говорится о подобии. После рождения свыше мы уже не рабы греха. У нас есть силы побороть этот грех. Это Божьи силы. Но если раб обычно не любит своего хозяина, то человек часто любит грех. И боится с ним расстаться. Но у нас есть возможность с ним бороться. Именно поэтому при душепопечении очень важно знать, рождён ли человек свыше или нет. И действия при разных ответах будут разные.
Пример из фильма. После освобождения из тюрьмы человек продолжал просить разрешения пойти в туалет, хотя это уже было не нужно. Но он так привык. Надо себя тренировать в новой природе. Чем больше тренируешь, тем лучше будет. Пастор добавляет, что когда в Америке отменили рабство, многие люди по привычке шли работать на плантации.
Стих 7: «ибо умерший освободился от греха.»
7-й стих говорит о теле греховном, но речь идет не о теле, а о плотском мышлении. Умерший освободился от греха. Поэтому над нами грех не имеет власти. Фрейд сказал, что мы никогда ни от чего не отказываемся. Мы просто одни удовольствия меняем на другие. Например, ради здоровья человек бросает курить. И мы ради небесных удовольствий бросаем грех. А мы к этому не приучены. И продираемся, как сквозь тусклое стекло. Надо признать небесные удовольствия преимущественными.
Стихи 8-11: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.»
Эти стихи напоминают нам, что Бог нас точно доведёт, точно убедит, что жизнь с Ним лучше любого греха. Один из участников рассказывает свой опыт: с 1994 года до покаяния он сидел на наркотиках, курил и матерился. А потом — как будто приходит хирург, и тебе отрезает пятую ногу. И ты восхищаешься Богом, и предыдущий образ жизни становится отвратительным. И каждый день есть куда освящаться.
Борьба с грехом не освобождает нас от всех грехов. То, что человек бросил курить, не означает, что он перестал раздражаться. Павел говорит, что если там что-то трепыхается, то это означает, что это приговорено. Пусть грех этот трепыхается болезненно и долго, но он обречён.
Смерть не имеет власти над Христом. И всегда не имела. Он умер для греха, хотя Он не знал греха. И живёт для Бога, хотя всегда знал Бога. Мы должны быть мёртвыми для греха и живыми для Бога.
Стихи 12-14: «Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.»
Греховные всякие штуки — это результат того прошлого, что ещё цепляется за нас. Это атавизм, то, что нам не свойственно. Оно отомрёт, уйдёт, и чем раньше мы осознаем это, тем легче нам будет. Женя добавляет, что нам нужен чёткий образ будущего. И это поможет нам преодолевать трудности и идти к цели.
Надо прикладывать усилия к тому, чтобы жить в соответствии с нашей новой природой. Это серьёзная работа — перетренировка души. Мы меняемся силой Божьей, но не без нашего участия. Кнопочку должны нажать сами. Мы должны стремиться к тому, чтобы жить по Божьим законам и следовать Его воле. Это требует постоянного усилия и самоанализа, но результат стоит того.
Главные мысли:
1. После рождения свыше человек получает новую природу
2. Крещение символизирует смерть для греха и воскресение для новой жизни
3. Грех больше не имеет власти над верующим человеком
4. Освобождение от греха — это процесс, требующий усилий и времени
5. Старая природа постепенно отмирает, новая укрепляется
Качества Бога:
1. Могущественный: Бог имеет силу изменить человека и освободить его от греха.
2. Аккуратный: Бог отделяет душу человека от заразы греха.
3. Славный: Бог достоин славы и почитания.
4. Святой: Бог свят и призывает людей к святости.
Практическое применение:
5. Активно познавать Бога через Его Слово
6. Сознательно противостоять греху
7. Развивать новую природу через послушание Богу
8. Фокусироваться на небесном вместо земного
9. Помнить о своей новой идентичности во Христе
10. Использовать Божью силу для преодоления греха
11. Стремиться жить для славы Божьей